Интегрированный урок Название и запись трехзначных чисел. Птицы Астраханского заповедника


Цель:

  • Развивать навыки чтения и записи трёхзначных чисел.
  • Развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь, интерес к математике.
  • Познакомить с разнообразием пернатых Астраханского биосферного заповедника.

Оборудование:



  • Мультимедийный проектор;
  • Набор слайдов «Птицы Астраханского заповедника»;
  • Наборное полотно, цифры;
  • Абаки (у учащихся);
  • Набор «Колумбово яйцо» (у учащихся)

I. Организационный момент:
- настрой учащихся;
- проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний:
Сегодня на уроке мы  говорим по теме «СОТНИ», продолжим учиться читать и записывать трёхзначные числа, узнаем много интересного о птичьем царстве Астраханского заповедника.
Слайд 1
1. Индивидуальная работа.
Начнём работу с самого простого:
- Из цифр 0, 4, 5 составить и записать все возможные трёхзначные числа
- Прочитать числа: 405, 504, 450, 540
- Какой разряд отсутствует в числах 405, 504? В числах 450, 540?
- Что мы пишем в числе, если отсутствует разряд?
- Что обозначает каждая цифра в записи числа? Построить графическую модель числа.

- Какое число чаще всего вы слышали в последние дни?
- 450 лет нашему любимому городу мы отпраздновали 5 октября.
Слайд 2

От набережной Волги до Кремля
Нет, Астрахань, прекраснее тебя!
Родной мой город, колыбель моя,
Свою я песнь пою тебе, любя!

Иду и слышу звон колоколов
И вижу блеск злачёных куполов,
И солнца яркий свет, и неба синь,
И журавлей летящих узкий клин.

Разливы Волги и крутые берега,
И стая птиц под куполом небес –
Моря степей и лотосов поля,
Родная астраханская земля.
Шевелёва Татьяна, 9 В класс «СОШ № 56»

Слайд 3
Астрахань – это не только наш белокаменный город. Это и бескрайние Волжские просторы,  и седой Каспий,  и Астраханский заповедник.
Слайд 4

III. Работа по теме урока:
Астраханский заповедник был создан в 1919 году для сохранения водоплавающих и околоводных птиц, которые почти исчезли в начале XX века. Сколько же птиц сейчас живёт в заповеднике вы узнаете, выполнив следующее задание:
- Показать число на абаке и прочитать его:

  • 2 с 8 д 3 е – 283 вида птиц зарегистрировано в Астраханском биосферном заповеднике; Слайд 5
  • 1 с 3 д 4 е – 134 вида птиц наблюдаются во время перелёта; Слайд 6
  • 2 с 4 д 0 е – 240 пар кудрявых пеликанов отмечаются в заповеднике в период размножения; Слайд 7
  • 1 с 0 д 0 е – 100 пар сизых голубей гнездятся на кордоне Обжоровского участка заповедника. Слайд 8

Учёные которые работают в Астраханском заповеднике стараются сохранить и увеличить численность птичьего царства.
Как же называется профессия людей, которые занимаются изучением и охраной птиц? Это мы узнаем, решив задачи и поменяв полученный результат на букву:

о 55 26 и 8 о 50 о 18

  • В заповеднике 48 видов водно-болотных птиц и 30 видов лесных птиц. На сколько меньше лесных птиц, чем водно-болотных? Слайд 9  

48 – 30 = 18 (Г)

  • За первый день было окольцовано 20 лебедей-шипунов, а за второй день – 35. Сколько всего птиц было окольцовано? Слайд 10

20 + 35 = 55 (Р)

  • Фазаны откладывают в гнезде 19 яиц, а появляется на свет 11 птенцов. Сколько птенцов не вылупляется?  Слайд 11     

19 – 11 = 8 (Т)

  • Большие белые цапли поедают 20 видов рыб, а земноводных на 30 видов больше. Сколько видов земноводных поедают цапли? Слайд 12

20 + 30 = 50 (Л)



  • Орлан-белохвост насиживает яйца 40 дней, чайка на 14 дней меньше. Сколько дней насиживает яйца чайка? Слайд 13

40 – 14 = 26 (Н)

Слайд 14

О Р Н И Т О Л О Г



Лебедь-шипун, фазан, орлан-белохвост, озёрная чайка – это птицы, которых можно увидеть только в заповеднике. Но там встречаются и привычные нам голуби, кукушки и ласточки.
Слайд 15
Вот про ласточек вы сейчас решите задачу (Л.Г.Петерсон «Математика 2» ч. 1) стр. 41 № 11
- О ком говорится в задаче?
- Сколько дней ласточка ловила насекомых? Как это показать на схеме?
- Что известно о первом дне?
- Что говориться о том, сколько насекомых поймала ласточка во второй день? Как это запишем?
- Что сказано о третьем дне? Какую запись сделаем в схеме?
- Какой главный вопрос в задаче? Как отразим это в схеме?
- Сможем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему?
- Что узнаем сначала?
- Что узнаем во втором действии?
- А теперь мы можем узнать, сколько всего насекомых поймала ласточка за три дня? Как?

IV. Работа с геометрическим материалом:
Игра на воссоздание фигуры-силуэта птицы из набора «Колумбово яйцо»
- Как появляются птенцы? (вылупляются из яиц)
Слайд 16
- Сейчас вы сложите из набора «Колумбово яйцо» — яйцо, а затем птицу.
Слайд 17

V. Итог урока:
- О чём сегодня говорили на уроке?
- Что нового узнали?
- Птицы издавна привлекали внимание людей. Знание математики позволяет учёным правильно сосчитать поголовье птиц. Благодаря усилиям работников заповедника сохранены места обитания многих видов птиц, для которых дельта реки Волги стала настоящим птичьим раем!




Следующий: