Интегрированный урок литературы и географии в 4-м классе по теме Фазиль Искандер. Рассказ о море

Цель: развитие
интеллектуально-информационных навыков.

Задачи:

  • формирование навыков поискового чтения и
    чтения вслух;
  • тренировка зрительного восприятия, памяти,
    управление темпоритмом;
  • активизация словарного запаса, расширение
    лексического опыта;
  • совершенствование навыков ассоциативного
    мышления;
  • развитие познавательного интереса к изучению
    географии, расширение знаний об окружающем мире;
  • установление межпредметных связей.

Оборудование: стенд “Море — бездна
тайн и загадок” с рисунками и стихами детей,
выставка “Дары моря”, плакат “Природа тайн
своих от нас не прячет, но учит быть внимательнее
к ней”, мультимедиа, кфр “Цунами”.

Методы: постановки и решения
проблемных задач, поисковый, объяснительно-
иллюстративный

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель начальных классов.

Сообщение темы урока.

Приложение1 (Слайд 1, 2)

- Сегодня наш урок будет несколько необычным:
вместе со мной его проведет учитель географии -
Надежда Николаевна.

II. Формирование новых знаний.

- Дома вы прочитали произведение Фазиля
Искандера “Рассказ о море”.
- Понравился он вам? Чем? (беседа с учащимися).

Учитель географии: Ребята, а что такое
море? (ответы учащихся)

Приложение1 (Слайд 3)

- А вот что такое море с точки зрения географии:

Приложение1 (Слайд 4(голос диктора)

- Итак, море – это часть океана. Всего на Земле 54
моря. Море – это удивительный объект природы.

Учитель начальных классов:

Докажите, обращаясь к тексту, что наш герой
любит море.

Приложение1 (Слайд 5)

(Выборочное чтение рассказа).

- Какие чувства вызывает море у вас, вы
постарались передать в своих стихах и рисунках.
Послушаем авторов некоторых из них.

Рисунки и стихи детей о море. (Приложение 2)

- Море всегда вдохновляло поэтов, композиторов,
художников. Моринисты- так называют художников,
которые пишут море. Кого из известных моринистов
вы знаете?

Какие картины он написал? (И.Айвазовский.
Показ альбома).

Учитель географии: В стихах и рисунках вы
передали свое отношение к морю. Море никого не
оставляет равнодушным. А сейчас, я хочу вас
познакомить с морями рекордсменами.

Приложение1 (Слайд 6)

- На Земле есть удивительное море – море без
берегов – Саргассово море. Оно находится в
Атлантическом океане. А какие цветные моря вы
знаете?

Приложение1 (Слайд 7)

- Действительно, морями можно восхищаться, но
нужно быть осторожными, находясь у моря, в море.

Учитель начальных классов:

- Это подтверждает и наш рассказ. Что случилось
с нашим героем в море? (едва не утонул).
- Что делалось в душе лирического героя, когда он
тонул? (выборочное чтение и пересказ).
- Найдите в тексте предложение, в котором
говорится, как наш герой научился плавать.



Учитель географии: Герой говорит, что
море держит его. И это так. В море легче научиться
плавать. Почему? (Вода соленая)

Почему она соленая? (в ней растворены
различные соли, а больше всего поваренной соли)

- Я предлагаю вам сейчас из водопроводной воды
сделать морскую. (Опыт)
- В разных морях вода разной солености. Самое
соленое море – Красное море.

Самое наименее соленое – Балтийское море.

Приложение1 (Слайд 9)

Учитель начальных классов.

- Несмотря на соленость воды, в море живет
огромное количество рыб, морских животных.
- Кого из обитателей моря вы знаете? (беседа с
учащимися)

Приложение1 (Слайд 10)

Сообщения учащихся о живых организмах морей.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА “МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ…”

Учитель начальных классов:

- Море может стать для человека источником бед.
Когда? (беседа с учащимися)

Кфр “Цунами”

Учитель географии: Древние мореплаватели,
путешествуя по морям и океанам, оказывались
жертвами морской стихии. Посылая сигнал
бедствия, они использовали бутылочную почту. К
нам попала одна из таких бутылок. В ней оказалась
записка, но от времени, проведенном в воде,
некоторые слова оказались размыты.

Приложение1 (Слайд11)

Учитель начальных классов.

- Восстановите записку. Можете использовать
текст рассказа. (Приложение 3)

Работа в парах

Проверка текста по слайду 12. (Приложение 4)

- От чьего имени написана записка?
- Какими же чертами характера обладает наш герой?

Какие черты характера вы бы хотели воспитать в
себе?

Приложение1 (Слайд 13)

III. Подведение итога урока.

- Для чего писатель Ф.Искандер рассказал нам эту
историю? Чему он хотел нас научить?

Ответы учащихся:

  • Не бояться трудностей.
  • Вовремя приходить на помощь, т.е. видеть, что
    помощь нужна.
  • Преодолевать свой страх, себя.

Необходимо воспитывать в себе эти качества,
стремиться к преодолению себя и тогда у вас все
обязательно получится. И сегодня на уроке вы были
умными, наблюдательными, смелыми, трудолюбивыми
и заработали следующие оценки.

Учитель географии: Воспитывая в себе
эти качества, помните, что при этом всегда нужно
оставаться человеком, бережно относящимся к
окружающей природе, ведь как сказал М.Пришвин:

“Природа тайн своих не прячет, но учит быть
внимательнее к ней”.

Домашнее задание: Вспомнить и
рассказать случай из жизни, где вы проявили
лучшие черты своего характера.




Следующий: