Интегрированный урок литературы и географии по теме Необычные путешествия

Образовательные задачи:

  • формировать умение использовать деталь в
    характеристике литературного персонажа;
  • формировать навыки работы с текстом
    художественного произведения;
  • сформировать представление о культурно–
    исторических центрах Европы (Париже, Риме);
  • Воспитательные задачи:

  • воспитывать у учащихся общечеловеческое
    мировоззрение на добро, зло, любовь, внутренний
    мир человека;
  • осуществлять нравственное воспитание через
    изучение следующих вопросов: гуманизм, этические
    нормы поведения человека в обществе.
  • воспитывать чувство товарищества,
    ответственности за результат.
  • Развивающие задачи:

  • в целях развития мыслительных умений – перенос
    знаний в новые ситуации;
  • развивать у учащихся воображение, память,
    внимание;
  • обогащать словарный состав;
  • развивать у учащихся умения выделять главное,
    существенное в материале;
  • формировать умения сравнивать, обобщать, делать
    выводы;
  • развивать познавательную деятельность,
    кругозор учащихся;
  • формировать навыки работы в парах;
  • Предполагаемый результат: систематизировать
    материал по темам «Творчество Н.В.Гоголя” и
    “Культурно– исторические центры Европы”
    посредством создания и защиты презентаций.

    Продукт:

    презентация.

    Подготовка к уроку осуществлялась
    самостоятельно каждым учеником через поиск,
    анализ и систематизацию информации с
    использованием ИКТ; тема урока раскрыта в форме
    групповых презентаций;

    Оборудование

    : компьютер, атлас,
    географический справочник, портрет Гоголя,
    словари (орфографический, орфоэпический,
    толковый)

    Тип урока

    : закрепления знаний; урок–
    презентация.

    Ход и содержание урока

    I. Организационный момент.

    Гамлет наш! Смесь слез и смеха,
    Внешний смех и тайный плач,
    Ты, несчастный от успеха,
    Как другой от неудач.

    П.А.Вяземский, 1853 г


    II. Вступительное слово учителей.

    Панина И.М. (учитель литературы)

    Своё самое главное произведение
    Н.В.Гоголь назвал “Мертвые души” и выразил в
    этом названии великую тайну своего творчества.
    Поэтому его поэма – одно из самых загадочных
    произведений литературы XIX века о внутреннем
    мире человека, о его душе, несущее в себе
    глубочайший нравственно – философский смысл.

    Постановка учебного вопроса:

    Что же может дать пользу душе, а что
    вред?

    Под таким углом зрения мы предлагаем
    Вам совершить путешествие. Мы хотим показать, что
    нет в поэме ничего случайного, каждая деталь
    служит для раскрытия образа, а, следовательно,
    объясняет цель написания произведения.

    Красулина А.В. (учитель географии)

    Зарубежная Европа является
    несомненным лидером по количеству объектов
    Всемирного наследия. В регионе их насчитывается
    297.

    В Европе находится большое количество
    исторических центров, курортов,
    достопримечательностей, которые с удовольствием
    посещают туристы всего Мира. Но вряд ли кому
    известно, что города Париж и Рим играют
    историческое значение в создании произведения “
    Мертвые Души”.

    Наш исследовательский маршрут,
    сегодня, будет состоять из следующих этапов:
    (план на доске).

    Маршрут:

    1. а) Что значат эти имена?
    2. б) Рим — культурно– исторический
      центр
      (I группа учащихся)

    3. а) “Полюби нас черненькими, а беленькими нас
      всякий полюбит”.
      б) Париж — центр мировой культуры.

    (II группа учащихся)

    Итак, вы готовы совершить открытия? В
    путь!


    III. Показ и защита презентаций (Приложение 1; Приложение 2)

    IV. Вопросы, обсуждение.

    (Какая, на ваш взгляд, самая яркая
    достопримечательность Рима?)

    Вывод: В конце нашего путешествия нам
    хочется сделать вывод, что где бы не находился
    русский писатель в Риме, Париже, частица России
    неизменно присутствует в его сердце. А культурно
    – исторические центры всегда играли и играют в
    настоящее время большую роль в создании
    величайших произведений.

    Поэма “Мёртвые души”-

    это книга совести,
    теперь, разгадав авторскую загадку, многие из нас
    задумываются о своём
    собственном очищение
    души, но это будет другая история – история своей
    общественной души.
    Живите, мыслите, творите,
    возрождайтесь, будьте
    ЖИВЫМИ ДУШАМИ.


    V. Тестирование на закрепление материала. (Приложение 3)

    VI. Синквейн по темам презентаций.

    1 – сущ, 2 – глагола, 3 – прилаг…


    VII. Итог урока. Оценка презентаций
    самими учащимися, др. группой (что получилось, в
    чем были трудности, понравилось, нет …)
    Выставление оценок.

    Урок окончен.

    Благодарим всех за внимание и участие.

    Приложение 4

    Следующий: