Интегрированный урок математика + окружающий мир по теме Знакомство с координатной прямой. Географические особенности родного края. 4-й класс

Цели урока:

Образовательные:

познакомить уч-ся с географическими
особенностями родного края (рельеф, водный
бассейн, климатические условия);

  • познакомить уч-ся с координатной прямой, с
    расположением на ней целых положительных и
    отрицательных чисел.
  • Развивающие:

    • развивать вычислительные умения: умножения и
      деления многозначного числа на многозначное;
    • развивать умения решать задачи
    • умения находить разные способы решения
      поставленных задач;
    • развивать математическую речь учащихся;
    • развивать: наблюдательность; умения обобщать,
      делать выводы;
    • пополнить словарный запас учащихся, развивать
      кругозор.

    Воспитательные:

    • воспитывать любовь к Родине, родному краю;
      бережное отношение к природе.

    Оборудование:

    мультимедийная
    презентация урока, карточки для
    индивидуальной работы №1-2.

    Ход урока


    Деятельность учителя Деятельность учеников

    1.

    Постановка учебной задачи
    3мин

    3мин

    1мин

    1. Настрой на добро. Как вы это можете
    сделать?

    Улыбнитесь друг другу.

    - Прочитайте девиз урока.
    - На какой ступеньке лестницы вы бы хотели
    находиться в конце урока?
    - На столе у вас есть путевой лист, на котором вы
    будете отмечать свои достижения на уроке.
    Сегодня вы сможете сами себя оценивать на каждом
    этапе урока по 5-ти бальной шкале заполняя
    оценочный лист и в конце урока подсчитав сумму
    баллов выставив себе отметку:

    Оценка 5 – более 27 баллов
    Оценка 4 – 18 -26 баллов
    Оценка 3 – менее 18 баллов

    - Начнём урок с устного счёта:

    2. Найдите закономерность и продолжите ряд на 4
    числа:

    1280, 640,320,160, 80,…

    298, 287,265,232, 188,…

    Почему не можете найти числа во втором ряду?

    - Как можем выйти из положения?

    40, 20, 10, 5.

    133, 67, -10, -98.

    Невозможно, т.к. …

    2.

    Предположите тему урока

    1мин

    3мин

    4мин

    3. Предположите тему урока:

    -
    Оцените себя.

    Смогли найти закономерности:

    в 2-х рядах – 56;
    в одном ряду – 36.

    4. Рассмотрите маршрутный лист урока.

    - Что вы уже знаете о положительных и
    отрицательных числах?

    5. Продолжим устный счёт.

    -

    Ответьте на вопросы, и вы узнаете название
    республики, знание о её географических
    особенностях помогут вам освоить тему урока.

    - Чем знаменателен 2011 г для р.Бурятия?

    - Кто знает, как это происходило?
    - О каких географических особенностях р.Бурятии
    вы знаете?
    - Какая полученная информация может записываться
    при помощи положительных и отрицательных чисел.
    - Как обычно говорят о температуре воздуха_
    - Как обычно говорят о высоте гор? (Выше уровня
    моря)

    А о глубине рек? (300 м глубины или 300 м ниже
    уровня моря)

    Тема урока: положительные и
    отрицательные числа.

    Слайд. 8-14

    - Бурятия.

    350 лет со дня вхождения р.Бурятия в Россию.

    Сообщение уч-ся.

    Сообщение 3 уч-ся (о климате, рельефе, водном
    ресурсе).

    Температуру воздуха, высоту гор и глубину рек.

    3.

    5 мин

    1 мин

    4 мин

    4 мин

    6. “Открытие” детьми нового знания.

    Презентация
    слайд 15 о координатной прямой.

    Презентация слайд 16 о сравнении чисел на
    координатной прямой.

    7. Рассмотрите координатные прямые:

    - На какой координатной прямой отмечены только
    точки, соответствующие положительным числам?
    - На какой координатной прямой отмечены только
    точки, соответствующие отрицательным числам?
    - Как определить на третьей координатной прямой
    точки, соответствующие противоположным числам?

    8. Начертите в тетради координатную
    прямую, с единичным отрезком 1см.

    - Отметьте точку А с координатой 3

    А(3), В(-2), С(-4), Д(5)

    9. Самостоятельная работа (в парах).

    - Восстановите начало координатного луча и его
    единичный отрезок.
    - Отметьте на данном числовом луче точки: Н(8), D(10),
    Z(–8), N(–10).

    - Оцените себя.

    - Смогли восстановить только начало
    координатного луча и его единичный отрезок – 3б.
    - Отметили на данном числовом луче все точки – 5б.

    В парах по карточкам

    Надо от точки А отложить влево отрезок, равный
    расстоянию между точками А и В. Получим точку О.
    От точки вправо отложим отрезок, равный
    расстоянию между точками С и В. Получим точку с
    координатой 1.

    4.

    1 мин

    Физминутка

    Упражнения для глаз.

    Слайд.
    5. 10. Работа по учебнику с задачей №375.
    Работа по учебнику стр.79 №375

    Кол-во машин Грузоподъемность Кол-во рейсов Общая масса земли
    5 м 7 т 15 р ?
    4 м 5 т 15 р ?
    Осталось – 375 т

    Оцените:

    - Решение выполнено частично или с ошибками
    – 2б
    - Решение выполнено без ошибок – 5б

    Решение:

    1) 7 · 5 = 35 (т) – увезли 5 машин за
    1 рейс;
    2) 5 · 4 = 20 (т) – увезли 4 машины за 1 рейс;
    3) 35 + 20 = 55 (т) – увезли все машины за 1 рейс;
    4) 55 · 15 = 825 (т) – увезли все машины за 15 рейсов;
    5) 825 + 375 = 1200 (т) – земли было.

    Д.М. Составить обратные задачи, заполнив
    таблицу – 2б

    Записать решение – 5б

    6. Итог.

    - Что нового узнали на
    уроке?
    - Где нам пригодятся полученные знания?
    - Подсчитайте баллы, поставьте отметку себе.
    - Поднялись ли вы на 3 ступеньку лестницы?

    Спасибо за урок

    Д.М. Решить пример, определив порядок
    действий:

    2564*78 – (1245*42 + 8260:46) * 2 =

    Следующий: