Интегрированный урок по географии и биологии в 7-м классе В поисках капитана Гранта

Цели:

образовательные

:

-

углубить знания обучающихся о природных
условиях, особенностях животного и
растительного мира Южной Америки и Австралии
через межпредметные связи;

- совершенствовать умения устанавливать связи
между природными компонентами;

развивающие:

- развивать интерес к изучению биологии,
географии, чтению художественной литературы;

- закреплять умения и навыки по созданию
компьютерных слайдов;

- развивать коммуникативные способности
обучающихся через игру;

- развитие у детей культуры речи;

воспитательные:

- воспитание у учащихся толерантности по
отношению к народам мира, их культуре и
традициям.

Форма работы

: групповая, индивидуальная.

Задачи:

- ставить проблемные вопросы и уметь их решать.

- продолжить формирование умений работать с
наглядным материалом, атласами, контурными
картами, художественным текстом, видеозаписями.

- обобщить знания по географии и биологии: Южная
Америка и Австралия. Приспособления животного и
растительного мира к условиям жизни данных
материков.

Оборудование

: Мультимедийный проектор,
компьютер, экран, колонки, настенная физическая
карта мира, контурные карты, атласы, учебник авт.
В.А. Коринская и др., География материков и
океанов, 7 кл. –М.: Дрофа, 2008, учебник авт. В.М.
Константинов и др. Биология , 7 кл. – М.: Изд. Центр
“Вентана — Граф” 2008. книга Ж. Верна “Дети
капитана Гранта”, фильм “Дети капитана Гранта”
режиссер В. Вайншток, слайды с изображением
животных и растений Южной Америки и Австралии,
раздаточный материал.

Проблемное домашнее задание

: найти ответы на
вопросы в тексте книги.

Ход урока

Начинается урок с фрагмента фильма,
посвященного встрече с акулой.

Капитан. Я — капитан судна “Дункан” -Джон
Манглс. После того как мы узнали том, что наш
соотечественник попал в беду, мы с моими друзьями
и помощниками решили отправиться на его поиски.
Наш путь я буду показывать на карте, вы отмечаете
его на своей контурной карте.

В конце нашего путешествия мы проверим
правильность нанесения его на карту. Наш путь
начинается из порта Глазго и лежит к берегам
Южной Америки.

Демонстрация слайда акула – молот

. Слайд №1.

Появляется Паганель, все удивляются.

- Сэр, с кем имею честь говорить?

- С Жаком-Элиасеном-Франсуа-Мари Паганелем,
секретарем Парижского географического общества.
Вы видите перед собой человека, который 20 лет
изучал географию не выходя из кабинета, и
наконец, решив заняться ею практически,
направляется теперь в Индию, чтобы связать там в
одно целое труды великих путешественников.

Идет небольшой диалог капитана, Паганеля и
помощников о возможной высадке Паганеля на
островах Мадейра, Зеленого мыса и Канарские.
Паганель соглашается идти к берегам Южной
Америки.

“Дункан” через Магелланов пролив подошел к
западным берегам Южной Америки у 37 параллели.
(Ребята продолжают отмечать путь на контурной
карте)

Демонстрация отрывка из фильма о путешествии в
Андах и землетрясении.

Вопросы из домашнего задания: Почему
Кордильеры так часто меняют свои очертания? Чего
испугались гуанако? Свое путешествие Гленарван и
его спутники совершали на мулах. Кто такие мулы?

Демонстрация отрывка из фильма о кондоре и
спасении Роберта.

Слайд №2

Вопросы.

Мог ли кондор унести ребенка? Чем
питаются кондоры?

К путешественникам присоединяется Талькав и
они продолжают путь к Восточному побережью через
пампасы.

Вопросы.

Что такое пампа, каковы особенности
данной природной зоны? С чем связано изменение
растительности пампасов при движении с запада на
восток. Почему путешественники свернули с 37
параллели?

На экспедицию напали красные волки. Слайд
№3.

Вопросы.

Какое любопытное явление встретили
путешественники на Аргентинских равнинах?
(Миражи)

На их пути встретился “лес рогов”. С чем это
было связано?

Демонстрация отрывка из фильма о наводнении и
буре.

Вопросы. В чем была причина такого
наводнения?



Во время спасения путешественников от
наводнения, на них нападают кайманы. Кто такие
кайманы? Слайд № 4.

Кайманы, как и большинство крокодилов, большую
часть времени проводят в воде. А где они
размножаются? Нужны ли в природе крокодилы?

Демонстрация отрывка из фильма рассказ
Паганеля о пути по 37 параллели и идея о том, что
капитан Грант в Австралии.

Встреча экспедиции капитаном Манглсом и
разработка маршрута к Австралии.

Маршрут: до острова Тристан-да-Кунья, город
Кейптаун, Архипелаг Амстердам….

(Отмечаются на контурной карте)

Во время путешествия погода портится.

Вопросы. Каковы причины возникновения
урагана, вызвавшего сильнейший шторм? Во время
шторма судно чуть не потерпело крушение. Что и
как помогло предотвратить крушение?

Экспедиция высаживается в Австралии. Показ
слайдов о природе Австралии и рассказ Паганеля.
Слайд №5.

– “Говорю вам, повторяю вам, клянусь вам, что
это самый любопытный край на всем земном шаре.
Его возникновение, природа, растения, животные,
климат, его грядущее исчезновение – удивляло,
удивляет и удивит всех ученых мира. Представьте
себе, друзья мои, материк, который, зарождаясь,
поднимался из морских волн не своей центральной
частью, а краями, как своеобразное гигантское
кольцо; материк, который, быть может, таит в самой
сердцевине своей полуиспарившееся море; материк,
где реки с каждым днем все больше и больше
пересыхают; где нет сырости ни в воздухе, ни в
почве; где деревья ежегодно теряют не листья, а
кору; где листья обращены к солнцу ребром и не
дают тени; где деревья часто несгораемы: где
тесаный камень тает от дождя; где леса
низкорослы, а травы гигантской вышины; где
животные необычны; где у четвероногих имеются
клювы, как у ехидны и утконоса, что заставило
ученых придумать особый класс птицезверей; где у
кенгуру лапы разной длины; где лисицы порхают с
дерева на дерево; где лебеди черны; где крысы вьют
гнезда; где птицы поражают разнообразием своего
пения и своих голосов: одна служит будильником,
другая – щелкает, как бич кучера почтовой кареты,
третья – подражает точильщику, четвертая –
тикает, точно маятник часов; где есть такая,
которая смеется по утрам, когда восходит солнце,
и такая, которая плачет по вечерам, когда оно
заходит. О! Самая причудливая, самая нелогичная
страна! Земля парадоксальная, опровергающая все
законы природы! Ученый-ботаник Гримар имел
полное основание сказать о ней: “Вот она, эта
Австралия, некая пародия на мировые законы, или,
вернее, вызов, брошенный всему остальному
миру!””

Демонстрация отрывка из фильма “А ну-ка песню
нам пропой веселый ветер”.

Вопросы: Почему Паганель так не любит
эвкалиптовые леса?

В чем уникальность флоры и фауны Австралии? Кто
такие эндемики и реликты? Приведите примеры из
флоры и фауны Австралии.

Почему материк Австралия самый засушливый?

После хитрой уловки Айртона и его банды
путешественникам, преодолевая огромные
трудности, все же удалось добраться до Новой
Зеландии.

Демонстрация слайдов с изображением гаттерии и
киви. Слайд №6.

Вопрос. Среди новозеландцев было очень
распространено людоедство. Обоснуйте причины, по
которым каннибализм был распространен именно в
Новой Зеландии.

Отчаявшиеся путешественники возвращаются в
Англию, но по пути домой пристают к острову Табор
и находят там капитана Гранта и его спутников.

Капитан Манглс подводит итоги путешествия,
ученики заканчивают работу с картой.

Игра-закрепление

1. Новозеландцы во время плена сделали
татуировку Паганелю. В чем ошибка Жюль Верна в
описании татуировки.

2. У вас на столах раздаточный материал,
назовите какие растения родиной из Южной
Америки.

- Апельсин, репа, кукуруза, арбуз, огурец,
помидор, лук, картофель, табак, кофейное дерево,
подсолнух, тыква, какао, арахис.

3. Часто можно услышать утверждение “змеи и ужи
-…” Есть ли здесь зоологическая ошибка?

4. Назвать животное или растение и определить, с
какого оно материка.

Слайд №7.




Следующий: