Интегрированный урок литературное чтение + изобразительное искусство Иллюстрирование сказа П. Бажова Серебряное копытце. 4-й класс


Цель: формирование умений словесного
и художественного изображения главных героев
сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце».

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • обобщить знания детей о составных частях книги
      и её создателях;
    • продолжить работу над произведением: выявить
      глубину восприятия текста путём тестирования,
      формировать умение обучающихся давать
      характеристики главным героям, опираясь на
      текст;
    • способствовать расширению словарного запаса;
  • Развивающие:
    • способствовать совершенствованию навыков
      выразительного чтения по ролям;
    • способствовать развитию творческих
      изобразительных умений при иллюстрировании
      сказа; коммуникативных способностей каждого
      обучающегося;
  • Воспитательные:
    • способствовать воспитанию трудолюбия,
      нравственных качеств: доброты, заботы друг о
      друге на примере литературных героев.

Оборудование: книга и учебник с
произведением П. Бажова «Серебряное копытце»,
презентация Power Point с аудиозаписью сказа,
раздаточный материал с пословицами, шаблоны
главных героев, альбомные листы, фломастеры.



ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

– Сегодня нас ждёт интересный и необычный урок.
Он построен на основе двух учебных предметов:
литературного чтения и изобразительного
искусства. (Приложение 1.
Слайд 1)

II. Актуализация знаний

– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь,
вспомните, что скоро самый волшебный праздник.
Назовите этот праздник. (Новый год)
– Что в нём волшебного? Что происходит в эти дни?
– Действительно, в новогодние дни происходят
чудеса, исполняются самые заветные мечты.
– Давайте вспомним, в каком произведении, с
которым мы познакомились на прошлом уроке,
произошло чудо.
– Кто автор этого сказа? (Слайд 2)

III. Сообщение темы, цели урока

– Сегодня мы продолжим работу над
произведением Бажова «Серебряное копытце».
(Слайд 3) И каждый из вас сегодня на уроке
почувствует себя волшебником, который творит
чудеса. А чудом будет изготовление книги
«Серебряное копытце», ведь книга является самым
хорошим подарком.

IV. Закрепление



1. Тест

– Насколько вы помните материал предыдущего
урока и внимательны были при чтении произведения
«Серебряное копытце» мы узнаем с помощью теста.

(Тест по произведению на слайдах 4-5, дети
ставят только в ответах необходимую букву.)

1. Где родился П.Бажов?

а) в Сибири;
б) на Урале;
в) на Камчатке.

2. Кем работал Бажов, перед тем, как стать
писателем?

а) учителем;
б) строителем;
в) каменщиком

3. Сколько лет было Дарёнке?

а) 8;
б) 6;
в) 7.

4. Из скольких веточек были рога у козлика?

а) 5;
б) 2;
в) 6.

5. На какой ноге у козлика серебряное копытце?

а) левая передняя;
б) правая передняя;
в) обе передние ноги.

6. Какое полное имя было у Дарёнки?

а) Дарья Григорьевна;
б) Дарёнка Григорьевна;
в) Даша Георгиевна.

6. Какого цвета были камни, которые находили
люди на покосном лужке?

а) зелёные;
б) фиолетовые;
в) голубые.

7. Чем сказ отличается от сказки?

а) реальным описанием жизни героев;
б) волшебными событиями;
в) составными частями.

2. Взаимопроверка теста

– Поменяйтесь работами. За правильный ответ –
ставьте «+», не правильный – «–» (Слайд 6).
– Подсчитайте количество «+» и поставьте
отметку. (Слайд 7)
– Молодцы. Я вижу, что вы хорошо знаете
содержание сказа.

3. Работа с пословицами

– Вам необходимо расположить слова в
правильном порядке и определить, к кому из
главных героев подходит данная пословица или
поговорка. (Группы получают деформированные
пословицы и вывешивают их в правильном порядке
на доске, объясняя, к какому главному герою она
подходит.)

1. Землю красит солнце, а человека – труд.
2. Каких только чудес не бывает на свете.
3. Жизнь дана на добрые дела.
4. Пчела мала, да и та работает.

4. Беседа по тексту



– Охарактеризуйте самого взрослого главного
героя – Кокованю, используя в подтверждение
своих слов текст.
– Опишите характер девочки Дарёнки.
– Как вы думаете, почему Дарёнке так хотелось
увидеть чудо – Серебряное копытце?
– Опишите внешний вид кошки Мурёнки. Можем ли мы
сказать, что у неё есть свой характер?
Подтвердите словами из текста.
– Как жили наши главные герои?
– Как вы думаете, почему с главными героями
всё-таки произошло чудо – Дарёнка и Кокованя
увидели Серебряное копытце?

5. Чтение по ролям

– Найдите отрывок – диалог Коковани и Дарёнки,
в котором Кокованя описывает Серебряное копытце.
Читаем этот отрывок по ролям и определяем, чьё
чтение было лучшим и почему.

Физкультминутка (Слайд 8)

V. Иллюстрирование книги

1. Беседа

– Прежде, чем работать над иллюстрированием
книги, вспомним её основные составляющие части.
Назовите их (обложка, форзац, титульный лист,
страницы).

Выставка книг Павла Бажова
представлена вашему вниманию. (Слайд 9)
– Какую информацию содержит обложка?
– Какая информация содержится на титульном
листе?
– Люди каких специальностей создают книги?
– Каждый из вас сейчас будет художником. Какая
получится книга, зависит от вас. Вспомните
мультфильм, который мы смотрели на прошлом уроке,
включите всё своё воображение – тогда наша книга
будет как чудо!

2. Самостоятельная работа

– У каждого из вас в мультифоре есть страница с
текстом, который надо будет прочесть, а затем
проиллюстрировать. Вам в помощь даны шаблоны,
которыми вы можете воспользоваться. Помните, вы
должны работать быстро и старательно. В работе
вам поможет аудиозапись сказа. (Слайд 10)

3. Показ книги

– Проверим, какое общее чудо у нас получилось.
(
Выходят сначала дети I ряда, строятся в
линеечку и показывают свои страницы, затем дети
IIи III ряда, учитель собирает страницы по порядку)
– Я сейчас все эти страницы скреплю степлером, и
у нас получилась книга.
Оказывается, чудеса на самом деле бывают.
– Как вы думаете, кому мы можем подарить нашу
книгу в качестве подарка к Новому году? (Младшим
детям в детский сад, школьную библиотеку)

VI. Домашнее задание

– Придумать историю, которая могла произойти
между Серебряным копытцем и кошкой Мурёнкой.
(Слайд 11)

VII. Итог урока

– Чему нас учит сказ Бажова?
– С какими людьми происходят чудеса?
– Какой вид работы на уроке понравился больше
всего?
– Спасибо за урок. (Слайд 12) Я думаю, малыши будут
рады такому подарку к новому году.




Следующий: