Интегрированный урок обучение грамоте + письмо по теме Чтение слов, предложений с буквами Ж, Ш. Правописание сочетаний жи, ши. 1-й класс

Цели:

формировать навыки
орфоэпически правильного, выразительного,
беглого чтения; обучать умению работать с
текстом, правильно писать сочетания жи-ши;
способствовать развитию фонематического слуха,
закрепить алгоритм написания сочетаний букв по
элементам; развивать навык каллиграфии;
продолжить работу над развитием мышления,
связной грамотной речи, памяти, внимания,
продолжить работу по развитию умения находить в
словах “ошибкоопасные” места; воспитывать
доброту и любовь к сказкам, бережное отношение к
природе.

Планируемые результаты:

учащиеся
научатся выполнять задания творческого и
поискового характера; применять полученные
ранее знания в измененных условиях; планировать,
контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями
ее выполнения; оценивать себя, границы своего
знания и незнания; работать в группе.

Оборудование:

выставка книг
(русские народные сказки), лента букв, карточки
для проведения звукобуквенного анализа слов,
фонограмма Римского-Корсакова (вступление к
опере “Снегурочка”); учебник “Русская азбука”
ГорецкогоВ.Г.; пропись, презентация.


Ход урока

I. Организационный момент.


Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
- А девиз у нас какой?
(вместе) Всё, что надо, — под рукой!

II. Актуализация знаний.

Учитель.

Сегодня на уроке мы
отправимся в сказку. Какими словами чаще всего
начинаются сказки? Слайд 1.

Дети.

Жили–были…

1. Слого-звуковой анализ слова.

На доске

“Жили-были…”

- Сколько слогов в слове жили? (Два
слога).

- Какой первый слог? (Жи).

- Второй? (Ли).

- Назовите звуки первого слога, ([ж ы])

- Какие буквы возьмем для составления
этого слога? У кого какие мысли по этому поводу?

- После каких звуков пишется и? (После
мягких согласных).

- А что мы с вами знаем про секрет буквы
Ж?

- Какие звуки в слоге “-ли”?
Охарактеризуйте их.

- Что общего у букв Ш и Ж? (Обозначают
всегда твердые согласные звуки. После них нельзя
писать букву Ы.)

- А в чем отличие? (Буква Ш обозначает
глухой звук, а буква Ж — звонкий.)

- Как можно назвать эти звуки? (парные)

- Как проверить написание звонких и
глухих согласных звуков в слове морж и ковш?
(поставить во множественное число)

III. Объявление темы урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы будем
сопоставлять звуки [ж] и [ш], учиться правильно
писать сочетаний “жи” и “ши”. Слайд 2

Говорит учитель на фоне
музыки.(Римский–Корсаков вступление к опере
“Снегурочка”).

Учитель. В некотором царстве, в
тридевятом государстве жили-были в сказке о
Царевне-Лягушке Иван-царевич и жена его Василиса
Премудрая.

- Кто знает эту сказку?

- А кто её написал? (Сказка ставится на
видное место).

Однажды Иван-царевич решил, что если не
станет кожи лягушечьей, то и жена его не будет
больше превращаться в лягушку. Сжёг он лягушечью
кожу.

- Кто знает, что из-за этого произошло?

Правильно. Василису забрал Кощей.
Сегодня на уроке мы с вами поможем Ивану-царевичу
освободить Василису Премудрую. А для этого мы
должны хорошо заниматься на уроке и пользоваться
теми знаниями, которые уже получили.

IV. Работа над правописанием “жи”
“ши”.

Учитель.

Потужил, потужил
Иван-царевич, погоревал и отправился на поиски.
Но куда идти, где искать? Чтобы помочь ему, надо
выполнить первое задание.

1. Написание букв Ж, .ж, III, ш на с.
8, 9 в “Прописи”.

Учитель.

Давайте вспомним из каких
элементов состоят буквы Ж и Ш.

Письмо в воздухе, на руке.
Я тетрадочку открою
И с наклоном положу,
Ручку правильно держу,
За посадкой я слежу
И красиво напишу. Слайд 3.

2. Игра “Кто первый?” /проводится по
рядам/ Слайд 4.

Жираф, Веня, жук, жучок, джинсы, бриджи,
пиджак.

Учитель – На столе слова. 1 ряд находит слова,
отвечающие на вопрос “Что?”, а другой – на
вопрос “Кто?”

- Прочтите слова, которые отвечают на вопрос
“кто?” Что они обозначают? (одушевленные
предметы).

- Прочтите слова, которые отвечают на
вопрос “что?” Что они обозначают?
(неодушевленные предметы).

- Есть ли в ваших группах лишние слова?

- Как можно назвать группу одним
словом?

- На какие группы можно разделить твои
слова?

3. Чтение с доски. Слайд 5

.

Учитель.

Прочитайте текст на доске.

Кружить, служить, дружить и жить,
Спешить, шипеть, смешить и шить.
Все сочетанья ЖИ и ШИ
Ты только с буквой И пиши.

- Какие слова обозначают действия
предметов?

- Что их объединяет? (В них есть
сочетания “жи”, “ши”, а еще мягкий знак.)

- Спишите с проговариванием в тетрадь с
доски слова с сочетаниями жи и ши.

Учитель. Подберите и назовите слова,
обозначающие действия, которые должен сделать
Иван – царевич, чтобы освободить Василису?
(Спешить)

Учитель.

Молодцы! Вы дружно
поработали и помогли Ивану-царевичу справиться с
заданием. Теперь он узнал, что путь его лежит
через лес. Зашел Иван-царевич в лес.

А там деревья диковинные, звери
невиданные. Слайд 6.

5. Чтение на с. 27 “Русской азбуки”.
“Чиж”

Беседа о птицах и животных, которым
приходится жить в неволе. Воспитывать чувство
милосердия и сострадания.

6. Письмо в “Прописи” на с. 8.

Слайд
7.

(с. 27 “Русской азбуки”)

Учитель.

Составить предложение “Кто
где живёт” и записать и в прописи.

Подчеркнуть сочетание жи. На
нижней свободной строке дописать:

В реке ерши.

Не забываем проводить орфографический
разбор слов при записи предложений. Слайд 8.

Учитель. И повстречался ему старик.
Рассказал Иван-царевич старику своё горе. Дал ему
старик клубочек: куда он покатится, туда и идти.
(Прикрепляется клубок.)

Физкультминутка.

Слайд 9.

Учитель.

Давайте и мы отправимся в
путь…

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке,
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке,
Мы поскачем, словно зайки…
Стоп! Немножко отдохнём
И домой пешком пойдём.

VI. Работа по учебнику.

Слайд 10.

- Попадается ему на встречу медведь.
Прицелился Иван — царевич, а медведь и говорит ему
человеческим голосом: “Не убивай меня,
Иван-царевич. Заколдовал меня Кощей – не могу я
сойти с этого места, пока не узнаю, что случилось
в сказке “мужик и медведь”. А читать я не умею.
Помоги мне выполнить задание Кощея. Придёт время,
и я тебе пригожусь”.

- Ребята, поможем медведю? Дети.
Поможем!

1) Чтение учебника (стр. 28.).

Слайд 11.

Беседа о прочитанном.

Учитель.

Что посеяли мужик и медведь?
Что взял Мужик? Что взял медведь? Что было дальше?
Как поступил мужик с медведем? ( Обхитрил его.)

Правильно ли он поступил? (Обманывать
нехорошо)

Какие чувства вызывает у вас эта
сказка? (Сострадание к медведю).

В каких словах встретилось сочетание,
которое мы изучаем сегодня на уроке?

Учитель. Иван- царевич, с нашей помощью,
расколдовал медведя.

2) Слого-звуковой анализ слова мужик

(Один
ученик выполняет на доске, остальные – за
партами).

Учитель.

Сколько слогов в слове?
Какой слог стоит на первом месте? На втором? Какой
слог ударный? (Второй.) Назовите звуки первого
слога. (М и У.)

- Какие буквы возьмём для составления
этого слога? А цвета схемы? (М У. Слияние твёрдого
согласного синего с гласным красным.)

- Охарактеризуйте звук М.
(Согласный, звонкий, твёрдый.)

- Охарактеризуйте звук У. (Гласный.)

- Назовите звуки второго слога. ( ( Ж
),(Ы),( К ))

- Какие буквы возьмём для составления
этого слога? (Ж И К) .

- Охарактеризуйте звук Ж. (Согласный,
звонкий, парный, твёрдый.)

- А что знаем о правописании сочетания
ЖИ в словах? (Всегда пишется с буквой И.)

- Так какие же цвета схемы возьмём для
составления слога ЖИК? (Слияние синего с красным
и синий.)

3) Запись слова в тетрадь под диктовку
по слогам.

Учитель.

Вы хорошо выполнили это
задание и помогли медведю. Спасибо вам от
Ивана-царевича. Теперь он может продолжать свой
путь.

VII. Упражнения по анализу родственных
слов.

Учитель.

— Идёт дальше Иван-царевич.
Вдруг видит, держат корни деревьев косого зайца. Слайд
12.

Физкультминутка.

Зайцы скачут: Скок! Скок! Скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают:
Не идёт ли волк.

Учитель

. Захотел Иван-царевич убить
зайца, а тот говорит ему человеческим голосом:
“Не губи меня, Иван-царевич. Будет время, я тебе
пригожусь. Помоги мне справиться с заданием и я
освобожусь”. Надо в каждой строчке найти
однокоренные слова.

На доске слова:

шиповник шипы шипеть

машина машинист водитель

Учитель

- А можно ли подобрать
однокоренные слова к слову “заяц”? ( Зайчик,
заячий, зайчиха и т.д.

Учитель

. Молодцы, ребята!
Освободился заяц, поблагодарил вас и
Ивана-царевича.

IIХ. Составление слов из слогов.

Слайд
13.

Учитель.

Долго ли, коротко ли –
прикатился клубочек к избушке на курьих ножках.
Вышла из неё Баба-яга, костяная нога. Сказал ей
Иван-царевич волшебные слова.

- Какие слова бывают волшебными не
только в сказке? (Спасибо. Пожалуйста и т.д.)

- А какие слова получатся у вас, мы
сейчас узнаем? (Бабуля, спасибо, бабушка, будь
добр).

Говорит Баба-Яга: “Помогу я тебе,
Иванушка. В дремучем лесу растёт дуб со смертью
Кощеевой. Но подойти к нему не просто. Надо найти
слогу пару так, чтобы получилось слово. Если
справишься ты с заданием, то пройдёшь к дубу.
Смерть Кощея – на конце иглы, та игла – в яйце, то
яйцо – в утке, та утка – в зайце, тот заяц – в
кованом ларце, а тот ларец – на вершине старого
дуба.”

На доске слоги на карточках.

гру лы мы чи лу пы

ши ши ши жи жи жи

Груши, лыжи, мыши, чижи, лужи, шипы.

Учитель.

Какая орфограмма есть во
всех получившихся словах? (Правописание
сочетаний Жи и Ши.)

Учитель.

Ребята, так наша вежливость
и знание правил помогли и в этот раз
Ивану-царевичу.

IХ. Составление предложения из слов

Учитель.

Долго ли, коротко ли,
добрался Иван-царевич к Кощееву дубу. Пришли ему
на помощь звери, которых он отпустил. Разбил
Иван-царевич яйцо, достал иглу и отломил у неё
кончик. Кощея бессмертного победил, а Василису
Премудрую освободил.

Учитель.

Чтобы узнать, что дальше
было, надо составить предложение из данных слов.

На доске слова на карточках.

Получается: Стали они жить-поживать,
да добра наживать.
Слайд 14.

Учитель. Какие правила надо
вспомнить, чтобы записать правильно это
предложение?

Дети.

- С заглавной буквы, без сомненья,

Мы начинаем предложенье

- правописание жи-ши;

- гласные “о” в слабой позиции;

- точка в конце предложения.

Х. Итог урока

Учитель.

Какие правила мы повторяли
сегодня на уроке?

Дети.

Заглавная буква в начале
предложении; правописание жи-ши; гласные “о” в
слабой позиции; точка в конце предложения.

Учитель.

Какому сказочному герою мы
помогали?

Дети.

Ивану царевичу.

Учитель.

Кто встречался нам в пути?

Дети.

Старик, медведь, заяц, баба-Яга.

Учитель.

Какие качества нам
пригодились?

Дети.

Знания, взаимовыручка,
смекалка, настойчивость и т.д.

Следующий: