Интегрированный урок литература + история по теме Гражданин. Гражданственность. Патриотизм


Цели урока:

воспитательная

– формирование развитой,социально активной личности, приобщившейся кобщечеловеческим ценностям; и достижениямкультуры, личности творческой и самостоятельной,с чувством глубокой ответственности за судьбусвоей страны; воспитание на примере гражданскойпозиции декабристов и современников любви кОтечеству и понимания того, что все зависит отактивности и нравственной позиции каждого изграждан нашей страны;

развивающая –

развитие навыков работы систорическими источниками и умения даватьхарактеристику личности; отработка понятийногоаппарата по обществознанию; повторение исистематизация знаний по теме: “Организациидекабристов. Восстание декабристов на Сенатскойплощади 14 декабря 1825 г.”; определениенепрерывности исторического процесса;

обучающая –

знакомство с творчеством идеятельностью декабристов.

Возможная личностно значимая проблема:

Пригласить учащихся к размышлению особственном духовном мире, о необходимостисамовоспитания и самоорганизации.

Средства обучения:

  • иллюстрации (портреты декабристов, фотографиисобытий в России в 1991 г. и в 1993 г., фотографиидиссидентов 60–70-х годов, Приложениестр. 7–8.);
  • свечи, символизирующие декабристов;
  • таблички с надписями “гражданин”,“со-участье”;
  • подборка литературы по теме;
  • раздаточный материал к уроку (Приложение, стр.10);
  • памятки “Как рецензировать ответ”,“Требования к публичному выступлению”,“Примерные нормы оценок учащихся”, “Листрецензента” (Приложение, стр.11–12);
  • стихотворение К.Ф. Рылеева (Приложение, стр.13);
  • “Часы”, символизирующие “ВРЕМЯ”.
  • таблички с высказываниями А.С. Радищева, И.Бурцева, словарь Ожегова;
  • отрывки сочинений уч-ся на тему “Мое личноеотношение к декабристам” (Приложение, стр.9).
  • Эпиграф к уроку (отрывок из стихотворенияНекрасова);
  • словари.
  • ватман и цветные странички;
  • гитара.

План урока:

  1. “А что такое гражданин? Отечества достойныйсын” (Н. Некрасов).
  2. Деятельность и творчество декабристов(презентация творческих проектов).
  3. Декабристы и современность.

Литература:

  1. Заичкина И.А., Почкаев И.Н., Русская история отЕкатерины Великой до Александра II; М., 1994.
  2. Нечкина М.В., Декабристы, М., 1982.
  3. Пантин И.К., Плимак Е.Г., Хорос В.Г., Революционнаятрадиция в России. 1783–1883 гг., М., 1982.
  4. Политическая история Отечества (1861–1920 гг.):Хрестоматия, М., 1992.
  5. Политическая история России первой половины XIXвека, М., 1990.
  6. Антонов В.Ф., Книга для чтения по истории РоссииXIX века: 8-й класс, М., 2000.
  7. Декабристы в воспоминаниях современников, М.,1988.
  8. История России в лицах. V – XX века:Биографический словарь, М., 1997.
  9. История России в портретах: в 2 томах, Смоленск,Брянск, 1996.
  10. Мережковская Д.С., Четырнадцатое декабря, М., 1994.
  11. Энциклопедия для детей, Т.5, История России, Ч.2.От дворцовых переворотов до эпохи великихреформ, М., 1997.

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
(Отечества достойный сын).

Н. Некрасов



ХОД УРОКА

1. “Что такое гражданин? Отечества достойныйсын” (Н. Некрасов).

Учитель литературы

(далее Л.): Сегодня мыпоговорим о жизни и творчестве людей, надолгоопередивших развитие общественной мысли своеговремени, подумаем над понятиямигражданственность и патриотизм и определим,актуальны ли они в наше время. Запишите темуурока и эпиграф (последняя строка эпиграфазакрыта).

В стихотворении Некрасов отвечает на вопрос.Попробуем ответить и мы.

Вопрос:

Что такое гражданин?

Предполагаемый ответ (далее – ответ):



ребятаобмениваются своими версиями о содержании этогопонятия.

Посмотрите на строение слова “гражданин”,определите его корень. Этимология словагражданин– горожанин (исходное значение –“городской житель, горожанин”).

Учитель истории

(далее И): Впервые понятиегражданин ввел А.С. Радищев. В своей работе“Беседы о том, что есть сын Отечества” он писал:“Что такое гражданин? Это достойный сынОтечества – патриот, человек чести, чьи мотивыблагонравны, а поступки благородны”(раздаточный материал документ 1.1)

Вопрос

: Какой высокий смысл автор вкладываетв понятие “гражданин”? Как вы понимаете егослова?

Ответ



: Патриот – это человек, который нетолько любит свою Родину, но и готов защищать её соружием в руках, кто готов бороться




Следующий: