Интегрированный урок литература + история по теме: Уроки Гражданской войны

Природа вечно творит и вечно разрушает. Из
простейшего вещества творит она
противоположнейшие произведения, баз малейшего
усилия и на все кладет какое-то нежное покрывало. У
каждого её создания особенная сущность, у
каждого явления отдельное понятие, а все — едино.

(Гегель)

В педагогике исторические корни интеграции
можно отыскать в трудах классика педагогической
мысли К.Д. Ушинского, который объединял
преподавание школьных предметов вокруг
христианской идеи любви и гуманизма, а также
ведущих понятий, характеризующих мир природы и
человека.

В современной педагогике проблема интеграции
“зазвучала” в 80-е годы XX века с новой силой и с
новым содержанием. Почему?

Вхождение России в мировое образовательное
пространство, процессы интеграции во всех сферах
жизни человечества вновь выводят на один из
первых планов проблему интеграции в образовании.
Образовательные потребности современного
школьника возрастают в связи с требованиями
общественного и научно-технического прогресса.

Интеграция позволяет раскрыть новые
возможности для социализации и самореализации
личности современного школьника. Формирует
активную личность, востребованную обществом.

Хотелось бы подчеркнуть, что сам предмет история
вынуждает” к интеграции. Существует
множество тем, проблем и вопросов требующих
привлечения специалистов для их объективного и
комплексного рассмотрения. Например:
корпускульно-волновая модель мира (физика),
жанровое становление зарубежной и отечественной
литературы и т.д.

Таким образом, в результате применения данной
педагогической технологии происходит
систематизация знаний по всем предметам и
развитие восприятия мира в гармоничном единстве,
что позволяет расширить содержание образования.

На данном уроке можно увидеть пример
интеграции истории и литературы. Это один из
уроков в рамках разработанной авторами статьи
программы интеграции двух смежных дисциплин.

Цели:

Обучающая —

познакомиться с биографией М.А.
Шолохова как яркого представителя времени
Гражданской войны; повторение и систематизация
знаний по теме “Гражданская война”.

Воспитательная

— на примере исторического
материала и судеб героев “Донских рассказов”
проследить трагедию российского народа в 1918 – 1920
годах и приоритет общечеловеческих ценностей
над идеологическими.

Воспитать толерантность, патриотизм и активную
жизненную позицию.

Развивающая

– развитие дедуктивного
логического мышления, монологической речи,
умения выстраивать причинно-следственные связи,
умения аргументировать.

Тип урока:

интегрированный,
проблемно-развивающий урок.

Оформление урока (средства):

  1. Портреты участников гражданской войны.
  2. Плакаты времен Гражданской войны.
  3. Белая и красная гвоздики – символы идеологии
    “белых” и “красных”.
  4. Данные социологических опросов:
    • Данные опроса по стране.
    • Данные опроса уч-ся 10 класса А.
  5. Свеча.
  6. Коллажи по теме: “Что такое гражданская
    война?”.
  7. Эпиграфы к уроку.
  8. Картина В. Верещагина “Апофеоз войны”.
  9. М. Шолохов “Донские рассказы”.
  10. Микеланджело “Пьета.
  11. Портрет М. Шолохова и годы жизни.

Раздаточный материал:

сравнительная таблица
по рассказам М. Шолохова “Донские рассказы”:


Категории сравнения“Родинка”“Продкомисар”“Чужая кровь”
НиколайАтаманБодягинОтецГаврилаНиколай (Пётр)
1. Чувства
2. Убеждения

Эпиграфы к уроку (М. Волошин, 1920):


“Кто не за нас – тот против нас,
Нет безразличных: правда с нами”.

Одни идут освобождать Москву
И вновь сковать Россию.

Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздать.

(Закрыт до конца урока)

А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.

Основные понятия и термины:

гражданская
война, идеология, пропаганда, мотив деятельности,
убеждения.

План урока:

  1. Михаил Шолохов – певец казачьей правды.
    (Краткая биография М. Шолохова).
  2. Причины и характеристика Гражданской войны.
  3. “Родинка”.
  4. “Продкомисар”.
  5. “Чужая кровь”.
  6. “Ни записи, ни мысли, ни слова
    К ним не дойдут: все знаки слижет пламя?”

Ход урока

Учитель литературы (далее Л.)


Кто передаст потомкам нашу повесть?
Ни записи, ни мысли, ни слова
К ним не дойдут: все знаки слижет пламя.
И выест кровь слепые письмена

Но может быть, благоговейно память
Случайный стих изучно сохранит.
Никто из вас не ведал то, что мы,
Изжили до конца, вкусили полной мерой…

М. Волошин, 1920.

Учитель истории (далее И.)

Можем ли мы понять события, которые произошли
более 85 лет назад в нашей стране? Понять, что
двигало тысячами людей? Историк Бортневский,
оценивая события Гражданской войны, говорил. Что
гражданская война в России была и подвигом и
трагедией. Попробуем понять, сумело ли
человечество, принеся огромные жертвы, извлечь
какие-либо уроки. “Уроки Гражданской войны” –
тема нашего сегодняшнего урока.

Далее учитель знакомит учащихся с целями и
задачами урока.

1. Михаил Шолохов – певец казачьей правды.

Л.:

Одним из очевидцев, кто оказался
включенным в вихрь исторических событий, был М.
Шолохов.

Учитель останавливается на тех фактах, которые
“перекликаются” с биографиями героев
рассказов, что помогает подчеркнуть некоторую
автобиографичность произведений.

Михаил Александрович Шолохов родился в 1905 (?)г. в
станице Вёшенской, что расположилась на берегу
Дона.

Годы учебы (1914-1918) пришлись на первую мировую
войну. Затем он возвращается домой и видит, что
“Донская область стала ареной ожесточенной
гражданской войны”.

В 1920г. Михаил добровольцем вступил в
продовольственный отряд. “Служил и мыкался по
Донской земле. Гонялся за бандами. И банды
гонялись за нами. Всё шло, как положено.
Приходилось бывать в разных переплётах”. Попал в
плен к махновцам и был отпущен из-за малолетства.
Первые рассказы, вошедшие в сборник “Донские
рассказы”, были напечатаны в 1924г., когда автору
было около 19 лет.

Почему именно на Дону происходит действие
рассказов?

И.:

Действия рассказов происходят на берегах
р. Дон среди казачества

Даётся характеристика казачества, как особого
служилого сословия. Раскрывается этимология
слова “

казак, а так же значение службы
казаков для России.

Этимология слова “казак”:

Много версий. Одна
из них: слово “козак” тюркского происхождения,
оно означает “вольный человек”. Другая версия –
слово “козак” берет начало в монгольском языке,
где слово “ко” означает “броня”, “латы”, а
слово “зах” – означает “межа”, “граница”.
Таким образом слово “козах” – “защитник
границы”. Есть и другие версии.

Первое упоминание – 1444 г.. однако собственно
история вольного казачества начинается с XVI века.

С конца XVIII – нач. XIX вв. правительство
установило контроль над казачеством, и уже к
концу XIX в. казаки становятся опорой
самодержавной власти. Но казачество не было
однородным. Так революционные события в нач. XX в.
в России нашли поддержку среди казачьей бедноты.
Однако большинство казаков оставались верными
принципу: “Дед служил верой и правдой, отец
служил и я буду служить”.

После Октябрьского вооруженного восстания
именно Дон стал центром формирования
Добровольческой армии. Именно на Дон стекались
все недовольные советской властью и властью
большевиков.

2. Причины и характеристика Гражданской войны.

И.:

Противостояние росло. Общество
“скатывалось” к Гражданской войне.

Далее учитель проводит фронтальный опрос по
вопросам:

Что такое Гражданская война?

Ответ учащихся:

Гражданская война – острое столкновение между
социальными группами, политическими партиями,
гражданами одного государства за власть.

1. Причины гражданской войны.

Ответы учащихся:

1) Обострение социально-экономических и
политических противоречий в результате смены
власти и изменения формы собственности.

2) Доминирование в обществе психологической
установки на конфронтацию и решение вопросов
политики и повседневной жизни с оружием в руках.

3) Крах демократической альтернативы развития
страны в связи с разгоном учредительного
собрания большевиками.

4) Отсутствие опыта политического и социального
компромисса между различными политическими
силами и социальными группами.

5)Неприятие политическими противниками
большевиков Брестского мира с Германией.

6) Экономическая политика большевиков в городе
и деревне весной-летом 1918 г.

7) Иностранное военное вмешательство во
внутренние дела России.

2. Хронологические рамки войны и её
периодов.

Ответы учащихся:

Официальные рамки гражданской войны – 1918-1920гг.

Различные точки зрения на время начла
Гражданской войны: октябрь 1917 г.. (приход
большевиков к власти); февраль 1917г (свержение
самодержавия).; май 1918 г. (мятеж чехословацкого
корпуса).

Различные точки зрения на окончание
Гражданской войны: 1920г. (разгром врангелевских
войск в Крыму); 1922 г. ( “малая гражданская война”,
установление Советской власти в Средней Азии, в
Закавказье и на Дальнем Востоке).

Периоды Гражданской войны:

I-й период – май-ноябрь 1918 г.;

II-й период – ноябрь 1918 – март 1919 г.;

III-й период – март 1919 – март 1920 г.;

IV-й период – весна – осень 1920 г.;

V-й период – 1920-1922 гг.

3. Расстановка социальных сил в годы
гражданской войны.

Ответы учащихся:

Социальные силы:

“Красные” – часть пролетариата, беднейшее
крестьянство, часть интеллигенции.

“Белые” – буржуазия, помещики, часть
офицерства, часть интеллигенции, зажиточное и
среднее крестьянство, часть пролетариата.

Война вошла в каждый дом. И порой люди
становились под знамена “белых” или “красных”
просто под воздействием обстоятельств. “Жизнь
так сложилась”.

Учитель объясняет, как работать со
сравнительной таблицей, с какой целю, это
делается.

Л.:

Итак, Гражданская война. Брат идёт против
брата, отец против сына, почему? Ответом на этот
вопрос во многом служат “Донские рассказы”
Михаила Шолохова.

3. “Родинка”.

О трагических взаимоотношениях отца и сына в
эти трудные годы Шолохов пишет в рассказах
“Родинка”, “Продкомисар” и “Чужая кровь”.
Каждый раз, по-новому решая эту проблему.

Обратимся к рассказу “Родинка”.

Учитель вместе с ребятами даёт анализ текста
рассказа, акцентрируя внимание уч-ся на
характеристику главных героев, их убеждения и
мотивы. В ходе анализа ученики отвечают на
вопросы, работают с текстом и заполняют сводную
таблицу.

Вопросы:

  1. Как зовут главного героя? Откуда мы узнаем об
    этом?
    (Николай Кошевой).
  2. Почему в анкете не указано отчество главного
    героя? О чем это говорит? (
    Так уже в начале
    рассказа показано разъединение близких людей
    (отца и сына))
  3. Какие сведения о происхождении, занятии
    Николая Кошевого мы узнаем из анкеты?
    (Николай
    командир эскадрона, землероб, член РКСМ. Таким
    образом, его истинная составляющая оказалась
    «“зажата» между убеждениями и властными
    полномочиями)
  4. Сколько лет Николаю? (18 лет)
  5. Портретное описание Николая Кошевого. (“…
    плечист, не по годам выглядит. Старят его глаза в
    морщинках лучистых и спина, по-стариковски
    сутулая”)
  6. Каким предстает герой перед читателями? Как
    представляют нам Николая предметы его
    окружающие?
    (Николай стесняется своей
    молодости. В свои восемнадцать лет он выглядит
    старше и уже разгромил две банды. Перед нами
    герой предстаёт повзрослевшим и даже
    состарившимся.
    “На столе гильзы патронные, пахнущие сгоревшим
    порохом, баранья кость, полевая карта, сводка,
    уздечка…, краюха хлеба”. Ребята пытаются
    представить, как эти предметы раскрывают нам
    внутренний мир героя, суть его жизненных
    приоритетов)
  7. Какие чувства испытывает герой? (“думал
    устало”, “уморился так жить”, “опостылело
    все”, “потянул за рукав устало”, “искаженное
    злобой лицо”. Т.о. преобладает усталость от
    жизни, а в бою – злость)
  8. Почему выбрал для себя такую жизнь Николай?
    (Стал сиротой. “… до 15 лет мыкался по работникам,
    а потом шинель длинную выпросил и с проходившим
    через станицу красным полком ушел на Врангеля”)
  9. Что можно сказать об убеждениях героя? (Он
    потомственный казак, в силу сложившихся
    обстоятельств, присоединился к “красным”).

Продолжается анализ текста.

Вопросы:

А как сложилась жизнь отца Николая Кошевого?
(“… плен германский, потом Врангель,… лагерь с
колючей проволокой, … турецкая фелюга… камыши
кубанские… и – банда”. Полсотни казаков,
недовольных Советской властью, таких же как
Атаман, входили в эту банду)

  • Почему отец, вернувшись домой, не смог вернуться
    к мирной жизни “по-старому”? (Вернувшись домой,
    узнал, что жена умерла, а сын пропал. В станице
    новая Советская власть)
  • И.:

    “Новая жизнь” встретила казака
    неприветливо. Многие казаки уходили в банды, так
    как были не довольны Советской властью.
    Недовольны её политикой расказачивания,
    которая началась в январе 1919г.

    В ходе беседы ученики отвечают на вопросы и
    записывают выводы в сводную таблицу.

    Вопросы:

    1. Чем было вызвано стремление большевиков
    вести беспощадную борьбу против всего сословия
    казачества?

    Ответ:

    Тем, что казачество, объединенное в
    воинские части, неоднократно принимало участие в
    вооруженной борьбе с советской властью.
    Большевики вели борьбу со всем казачеством, так
    как оно было собственником земли и
    сопротивлялось национализации земли, проводимой
    большевиками.

    2. В какой форме проводилась большевиками
    политика расказачивания?


    Ответ:

    Большевики применяли массовый террор
    против казаков. Проводили конфискацию хлеба,
    скота. Проводили полное разоружение казаков с
    расстрелом каждого, у кого находили оружие.

    3. Каков был политический смысл политики
    расказачивания?

    Ответ:

    Уничтожение казачества – это разгром
    сильного противника большевиков и участника
    белого движения. Казачество было реальной силой,
    противостоящей запрету на частное хозяйство в
    деревне.

    4. Каковы последствия политики расказачивания?



    Ответ:

    Расказачивание уничтожило сильных,
    зажиточных сельских хозяев, обострило отношения
    в деревне. Политика большевиков толкнула многих
    казаков в белогвардейские армии, в эмиграцию,
    банды.

    Л.: Итак, атаман Кошевой не принял Советскую
    власть. Он был вынужден “… волком уходить по
    родным полям…”.

    Продолжается анализ текста.

    Вопросы:

    1. Какие чувства испытывает атаман? (“Душа
      зачерствела”, “боль, чудная и непонятная точит
      изнутри”, злость и ненависть в бою)
    2. Как происходит встреча отца и сына? (Отец и
      сын встретились во время боя. В ходе боя отец
      убивает Николая)
    3. В какой момент атаман узнает, что убитый им
      красный командир, его сын?
      (Атаман, снимая
      сапоги, увидел родинку такую же, как и у него. Он
      понял, что убил собственного сына)
    4. Почему именно родинку использует
      автор как символ?
      (Родинка – родной – род –
      Родина. Род, Родина – естественное объединяющее
      начала)
    5. Какие слова использует автор, чтобы передать
      душевное состояние атамана?
      (“… завыл”,
      “почернел” и т.д.)
      Учитель объясняет уч-ся,
      что чёрный цвет не случаен. Он часто встречается
      в рассказе: “Черная от загара спина”, “черная
      лента крови”.
      В черный цвет окрашен мир людей в
      отличие от мира природы. Черный – это цвет боли,
      злости, ненависти
    6. О чём “… неизмеримо большом и важном” боялся
      “проговориться” Николенька?
      (ответ
      предполагает самостоятельные выводы уч-ся;
      ребята высказывают своё мнение, мысли и
      предположения)
    7. Почему застрелился атаман? (автор
      “убивает” своих героев; это символизирует то,
      что жизнь людей разъединила, а смерть –
      объединила)
    8. Каков финал рассказа? Почему? (Два мертвых
      человека – отец и сын, посреди бескрайней степи,
      а над их головой кружит ворон
      ; ответ
      предполагает самостоятельные выводы уч-ся).

    Работа по описанию картины Верещагина
    “Апофеоз войны”. Учитель акцентирует внимание
    учеников на символы, которые использует
    художник: выжженная земля, гора черепов, вороны,
    синее небо.
    Эти символы перекликаются с
    символом ворона в конце рассказа М. Шолохова
    “Родинка”.

    4. “Продкомиссар”.

    Л.: Подобную сюжетную линию –
    взаимоотношения отца и сына – мы видим и в
    рассказе “Продкомиссар”.

    И.

    : Главный герой рассказа – продкомиссар
    Игнат Бодягин, который приехал в родную станицу
    во главе продотряда для сбора хлеба. Одной из
    главных проблем, с которой столкнулась Советская
    власть, это проблема нехватки продовольствия. 11
    января 1919г. был принят Декрет ВЦИК о введении
    продразверстки.

    Вопросы:

    1. Что такое продразверстка?


    (Обязательная сдача крестьянами государству по
    твердым ценам продовольствия)

    2. Какой принцип лежал в основе продразверстки?


    (В основе лежал принцип – первоочередными
    являются потребности государства)

    3. Кто осуществлял продразверстку?

    (Местные
    Советы, комитеты бедноты, продовольственные
    отряда (продотряды))

    Л.:

    Игнат Бодягин возвращается в родную
    станицу спустя 6 лет.

    В ходе беседы проводится анализ текста. Свои
    выводы учащиеся записывают в сводную таблицу.

    Вопросы:

    1. Почему Игнат покинул свою родную станицу 6 лет
    назад?

    Ответ:

    Игнат возмутился поступком отца,
    ударившего работника за сломанный инвентарь.
    Отец в наказание отправил сына “ума-разума
    набираться”, другими словами выгнал его из дома.
    У отца и сына разные нравственные позиции.

    2. С каким чувством он возвращается на Родину?

    Ответ:

    “… что-то уперлось в горле…” и “…
    перехватило дыхание…” при взгляде на дом отца.
    Но к отцу не пошел.

    3. Как происходит встреча отца и сына? Какие
    чувства они испытывают?


    Ответ:

    Отец оказался одним из тех казаков,
    которые выступали против изъятия хлебы. Он так же
    участвовал в убийстве одного из красноармейцев,
    за что и был приговорен к расстрелу. Именно в этот
    момент и происходит встреча отца и сына. Герои
    испытывают смешанные чувства. Отец: “… горячее
    блеснуло в глазах…”, “… спрятал глаза…”, “… в
    сторону отвел взгляд…”, “… зло и упрямо
    наморщил переносицу…”, голос сиплый, словно
    оборвал “… тонкую нить, вязавшую их…”. Сын: “…
    кожа… посерела…” от злобы. Позже, уже после
    расстрела, просит у отца прощение, хотя против
    расстрела не возражал)

    4. Что чувствовали вы, когда читали эти строки?


    (Ребята делятся своими чувствами и мыслями)

    5. Почему отец и сын стали непримиримыми
    врагами?


    Ответ:

    У отца и сына различные нравственные
    позиции и разные убеждения и взгляда. Один –
    выступает за свое кровное хозяйство, сын – за
    идеалы социализма. Это уже осознанный выбор и
    осознанное противостояние.

    И.:

    Отца и сына в рассказе “Продкомиссар” по
    разные стороны баррикад развела идеология.

    Вопрос: Что такое идеология?

    Ответ: система идей и взглядов, отражающих
    отношение различных социальных групп к
    окружающей действительности и друг к другу.

    И.: Символом идей является гвоздь ,
    символом идеологии – гвоздика. Гражданская
    война – это вооруженная борьба социальных групп,
    политических партий и отдельных людей за свои
    убеждения и идеи, под знаменами разных
    цветов. Борьба за “белую и красную гвоздики”.

    Вопросы:



    Страницы: 1 | 2 | Весь текст


    Следующий: