Интегрированный урок обществознания и географии. Тема: Глобальные проблемы современности


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,32 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Вид: повторительно-обобщающий
урок.

Форма урока: урок-игра, конкурс.

Цели:

  • повторение и обобщение пройденного материала,
    повышение интереса к предмету, создание ситуации
    для проявления индивидуального творчества,
    приобретение учащимися опыта уважительного
    отношения к мнению оппонента, а также
    приобретение ими опыта действий в нестандартных
    условиях.
  • повышение роли правовой культуры учащихся;
  • формирование понятия «уважение к закону»;
  • участие в проекте ООН «Точка опоры» (по
    содействию развития образования в области прав
    человека).

Время проведения урока — два
академических часа.

Класс разделен на 2 команды, у каждой команды-
свой капитан.
В период подготовки учитель консультирует
учащихся, рекомендует необходимую литературу.
Ребятами готовятся плакаты, подбирается
музыкальное оформление.
Учреждаются призы по различным номинациям: в
личном зачете; в командном зачете; приз
зрительских симпатий и т.п. (помимо оценочного
балла в журнале).

ХОД УРОКА

Вводное слово учителя:

В рамках декады по истории и обществознанию у
нас сегодня урок-игра, игра-конкурс между
группами класса (командами), который называется
«8 шагов по правовому лабиринту».
Обратите внимание на доску, где графически
изображен наш лабиринт и все 8 этапов.

Учитель озвучивает цели урока.

Представление жюри конкурса: Сегодня у нас на
уроке присутствуют гости – наши лучшие учителя,
учителя высшей кв. категории, отличники
просвещения, ветераны труда: Галина Николаевна,
учитель обществознания, руководитель МО
учителей истории и обществознания; Надежда
Михайловна, учитель физики. Директор школы
Понькин Игорь Васильевич.

1 шаг – Презентация

Представление название команды должно быть
связано с темой «Права человека» (например,
«Свободный выбор», «Лига прав человека»,
«Профсоюз», «Гражданин») Слово командам.

Презентация 5 баллов.

2 шаг – Разминка

Она покажет ваши теоретические знания. Каждой
команде предлагается по 4 вопроса: 2 понятия
назвать на основе данного определения, 2
понятия объяснить.

За каждый правильный ответ – 1 балл. Если
команда затрудняется с ответом, у другой команды
есть право дать ответ.

1 команда:

1. Система общеобязательных правил поведения,
закрепленных в законе, установленных
государством и обеспеченных принудительной
силой государства (Право)
2. Основная политическая организация общества,
осуществляющая управление, охрану экономической
и социальной структуры общества (Государство)

3. Дайте определение понятиям: правонарушение
(противоправное поведение гражданина);
республика (форма правления, при которой высшие
органы власти выбираются на определенный срок).

2 команда:



1. Государство, где существует верховенство
закона, неотъемлемость прав и свобод граждан,
принцип разделения властей. (Правовое
государство)

2. Естественные, неотчуждаемые права,
принадлежащие человеку от рождения. (Права
человека)

3. Дайте определение понятиям: Конституция –
Основной закон государства, обладающий высшей
юридической силой.
4. Федеральное собрание – Законодательный орган
власти в РФ

Дополнительные вопросы:

5. Монархия – форма правления, при которой
высшая власть сосредоточена в руках
единоличного правителя и передается по
наследству.
6. Правовая ответственность (применение мер
государственного принуждения за совершенное
правонарушение, ответственность перед судом,
законом).

3 шаг по лабиринту – вопросы друг другу «Ты
мне – я тебе»

Вопросы по Семейному праву и Гражданскому
праву. Вопросы являются вашими домашними
заготовками.
Оценивается оригинальность и правильность
заданного вопроса (1 балл) и правильность ответа
на поставленный вопрос (1 балл). Если команда
затрудняется с ответом, то у другой команды есть
право дать ответ.

«Семейное право»

1. Что такое семейное право? (Семейное право –
совокупность норм, регулирующих личные
неимущественные и связанные с ними
имущественные отношения, возникающие из брака,
родства.)

2. Что такое семья? (Семья – это союз лиц
,основанный на браке, родстве, характеризующие
общностью жизни, интересов, взаимной заботой.)

3. Что такое брак? (Брак – это добровольный
равноправный союз мужчины и женщины, заключенный
с соблюдением определенных правил с целью
создания семьи.)



4. Каковы условия вступления в брак? (Условия
вступления в брак: взаимное добровольное
согласие вступить в брак; достижение брачного
возраста (18 лет);отсутствие второго брака;
отсутствие родственных связей между супругами;
отсутствие отношений усыновителя и
усыновленного; а также вступающие в брак не
признаны судом недееспособными.)

5. Каковы личные права и обязанности супругов? (Равноправие
супругов; выбор фамилии, занятий, профессии,
места жительства.)

6. Каковы права и обязанности родителей? (Права:
определять имя, отчество и фамилию, гражданство и
национальность своих детей, защищать свои права
своих детей. Обязанности: воспитывать своих
детей и давать им образование.)

«Гражданское право»

1. Что такое гражданское право? (Гражданское
право – это важнейшая отрасль права, нормы
которой регулируют имущественные и
неимущественные отношения. Основной раздел
гражданского права – право собственности)

2. Каковы участники гражданско-правовых
отношений? (Участниками гражданско-правовых
отношений являются: государство, юридические
лица (предприятия, организаций), физические лица
(граждане). Гражданско-правовые отношения могут
возникать между гражданами, между гражданами и
организациями, между организациями.)

3. Каковы источники гражданского права? (Основные
источники гражданского права: 1) Конституция РФ и
текущее законодательство. 2) Гражданский кодекс
РФ. 3) Закон «О приватизации государственных и
муниципальных предприятий в РСФСР» 4) Закон «О
защите прав потребителей», Закон «О
несостоятельности (банкротстве) предприятий» от
19 ноября 1992г., Закон «Об авторском праве и смежных
правах» от 9 июля 1993г. и др.)

4. Что такое физические лица как участники
гражданских правоотношений? (Среди субъектов
гражданских правоотношений самыми массовыми
являются физические лица (граждане). Физические
лица – это все лица, находящиеся на территории
государства.)

5. Что такое юридическое лицо? (Юридическим
лицом признаётся организация, учреждение,
которое имеет в собственном хозяйственном
ведении или оперативном управлении обособленное
имущество и отвечает по своим обязательствам
этим имуществом.)

6. Каково содержание права собственности? (Что
такое право собственности – это совокупность
правовых норм, закрепляющих и регулирующих
отношения в связи с принадлежностью государству,
юридическим и физическим лицам материальных
благ.)

Учитель: «Заморочки». В этом
конкурсе, а это 4 шаг по лабиринту.

Вам предлагаются вопросы, связанные с жизнью.
Примените теоретические
знания к конкретным жизненным ситуациям. Каждой
команде выделяется задания.
Время – 2 минуты. За каждый правильный ответ – 1
балл.

Вопросы команде №1:

1. Павел – страстный фотолюбитель и мечтает
открыть свое собственное фотоателье. Помогут
Павлу следующие права… (право на свободное
использование своих способностей и имущества
для предпринимательской деятельности, право
частной собственности).

2. Нецензурная брань учащихся в школе – это
издержки культуры или противоправное деяние? (Противоправное
деяние)

Вопросы команде №2 :

1. Нина влюбилась в иностранца и собирается
выйти замуж и уехать с ним на его родину. Помогут
влюбленным следующие права… (право свободного
выезда за пределы России, семейное право).

2. С какого возраста ребенок приобретает право
на уважение его человеческого достоинства?
рождения).

Конкурс плакатов по теме урока, а
также по Году семьи, объявленным ЮНЕСКО в 2008 г – 5
шаг по лабиринту.

Учитель: Жизнь каждого человека
неразрывно связана с семьей и права человека
всегда были значимы в жизни каждого из нас. Что у
нас получилось, сейчас представят команды.
Плакат – 7 баллов.

6 шаг по лабиринту – «Допиши предложение»



1. Я думаю, что всем нужно соблюдать законы,
потому что…
2. Дети – это будущее России, потому что…

Учитель: Вы успешно миновали шесть
трудных этапов, осталось два. И сейчас я объявляю
конкурс капитанов команд. Конкурс называется
«Литературная дуэль» – 7 шаг по лабиринту.
Вы должны ответить на литературные вопросы,
касающиеся закона, права.
За каждый правильный ответ – 1 балл. Побеждает
набравший наибольшее количество баллов. Время на
обдумывание – 5 секунд.

Вопросы «дуэлянтам»:

1. Назовите фамилию судьи в комедии Н.В.Гоголя
«Ревизор» (Ляпкин-Тяпкин).
2. Назовите автора высказывания: «Поэтом можешь
ты не быть, но гражданином быть обязан» (Н.А.Некрасов).
3. Назовите автора высказывания: «Человек – это
звучит гордо» (А.М.Горький).
4. Вспомни и назови хотя бы одно литературное
произведение, содержание которого связано с
судом и следствием. (Например, Ф.М.Достоевский
«Преступление и наказание», Л.Н.Толстой
«Воскресение», В. Липатов «И это всё о нём»,
А.П.Чехов «Драма на охоте» и др
.)
5. Что означает выражение «Пуститься во все
тяжкие?» (Сбиться с жизненного пути, вести
праздный образ жизни
).
6. Назовите автора строк и название
стихотворения:

Ваш долг спасать от бед невинных.
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных.
Исторгнуть бедных из оков.

(Г.Державин «Властителям и судиям»)

Учитель: Завершая движения по
правовому лабиринту, вы выполняете тестовое
задание из 7 вопросов:

Тест – 8 шаг по лабиринту

1. Чему должны помогать законы?

а) Командовать (манипулировать людьми);
б) обуздывать инициативу;
в) раскрепощать созидательные силы человека,
народа.

2. Какое слово часто используется как синоним
(одинаково значащее слово) термину «право»?

а) Канон;
б) кодекс;
в) закон.

3. Наказание по закону следует за:

а) намерения, запрещенные законом;
б) действия, запрещенные законом;
в) незнание закона.

4. «Конституция» образована от латинского
«constitutiо», что означает:

а) установление;
б) согласие;
в) договор.

5. Что из перечисленного ниже является
нарушением порядка регистрации брака?

а) Подача заявлений о вступлении в брак по
почте;
б) регистрация брака не раньше чем через месяц
после подачи заявлений;
в) личное присутствие сторон при заключении
брака.

6. Трудовое право есть совокупность норм:

а) регулирующих отношения в сфере трудовой
деятельности;
б) регулирующих договорные отношения;
в) регулирующих семейные отношения.

7. Административное право предусматривает
ответственность за административные:

а) преступления;
б) правонарушения (проступки);
в) ошибки.

Слово жюри.

Награждение участников.

Приложение 1




Следующий: