Интегрированный урок Обучение грамоте и ИКТ по теме Знакомство с буквой Я

Цели и задачи урока. Раскрыть функцию буквы
Я в качестве показателя мягкости согласных
звуков; формировать у учащихся представление о
функциях буквы Я; закреплять знания о гласных
звуках; развивать фонематический слух, речь,
логическое мышление; продолжать закреплять
знания о тексте; совершенствовать навыки чтения.

Обучение УУД.

Познавательные УУД:

умение выполнять
слого-звуковой анализ слов; классифицировать
гласные буквы по их назначению в русском языке;
объяснять употребление заглавной буквы в словах;
умение озаглавливать текст, находить “ключевые
слова” в тексте.

Коммуникативные УУД:

сотрудничать с
товарищами при выполнении заданий в паре:
устанавливать и соблюдать очерёдность действий,
корректно сообщать товарищу об ошибках.

Регулятивные УУД:

следовать точно
инструкции учителя, организовывать своё рабочее
место, оценивать свои собственные достижения.

Метопредметные:

Пропедевтика

: йотированные гласные.

Тип урока.

Изучение нового, применение и
совершенствования знаний.

Оборудование

: доска, экран, проектор,
компьютер, MacBook (персональные компьютеры),
таблицы, сигнальные карточки, картинки.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Актуализация.

- Сегодня на уроке продолжим знакомиться с
буквами алфавита. Мы получим новые знания, а
также повторим то, что изучили на прошлых уроках.

- Ребята, на какие две группы делятся буквы в
русском языке?

- Обратим внимание на гласные буквы.

- Какие гласные буквы мы уже знаем? (А у о ы е а я
…)

- Почему одни на ленте букв располагаются внизу,
а другие-вверху?

- А теперь вспомните, какие из гласных букв
могут обозначать два звука? (Е, я)

- Да, эти буквы “труженицы”, они выполняют две
работы: они могут обозначать два звука….

- Приведите примеры слов, где буквы Я, Е
обозначают два звука …

- Я тоже приготовила примеры (на экране слова:)


ярус янтарь ядро
Яна Яша Ядвига

- Почему слова второй строчки написаны с
заглавной буквы?

- Мы уже вчера начали говорить о новой букве Я и
кое-что узнали о ней, прочитали рассказ, где
говорилось о… (ответы детей, на экране картинка с
изображением маяка).

- Для чего служит маяк? (Указывает судам путь к
берегу)

Работа в тетрадях, выполняется слого-звуковой
анализ слова МАЯК.

- Сколько слогов в слове МАЯК?

- Как узнали? (Посчитали гласные звуки).

- Какой ударный слог?

- Как узнали? (Позвали слово).

- Что слышим в первом слоге? (Слияние твёрдого
согласного с гласным).

- Что слышим во втором слоге? (Слияние мягкого Й
и гласного а, и согласный К).

- У кого есть ошибка – исправьте, “оживите”
букву Я.



- Какую работу выполняет буква Я в этом случае?
(После гласной – два звука.)

Два звука, образовавшие слог-слияние йа,
принято обозначать не двумя буквами, а одной
буквой Я.

- В тетрадях напечатайте букву Я, обведите в
красную рамочку. (Табл. Я).

- Какое правило узнали про букву Я? (Можно
прочитать в учебнике).

Физминутка.

3. Изучение нового.

- Вы знаете много уже о букве Я, тогда помогите
мне рассказать ещё, какую работу выполняет буква
- “труженица”.

- Отгадайте загадку (картинка УТЯТА), подберите
нужную схему к слову, (проводится слого-звуковой
анализ на доске и в тетрадях), “оживите” звуки.

- Обратите внимание на слияние т, а- тья, для
обозначения звука а и мягкости
предшествующего т – используется буква я.

- Какую работу она выполняет здесь? (Молодцы).

4. Работа с текстом.

- А теперь мы будем с новой буквой учиться
читать.

- Как понимаете, что такое сад?

- О чём рассказ?

- Как понимаете выражение “закипела работа”?

- Какую работу выполняли ребята?

- Названия каких растений вы запомнили? (Дома
мамам обязательно прочитайте этот рассказ).

5. Первичная проверка.

- Ребята, в конвертах спрятаны листочки с
заданиями, надо:

1) прочитать стихотворение, подчеркнуть слова с
буквой Я;

2) объяснить, какую работу выполняет буква Я;

3) объяснить употребление заглавной буквы;

4) если встретите непонятные слова, тоже
подчеркнуть. (Ялик — маленькая лодочка с парой
вёсел).

6. Закрепление знаний.

(Жужжащее чтение).

- Ребята, у вас ещё одно задание, оно на больших
листах, наденьте “наушники” и прочитайте текст.
(Доп. текст на экране).

- Вы действительно убедились в том, что это
текст? Как узнали? (Ответы).

- Сейчас мы прочитаем этот текст ещё раз
цепочкой, возьмите в руки простой карандаш, во
время чтения надо будет подчеркнуть “ключевые
слова”, что такое “ключевые слова”? (Ответы)

- Закончили выполнять работу, подпишите
листочки, сложите в корзинку для проверки.

7. Закрепление-систематизация знаний.

(Работа
в парах).

- Ребята, работая в тетрадях, некоторые ученики
затруднялись в выполнении заданий: подбор схемы
слова к предмету; слого-звуковой анализ слова…

- У нас есть возможность сейчас помочь друг
другу в этом виде работы.

На доске будут появляться схемы слов, а вы
будете подбирать соответствующие предметы на
макбуках, повторим правила работы в парах (ДПР).

- “Разбудили” MacBook, работаем в Перволого,
помощницей будет “новая черепашка”, какая пара
выполнит — обозначьте сигналом.

- Молодцы, закрыли MacBook.

8. Рефлексия.

- Что было самым интересным на уроке?

- Что вызвало затруднение?

- Оцените свою работу с помощью сигнальных
карточек.

9. Итог урока.

- С какой новой буквой мы познакомились сегодня
на уроке?




Следующий: