Интегрированный урок литературное чтение + изобразительное искусство + музыка по теме Лира осени. 3-й класс


Все начинается с детства. Небо, земля,
запахи и звуки понятны и необыкновенны. Первые
соприкосновения с загадочным миром происходит в
детстве, в частности, в школе. Поэтому нам,
учителям, надо беречь детский огонек пытливости,
любознательности, жажды знаний. Учитель
начальных классов стоит у истоков длительного и
сложного процесса развития и становления
личности. Убеждена, чем раньше ребенок научится
удивляться и радоваться всему живому, понимать
язык природы, искусства, сочувствовать
переживанием авторов произведений, музыки,
живописи, слова, тем ярче и чище, и уникальнее как
личность будет он сам. Музыка и изобразительное
искусство, хорошие помощники на уроках чтения. А
если музыка, литературное произведение и картина
созвучны, имеют одно и тоже содержание, то понять,
прочувствовать, пережить прочитанное
литературное произведение можно так глубоко, как
может быть никаким другим путем. Так появилась
идея проведения интегрированных уроков чтения,
музыки и изобразительного искусства. На урок был
приглашен наш местный поэт, композитор Власов
А.В. Урок прошёл с пользой для детей после этого, у
детей появилась тяга писать стихи. Урок
сопровождался презентацией.

Цели урока:

образовательные

– обеспечить условия для открытия учащимися
вдумчивого отношения к образному языку
лирического стихотворения;

развивающие

– развивать у учащихся поэтический вкус и
образное мышления в процессе работы;
– развивать у учащихся, умение воспринимать
стихотворение через авторскую позицию;

воспитательные

– создать условия для формирования чувств
красоты слова, живописи, музыки;
– вовлечь учащихся в состояние переживания и
осмысления любви к природе;
– обеспечить условия для работы в группе.

Оборудование:

На уроке используется презентации
в программе Microsoft PowerPoint
. Информационная
презентация (портреты художника И. Левитана,
композитора П. Чайковского, местного композитора
и поэта А.Власова; картина И.Левитана “Золотая
Осень”), распечатки на каждого ученика “Проба
пера”.

На столах осенние букеты из листьев, травы, что
дети принесли с экскурсии. На доске рисунки,
которые дети нарисовали после экскурсии, на тему
“Моя прогулка по осеннему лесу”. Класс поделён
на пять групп.


Ход урока

I. Эмоциональный настрой

.

Слайд 1 – (на котором изображена осень)

Утром мы в лесок идем-
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…

УЧИТЕЛЬ – О каком времени года идет речь?

УЧИТЕЛЬ – Ребята посмотрите на свои осенние
букеты, свои рисунки на тему: “Моя прогулка по
осеннему лесу”, представьте, что вы снова в лесу
на экскурсии.

Слайд 2

(слайды, на которых изображена осень)

УЧИТЕЛЬ – Дохнул холодный северный ветер.
Сменился летний наряд деревьев. Наступила
короткая, но дивная пора “Золотая Осень”.

УЧИТЕЛЬ – Чем удивительна пора “Золотая
Осень”?

(Деревья стоят в сказочном убранстве, лес точно
терем расписной, красивый, небо чистое, светлое;
ярко светит солнце;)

УЧИТЕЛЬ – За что вы любите осень?

(Ответы детей)

УЧИТЕЛЬ – А вот как об этом сказали, ребята,
ваши ровесники из других классов. Внимание на
экран:

Слайд 3

(ответы детей из других классов)

Я люблю осень за то, что в лесу есть
грибы.

Осень очень яркая.

Разная погода осенью: солнце, дождь и ветер.

Листья на деревьях разноцветные и на земле
лежит как будто расписной ковёр.

(Делаем вывод, на сколько совпадают мнения);

II. Подготовка к первичному восприятию

УЧИТЕЛЬ – Осень приходит вкрадчиво, незаметно.
Сначала начинают желтеть кусты, на берёзах
появляются желтые прядки. Осенью земля надевает
самые дорогие наряды. Каких только оттенков не
увидишь в природе: берёзы и клёны покрылись
лимонной желтизной, листья осины разрумянились,
как спелые яблоки. Вдруг лесную тишину нарушают
птичьи голоса. Это прощальные песни птиц.

УЧИТЕЛЬ – При помощи, каких средств можно
изобразить осень?

(Можно нарисовать осень; написать сочинение,
рассказ, сочинить стихотворение; написать
музыку.)

УЧИТЕЛЬ – Многие писатели, поэты художники,
музыканты любили изображать осень в своих
произведениях, изображали ёе красоту.

Урок я назвала “Лира Осени”.

Слайд 4 (тема урока)

УЧИТЕЛЬ – Почему лира? Да потому, что лира– это
такой инструмент музыкальный. Он является
символом поэтического творчества, объединяя в
себе: живопись, музыку, поэзию.

УЧИТЕЛЬ – А эпиграфом нашего урока послужили
слова Фёдора Ивановича Тютчева:

Слайд 5(эпиграф урока)


Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера …


III. Первичное восприятие

– А сейчас мы с вами поговорим о том, как
художники воспевали осень.

Внимание на экран.

Слайд 6 -портрет художника Левитана

УЧИТЕЛЬ – Всмотритесь в лицо этого человека,
что бросается в глаза?

УЧИТЕЛЬ – Его глаза выразительные, задумчивы,
от которых ничего не скроется. А ещё бросается
его большой лоб – это говорит о том, что он
человек очень умный.



Этот замечательный художник Исаак Ильич
Левитан, с огромной любовью и теплотой писал
скромную, исполненную тихой прелести русскую
природу. Он умело использует цвет, рисунок,
композицию.

Слайд 7 – картина художника Левитана

УЧИТЕЛЬ – Вот перед вами картина “Золотая
Осень”, в ней художник воспевает осень, родную
природу. Внимательно всмотритесь в картину,
условно её можно разделить на три плана:
передний, средний, дальний план.

УЧИТЕЛЬ – Внимание вопрос всем командам. Что
находится у художника в картине на переднем
плане?

(На переднем плане берёзы в ярком наряде
осенней листвы, отливающей под лучами солнца
золотом, синенькая узенькая речка, с ещё зелёной
травой по берегам)

УЧИТЕЛЬ – Что изображено на среднем плане?

(Вдали лес, деревенька)

УЧИТЕЛЬ – Что изображено на дальнем плане?

(Сине-голубое бездонное небо со светлыми
рассеянными облачком.)

УЧИТЕЛЬ – Вот такая композиция позволяет
правдиво и выразительно передать пространство в
картине, т.к. соотношение между различными
частями правильное и грамотное.

УЧИТЕЛЬ – Какие краски, преимущественно
присутствуют в картине?

(Желто-золотистые)

Но осенью восхищались не только художники, но
музыканты.

Слайд 8 – портрет композитора П.Чайковского

(Рассказ учителя о композиторе П.И.
Чайковском)

УЧИТЕЛЬ – Петр Ильич Чайковский родился в 1840
году в Воткинске, маленьком городе-заводе на
Урале. Родители будущего композитора были
музыкальны, и в доме нередко проходили
любительские концерты. Вокруг звучали
крестьянские песни. Как писал позднее сам
Чайковский, он «вырос в глуши, с детства самого
раннего проникся неизъяснимой красотой
характеристических черт русской народной
музыки», что позднее нашло отражение в его
творчестве.

Слайд 9

прослушивания его произведений на
тему Осень
.)

IV. Художественное исполнение

Слайд 10, 11, 12, 13, 14. – на слайдах изображена
осень, для каждой группы свой слайд.

УЧИТЕЛЬ – Осень – это действительно
удивительная пора: недаром ей восхищались
художники и музыканты. Поэты тоже не могли
остаться в стороне, следующий этап нашей работы
поэтический конкурс.

Каждая группа получило задание приготовить к
этому уроку стихотворение об осени. (один
участник от группы)

1 группа – Лермонтов М.Ю.(Листья в поле
пожелтели…)

2 группа – Некрасов Н.А. (Славная осень.)

3 группа – Майков А.Н. (Кроет уж лист золотой…)

4 группа – Тютчев Ф.И. (Есть в осени
первоначальной…)

5 группа – Пушкин А.С. (Уж небо осенью дышало…)

– Вы так все хорошо читали стихотворения
великих поэтов, и мне захотелось прочитать вам
тоже два стихотворения об осени. Одно называется
“Октябрь”, другое “Осень”

(После чтения стихотворений)

– Вам понравились стихотворения?

– В обоих стихотворениях чувствуется гордость
за свою малую родину.

– Ребята, какой недочёт я допустила перед
чтением?

(Не назвала автора)

УЧИТЕЛЬ – А вы хотели бы узнать, кто автор этих
стихов?

УЧИТЕЛЬ – Я опять начну с загадки, а вы,
возможно, догадаетесь кто автор этих стихов.

Он родился 17 мая 1964 года в райцентре Тюменцево
Алтайского края. Он выпускник Тюменцевской
средней школы и школы искусств. Он окончил
Усть-Коменагорский музыкально-педагогический
институт. Работает в детской школе искусств села
Тюменцева, преподавателем по классу эстрадного
вокала гитары. Он композитор и поэт.

Слайд 15 – портрет А. Власова

УЧИТЕЛЬ – Вот сейчас ваш учитель музыки
Алексей Валентинович, выступит как поэт и
композитор.

(А.В. Власов исполняет песню на гитаре об осени
музыка и слова своего собственного сочинения.)

УЧИТЕЛЬ – Ребята, а из вас кто-нибудь пытался
сочинять стихи?

(Козлова Кристина – прочитала своё собственное
стихотворение об осени)

Золотая осень.


Золотая осень
Желтые листы!
Ветер сказку кружит
Вешней красоты.
А на небе птицы
Косяком летят,
Облачилась осень
В праздничный наряд.
Золото пурпура
Ветви обожгли,
Гроздья той рябины
Красным подошли.
Воздух вновь пронзает
Свежестью дождя.
Это осень плачет
Только для тебя!


V. Художественное творчество.

УЧИТЕЛЬ – А теперь внимание на экран.

Слайд 16 – “Проба пера”

Проба пера.

….. ….. листья,
….. .. …. моросит.
….. …. .. свистом
.. …. …. шумит.
…., …. кружится
…. .. …. листок.
.. …. … проявился
…. … клочок.

УЧИТЕЛЬ – Дома попробуйте сочинить из
предложенных строчек своё стихотворение, самые
удачные мы отправим в нашу местную газету
“Вперёд”

(Приложение)

VI. Итог урока.

Слайд 17

УЧИТЕЛЬ – Вот и закончился наш необыкновенный
урок. Я хочу сказать спасибо, вам ребята, за
интересную работу на уроке. Мне хочется
поблагодарить Алексея Валентиновича за его
необычайно щедрый талант открывать и дарить
красоту другим.

А вы, ребята, если хотите поблагодарить урок, то
поаплодируйте ему!

Видеоприложение




Следующий: