Интегрированный урок окружающий мир + внеклассное чтение В гости к зиме. 2-й класс

Основная цель занятия:

  • создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации;
  • применение знаний, умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассовую, групповую и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.

Цели занятия:

  • развивать технику чтения;
  • продолжить обучение нахождению поэтических образов в природе;
  • учить детей бережному отношению к природным объектам;
  • закрепить знания о признаках времени года в неживой природе и изменения живого в природе;
  • обучать эмоциональному восприятию от общения с поэзией великих поэтов.

Продолжительность занятия: 2 урока.

Предметные области: окружающий мир, внеклассное чтение.

Оборудование и материалы:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска;
  • презентация к уроку;
  • учебник. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 2 кл.- М.: Просвещение, 2008.
  • карточки с названиями профессий и их формулировкой;
  • рисунки о зиме, выполненные учениками;
  • отзывы на стихи о зиме, написанные учениками;

Организация деятельности: групповая, коллективная, индивидуальная работа.

Система оценивания, подведение итогов: вербальная оценка, эмоциональное восприятие одноклассников.

План работы:

  • организационный момент;
  • актуализация знаний детей;
  • введение в тему урока, проблемная ситуация;
  • работа над новым материалом:
  • первичное усвоение нового материала;
  • осознание и осмысление учебной информации;
  • подведение итогов.

Планируемые результаты начального общего образования.

Программа формирования универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты)

Раздел «Личностные универсальные учебные действия»

У ученика будут формироваться:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной литературой.

Раздел «Регулятивные универсальные учебные действия»

Ученик развивает навыки:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Раздел «Познавательные универсальные действия»

Ученик учится:

  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • Раздел «Коммуникативные универсальные учебные действия»

Ученик учится:

  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнера;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое, владеть высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ход урока

I. Настрой

Игра-ледокол «Здравствуйте» (ученики – гостям и друг другу хлопают в ладоши и говорят «Здравствуйте») [1].

Учитель: С каким настроением начинаете урок?

II. Проверка домашнего задания

Учитель: Какую тему изучали на прошлом уроке? («Все профессии важны»)

Игра «Доскажи словечко»

Трактор водит… (тракторист),
Электричку – … (машинист),
Стены выкрасил… (маляр),
Доску выстругал… (столяр),
В доме свет провел… (монтер),
В шахте трудится… (шахтер),
В жаркой кузнице… (кузнец),
Кто все знает – молодец!

Учитель: Какое домашнее задание вы выполняли в тетради? (при помощи дополнительной литературы найти определение профессиям).

Работа у доски с карточками: найди правильный ответ (Приложение 1).

Взаимопроверка тетрадей: стр. 50 №3.

Учитель: Можно ли назвать самую главную профессию? Что является началом пути к любой профессии? (школа, учеба).

Обобщение учителя: Каждый день мы с вами учимся учиться, все время пополняя свои знания. И сегодня на нашем уроке мы узнаем много интересного.

III. Введение в тему урока. Проблема

Учитель: Ребята, сегодня у нас в гостях очень красивое время года. А какое, вы узнаете, отгадав загадку (Слайд 1).

Учитель: Какие сезонные изменения в природе помогли вам определить это время года? Подумайте, как может называться тема нашего урока? Давайте откроем учебник и прочитаем.

IV. Сообщение темы урока

Учитель: Сегодня мы отправляемся в гости к Волшебнице Зиме (Слайд 2).

Учитель: Сегодня мы будем говорить об изменениях в живой и неживой природе с наступлением зимы. А помогать нам будут в этом стихи о зиме, которые вы учили к уроку внеклассного чтения.

Ученик читает стихотворение Н. Некрасова «Не ветер бушует над бором…».



Ученик читает стихотворение А. Блока «Вечер тихий и морозный».

V. Изучение нового материала

Учитель: Вспомните, какая бывает природа? Что относится к живой и неживой природе? Какие зимние месяцы вы знаете?

1. Зимние месяцы

Работа в тетради: стр. 51 №2.

Учитель: Как месяцы называли в старину? (Слайды 3,4)

2. Неживая природа

Ученик читает стихотворение А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»

Учитель: О какой вате нам поведал поэт? Послушайте текст и ответьте на вопрос: как образуется снег? (Слайд 5)

Психологический текст «Снежная фантазия» Дж. Лингельбах [2] (Приложение 2)

Работа в тетради: стр. 51 №3.

3. Зимние явления

Работа в тетради: стр. 52 №4.

Ученики читают слайды и записывают в тетради зимние явления (Слайды 6–8).

Учитель: А сейчас я проверю, как вы хорошо знаете зимние явления. Отгадайте кроссворд (работа в парах).

Кроссворд. «Как изменяется неживая природа» (Приложение 3).

Проверка кроссворда (Слайд 9).

4. Живая природа. Растения зимой

Учитель читает стихотворение В. Берестова «Семена на снегу» (Слайды 10–11).

Учитель: Что зима копит в снегу (семена)? Подберите синоним к слову семена (плоды). Как вы понимаете последнюю строчку стихотворения? Как изменился вид деревьев по сравнению с осенью?

Работа в тетради: стр. 52 №5. Взаимопроверка.

Учитель: Какую роль играет снег в жизни растений и животных? (Для растений снег – одеяло, звери спасаются от мороза).

Учитель: Чтобы ярче представить картину, как выглядят деревья зимой, послушайте стихотворение.

Ученик читает стихотворение С. Есенина «Береза».

Учитель: О каком серебре говорит нам поэт?

5. Животные зимой

Учитель: На какие группы делятся животные? Сейчас мы поговорим о зверях, но сначала их нужно отгадать (Слайды 12–27).

Обобщение учителя (Слайд 28).

Игра «Рассели животных» (Слайд 29)

Учитель читает стихотворение «Снежок рассказы стал писать…» (Слайд 30)

Работа с учебником: стр. 109. (Слайд 31)

Работа в тетради: стр. 53 №6.

Учитель обобщает: Да, ребята, белая и холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. Трудно стало животным прокормиться. Поэтому люди подкармливают их. Для этого в лесу развешивают заготовленные с лета пучки лиственных растений, раскладывают овощи, насыпают зерно.

6. Птицы

Учитель: Как называются птицы, которые улетают в теплые края? Почему они улетают (нет корма)? Как называются птицы, которые остаются зимовать? Назовите их. Чем мы можем помочь им? А чем особенна птица клест? (Слайд 32)

Учитель читает стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой».

Ученик читает стихотворение С. Есенина «Поет зима – аукает…»

Учитель: С кем автор сравнивает воробьев? Какую пользу приносят нам птицы?

7. Рыбы

Учитель: Чем покрываются водоемы зимой? Какая опасность грозит рыбам зимой (через лед не проходит воздух, рыбы могут погибнуть, поэтому надо делать проруби)? (Слайд 33)

8. Насекомые

Учитель: Можно ли встретить зимой насекомых (нет, спят)?

VI. Региональный компонент

Учитель: Зима в крае – короткая, холодная, но солнечная и сухая. Она приходит в начале декабря на юге, в конце октября – на севере, часто бесснежная и сопровождается промерзанием почвы. Замерзают водоемы. Средняя температура воздуха достигает -120°С. С трудом добывают себе корм зимующие птицы и животные. В берлоге у медведицы рождаются маленькие медвежата. Люди занимаются подледным ловом корюшки и наваги (Слайд 34).

VII. Народные мудрости

Учитель: Много народ сложил пословиц, поговорок и примет о зиме. А какие подготовили вы? (Слайд 35)

Ученик читает стихотворение И. Сурикова «Зима».

VIII. Выставка рисунков к стихам о зиме, выполненных учениками

Учитель: Яркими словами нарисовали поэты зиму. Вот и вы к уроку подготовили свои иллюстрации к стихам о зиме. Чья работа понравилась?

Чтение отзывов на стихи поэтов о зиме, подготовленных учениками.

IX. Подведение итогов урока. Обобщение материала

Учитель: Чтобы вспомнить какие изменения произошли в живой и неживой природе читаем стихотворение Е. Трутневой «В лес прилетели, запели метели».

Учитель: Назовите зимние явления, описанные в стихотворении. Как человек может зимой помочь природе? Стихи каких поэтов о зиме вы сегодня слушали и выучили?

X. Выставление оценок за урок. Домашнее задание

Учитель: С каким настроением заканчиваем урок? Были ли трудности? Что понравилось? Мне хочется вам сказать «спасибо» за сотрудничество на уроке. Кто хочет сказать доброе слово о выступлении своих товарищей (Слайд 36).

Список литературы:

  1. Т.В. Шпотова. «Игровая экология».
  2. Дж. Лингельбах. «Психологические тесты».



Следующий: