Интегрированный урок литературное чтение + окружающий мир в 4-м классе по программе УМК Школа России

Тема: И. С. Никитин “Русь” и
Отечественная война 1812 года

Цель: учить анализировать
литературное произведение во взаимосвязи с
историческими событиями.

Задачи:

Образовательные

1.Ознакомить со стихотворением
И.С.Никитина “Русь”, с историей Отечественной
войны 1812 года, показать взаимосвязь
литературного произведения с историческим
событием;

2.Отрабатывать навык работы с
литературными терминами, находить цитаты из
литературного текста, описывающие исторические
события;

Развивающие

1.Развивать
эмоционально-чувствительное отношение к
прочитанному;

2.Развивать навык выразительного
чтения;

Воспитательная

1.Воспитывать патриотическое чувство к
своей Родине.

Оборудование:

  • Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова.
    Литературное чтение 4 класс,ч.2
  • А.А. Плешаков. “Мир вокруг нас” 4 класс, ч. 2
  • презентация к уроку в программе PowerPoint
  • компьютер
  • проектор
  • карточки на доску
  • диск мр3


Ход урока

1.Организационный момент

Прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

Приглашаю вас на урок литературного
чтения и окружающего мира.

Урок проводиться через групповую
работу.

2. Ввод в тему. Определение темы урока.

Звучит музыка М.П. Мусорского “Рассвет
на Москве-реке” с демонстрацией Приложение
Слайд
2-4

Приложение Слайд 4


Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна! (З. Александровна)

- Что для вас означает Родина?

(Ответы учеников)

- Подберём синонимы к слову Родина.

Ученики называют, на доску
вывешиваются карточки – Отечество, Отчизна,
Россия
.

- Тема нашего урока Приложение
Слайд 5

Русь могучая,
Русь державная!

3. Постановка цели урока

Предлагаю вам, на уроке познакомится с
литературным произведением, в котором автор
восхищается богатством и простором Руси, и
обратимся к одному из событий истории нашего
государства в 19 веке.

3.Работа с новым произведением

Открыть учебник на странице 128.
Прочитать заголовок фамилию автора, определить
жанр.

Приложение Слайд 6

Иван Саввич Никитин родился в1824 году,
учился в духовном училище, затем в семинарии, но
её не окончил из-за материальных трудностей. В 1859
году он открыл в своём городе книжный магазин и
библиотеку, которая стала центром литературной
жизни общества. На его стихи положено более 60
песен и романсов.

Приложение Слайд 7

Это дом-музей, в котором жил И.С. Умер
поэт в 1861 в Воронеже. В родном город ему поставлен
памятник.

Физминутка

1.Чтение стихотворения (Первичное ознакомление.
Самостоятельное чтение)

- Какое чувства вызвало у вас это
стихотворение?

(ответы учащихся)

2.Словарная работа (

с
использованием Толкового словаря русского языка
С.И. Ожегова)

ШАТЁР – большая палатка, крытая
тканью.

МУРАВА – молодая трава.

РАЗГУЛ – (в данном произведении)
свобода

КАЗНА – деньги

КУРГАН – холм, в частности могильный
холм у древних славян.

3.Работа по группам. Каждой группе даётся
задание и время на подготовку.

Задания:

Группа 1 – Найти в тексте описание
автором бескрайних просторов Руси. Прочитать.

Группа 2 – Вспомнить или найти в
справочнике, что такое эпитеты. Найти эпитеты в
тексте, изображающие силу и мощь Руси. Прочитать.
Записать их на доске.

Группа 3 — Найти в тексте строки,
повествующие о героическом прошлом
нашей Родины. Прочитать.

Группа 4 – Работа по учебнику “Мир
вокруг нас” стр. 112. Война 1812 года с
использованием дополнительного материала

4.Выступление по группам

1 группа

зачитывает строки, в которых
автор описал просторы русской земли. (стр.128-130)

Учитель обращает внимание на чтение
строк. Чтение должно отражать простор,
необъятность Руси. Читается торжественно, с
гордостью.

Под большим шатром
Голубых небес -
Вижу — даль степей
Зеленеется.

И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.

По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.

Посмотрю на юг -
Нивы зрелые,
Что камыш густой,
Тихо движутся.

Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах
Наливается.

Гляну к северу -
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;

Подымает грудь
Море синее,
И горами лед
Ходит по морю;

И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Непроглядную…

Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

2 группа д

аёт определение эпитета и
приводит примеры, изображающие силу и мощь Руси.

Эпитет

– образное определение,
прибавляемое к названию предмета для большей
выразительности.

  • Русь державная
  • Родина православная
  • В красе царственной
  • Поля чистого
  • Воля смелая
  • Богатырских сил
  • Старины святой
  • Громких подвигов

Список эпитетов вывешивается на доску.

3 группа

В своём стихотворении Иван Савич
восхищается мужеством и героизмом русского
народа, рассказывая об историческом событии. (стр.130-131)

На полях своих,
Под курганами,
Положила ты
Татар полчища.

Ты на жизнь и смерть
Вела спор с Литвой
И дала урок
Ляху гордому.

И давно ль было,
Когда с Запада
Облегла тебя
Туча темная?

Под грозой ее
Леса падали,
Мать сыра-земля
Колебалася,

И зловещий дым
От горевших сел
Высоко вставал
Черным облаком

Учитель:

- В своих строках Иван Саввич “тучей
чёрной с запада” называет французскую армию под
командованием Наполеона. В 1812 году была
Отечественная война.

4 группа

расскажет нам о войне 1812
года — Наполеона с Россией. Группа использует
материал проектной деятельности.

Рассказ группы сопровождается показом
слайдов из приложения.

К войне с Россией Наполеон готовился
серьёзно. Он собрал 600-тысячную “Великую” армию;
прекрасно вооружённую и обученную. Наполеон был
уверен в своей победе. Приложение
Слайд 8-9

На западной границе располагались три
русских армии. Наполеон рассчитывал разбить их
поодиночке. Но русские военоначальники
разгадали план неприятеля. Уклоняясь от
окружения и сражения, русские армии отходили на
восток. Приложение Слайд 10 Война
приняла затяжной характер, все планы Наполеона
рушились.

И теперь, когда Наполеон взял Смоленск
и стал приближаться к Москве, царь Александр 1
вынужден был назначить Кутузова
главнокомандующим русской армии. Кутузову было 67
лет Приложение Слайд 11

Новый главнокомандующий прибыл в
армию. Солдаты с нетерпением ждали боя, но был дан
приказ отступать. На расстоянии 100 верст от
Москвы, близ села Бородино, Кутузов остановился.
Здесь 26 августа он решил дать Наполеону битву,
несмотря на то, что русских было 100 тысяч, а
французов – более 130 тысяч. Битва происходила на
тесном пространстве, ни одна из сторон не хотела
уступать победу. Приложение Слайды 12-13

Жители спешно покидали Москву.
Французские войска входили в пустой город. Это
было впервые.

Долго ждал Наполеон на Поклонной горе,
но никто ему ключи от Москвы не принёс. Приложение Слайд14

Вокруг Москвы развернулось
партизанское движение. Небольшие партизанские
отряды нападали на отдельные части французской
армии. Одним из командующих партизанским
отрядом, был Денис Васильевич Давыдов. Приложение Слайд 15.

За месяц пребывания в столице
Наполеон потерял 300 тысяч своих солдат. Наполеон
понимал, что армия разлагается. Не дождавшись
предложения о заключении мира, Наполеон покинул
Москву. Приложение Слайд16

Когда его спросили про его армию, он
сказал: “Армии больше нет!”

На Бородинском поле стоит памятник, в
честь победы русской армии в этой Отечественной
войне. Приложение Слайд17

5.Обобщение

Работают все группы.

- Найти в стихотворении И.С. Никитина,
строки показывающие, как русский народ
откликнулся на призыв защитить Россию и не дал
покорить себя врагам. (131)

Ученики зачитывают строки:

Но лишь кликнул царь
Свой народ на брань –
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь.
Собрала детей,
Стариков и жён,
Приняла гостей
На кровавый пир.

Учитель зачитывает строки:

И в глухих степях,
Под сугробами,
Улеглися спать
Гости навеки.
Хоронили их
Вьюги снежные,
Бури севера
О них плакали!

Что хотел показать И.С. Никитин в этих
строках?

6.Итог

Вспомним тему урока:

Русь могучая,
Русь державная!

Задание для всех групп:

По тексту выбрать цитаты доказывающие,
тему урока.

(Ответ учащихся)

На поклон к тебе
Корабли идут.

И лежат в земле
Груды золота.

Про тебя идёт
Слава громкая.

Учитель читает последние 2 строфы.
(Стр.132), выражающие своё отношение к Родине.

И уж есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью.
Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!

.А какая для вас Россия? Составление
акростиха.

Приложение Слайд 18

Р – родная

О – отважная

С — святая

С – славная

И – известная

Я – яркая

8.Домашнее задание: выучить наизусть
отрывок по выбору,

Нарисовать иллюстрацию к выбранному
отрывку.

Найти дополнительную информацию о
войне 1812 года

Литература

1. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.
Голованова. Литературное чтение 4 класс, ч 2

2.Поурочные разработки по
литературному чтению С.В. Кутявина

3. А.А.Плешаков, Е.А. Крючкова “Мир
вокруг нас” 4 класс, ч.2

4.Поурочные планы 2 полугодие “Мир
вокруг нас”

5.Толковый словарь русского языка С.И.
Ожегов

6.Информация для урока взяты с сайтов
Интернета:

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://www.bibliotekar.ru/istoriya/205.htm

http://biography.yaxy.ru/01050229.htm

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E0%EC%FF%F2%FC_%EE_%E2%EE%E9%ED%E5_1812_%E3%EE%E4%E0

http://900igr.net/kartinki/istorija/Vojna-1812-goda/Vojna-1812-goda.html

Следующий: