Интегрированный урок математика + окружающий мир по теме Закрепление знаний о мерах длины. 4-й класс


Цели и задачи:



Образовательные:

  • Повторение, обобщение и закрепление знаний о
    мерах длины.
  • Формирование умения анализировать
    арифметические задачи, решать их.
  • Учить детей применять полученные знания на
    практике.
  • Развивающие:

  • Развитие познавательной активности учащихся
  • Умения работать сообща и дружно с
    одноклассниками, формировать качества
    взаимовыручки.
  • Развивать наблюдательность, внимание, мышление,
    уверенность в своих возможностях.
  • Воспитательные:

  • Воспитание активности, усидчивости, прилежания,
    любознательности, заинтересованности и
    пытливости в процессе учения.
  • Создание благоприятного психологического
    климата для возможности раскрытия потенциала
    каждого ребенка.
  • Оборудование:

    • перфокарты,
    • карточки с единицами длины,
    • иллюстрации планет и лунохода,
    • портрет Ю.А.Гагарина


    ХОД УРОКА


    1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

    – Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня
    пришли к нам на урок. И как нарядно убран наш
    класс.

    – Вы бы хотели попасть в космос и совершить
    космическое путешествие в “Космическом
    пространстве”.

    – Покажите, какое у вас настроение. (Солнышко)

    Отгадав загадку, вы должны определить, на чём мы
    полетим в наше путешествие.

    Чудо-птица, алый хвост,

    Полетела в стаю звёзд. (Ракета)

    2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

    – Правильно, это конечно ракета. Дома, работая с
    перфокартами, вы должны были получить фигуру.
    Какая фигура у вас получилась? ( Ракета)

    – Чему равен периметр данной фигуры? (Р = 25см
    6мм)

    Из каких геометрических фигур состоит
    ракета? (треугольник, четырёхугольник,
    прямоугольник)

    3. ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА.

    Сегодня на уроке мы будем повторять всё,
    что вы знаете о мерах длины.

    – Тема нашего урока “Закрепление знаний о
    мерах длины”.

    – Какие качества, характера человека нужны для
    путешествия в космос? (Сила, выдержка. Знание
    математики.)

    – Для путешествия в космос надо не только быть
    сильным и выдержанным, хотя это очень важно, но и
    надо быть готовым прийти на помощь другу.

    Отправляясь в космос, мы приготовили 4 экипажа,
    в которых есть свои капитаны. Экипажи не
    соревнуются между собой, а помогают друг другу
    прийти к поставленной нами цели урока.


    4. УСТНЫЙ СЧЕТ

    – Каждый космонавт должен знать историю
    космоса. Кто первым из землян облетел нашу
    планету и благополучно вернулся на Землю? (Ю. А.
    Гагарин)

    – Когда это было? (1961год)

    – Сколько лет прошло с тех пор? (46) Как
    узнали? (от 2007– 1961)

    – Будущие космонавты должны научиться
    выносить любые перегрузки на пределе
    человеческих возможностей.

    – Для выполнения следующего задания, нам надо
    не надолго отправиться в мир, когда у людей не
    было приборов для измерения длины, и вспомнить,
    какими мерами длины они обходились? Вам надо
    расставить карточки в порядке убывания.

    Следующее испытание. Перенесёмся в наше
    время. Какие единицы измерения длины мы
    используем? (см, мм, дм, км)

    – Вам надо поставить величины в порядке
    возрастания.


    5. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА


    Итак! Внимание! Взлёт!
    И наши ракеты помчались вперёд.
    Прощально мигнут и растают вдали
    Огни золотые любимой Земли.

    А) Сложение многозначных чисел. Устное
    вычисление.

    – Космос – это фантастика, неразгаданные
    тайны. Наше путешествие тоже немножко
    фантастическое. С чем встретимся мы, земляне? Ещё
    неизвестно. Главное в космосе – дисциплина и
    правильная посадка. В иллюминаторы наших
    кораблей видна планета, которая названа именем
    римского бога войны. Как называется эта планета? (Марс)

    – Почему её так назвали? (Поверхность
    планеты содержит много железа, которое,
    окисляясь, даёт красный цвет – цвет крови).

    Чтобы попасть на эту планету нужно разгадать её
    космический секрет.

    Чему равняется ракета
    Сказать ты можешь или нет?
    Билет на Марс, но у билета
    Есть свой космический секрет.

    – Каждая пара в экипаже получает зашифрованный
    билет. Вам надо разгадать секрет этой планеты.
    Взаимопроверка тоже происходит в парах. Результат
    выразить в километрах и метрах.



    Б) Решение задач.

    – Наше путешествие продолжается. В
    иллюминаторах наших кораблей виден спутник
    нашей Земли. Как он называется? Учёные всё больше
    и больше узнают о нашем спутнике. Я предлагаю вам
    тоже провести небольшое исследование и решить
    задачу: “С космодрома Байконур осуществили пуск
    две ракеты – носители, которые доставили на
    поверхность Луны два автоматических самоходных
    аппарата “Луноход 1” и “Луноход-2”. Которые
    приступили к выполнению программы
    научно-технических исследований и двигались
    навстречу друг другу. Через 6 дней они
    встретились. “Луноход-1” прошёл и обследовал 180
    км поверхности Луны, а у аппарата “Луноход -2”
    наблюдались некоторые повреждения и он
    обследовал в 2 раза меньше. Сколько километров
    обследовали оба аппарата?

    – Что надо узнать в задаче? Сколько километров
    обследовали оба аппарата?

    – Можем ли мы сразу ответить на второй вопрос? (Нет.)

    – Почему? (Не знаем какое расстояние прошёл
    второй Луноход)

    – Можно узнать, сколько километров прошёл
    “Луноход-2”? (Да)

    – Когда узнаем, сколько километров прошёл
    второй аппарат, можно ответить на вопрос задачи? (Да)

    Запишите решение самостоятельно. Проверка у
    доски.




    6. ФИЗМИНУТКА.

    Космонавты всегда занимаются спортом и
    делают зарядку. Даже на борту корабля они находят
    время на спортивные упражнения.

    – 1-2 – стоит ракета (стойка прямо)

    – 3-4 – самолёт (руки в стороны)

    – 1-2 — хлопок в ладоши (хлопок над головой)

    – А потом на каждый счёт.

    – 1-2-3-4 (хлопки перед собой)

    – Руки выше(руки вверх, потянулись)

    – Плечи шире (предплечье вверх)

    – 1-2-3-4 — (ходьба на месте)

    – И на месте походили.

    – А сейчас мы с вами, дети улетаем на ракете.

    (Руки вверх, ладони соединить куполом)

    – На борта ваших кораблей поступили какие-то
    странные зашифрованные сигналы. На борту
    телеграммы принимает радист.

    (Каждая команда получает по одному выражению.)

    – Вам надо математически грамотно прочитать
    выражение и найти значение этого выражения.

    (На доске шифр телеграммы.)

    – Необходимо помочь одной планете. Ребята на
    этой планете воздух не пригоден для дыхания,
    кругом масса мелкой пыли, на поверхности заметны
    полосы нефтяной плёнки, а в атмосфере тянутся
    дымовые “хвосты”. Что же случилось? На планете
    появился космический пират. Жители планеты
    просят у вас о помощи. “Длина реки 72 км. На
    протяжении шестой части реки вода непригодна для
    жизни рыб и земноводных. Сколько километров реки
    находится в экологически загрязнённом
    состоянии?”

    Работа индивидуальная.


    7. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.


    8. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.

    – Я предлагаю вам послушать, что же сейчас
    происходит на Земле.

    Две медведицы смеются:
    Эти звёзды нас надули!
    Нашим именем зовутся,
    А похожи на кастрюли.

    – О чём шла речь между двумя медведицами? (о
    созвездиях)

    Чем знаменита Малая медведица? (Полярная
    звезда)

    – Как называется звезда, которая охраняет
    Большую медведицу? (Арктур)

    – А сейчас я предлагаю вам найти площадь и
    периметр каждого ковша созвездия и сравнить их.
    (Карточки с графическим изображением каждого
    созвездия. Работа индивидуальная. Проверка на
    доске.)

    9. СРАВНЕНИЕ ВЕЛИЧИН

    – Космос – это дорога без конца и без края, но
    пора возвращаться на Землю. Но мы сбились с пути.
    Исправьте ошибки, допущенные в равенствах, и
    корабли восстановят свой маршрут.

    200 см = 20 м (2 м)
    8 м 60 см = 860 м (860 см)
    4 200 см = 4 м 2 дм (42 м)
    34 000 м = 340 км (34 км)
    1000 мм = 1 км (1 м)

    10. ИТОГ УРОКА.

    – Этим мы незаметно подвели итог нашего урока.
    Понравилось или вам наше путешествие?

    – Капитаны команд должны посоветоваться с
    экипажем и оценить работу каждого члена экипажа,
    оценки на карточках подать мне.

    (

    В каждой команде на столе лежит оценочный
    лист.)

    Звёзды тоже оценили вашу работу,
    посмотрите, какие созвездия сияют вам с
    благодарностью.

    Прочитайте слова первого космонавта:

    – Жители планеты! Вы должны сохранить свою
    планету и, может быть сделать её ещё прекраснее.
    Что для этого нужно сделать?


    ЗЕМЛЯ НАША – ГОЛУБАЯ
    ПЛАНЕТА!

    И ЕЁ НАДО БЕРЕЧЬ!


    12. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

    – Составить задачу на движение о космосе.

    Используемая литература:

    • М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И.
      Волкова, С. В. Степанова Математика. 4 класс. В 2-х
      частях М. Просвещение 2001 г
    • А. А. Плешаков Е.А. Крючкова “Окружающий мир”. 4
      класс. Учебник. Издательство «Просвещение»
      2010г
    • В. Волина: Праздник числа. Пособие
      для учителя.



    Следующий: