Интегрированный урок литература + история Эксперимент, из-за которого Россия потеряла XX век


Цели урока.

  • Формирование навыков работы в группе,
    публичного выступления, умения отстаивать свою
    точку зрения, активизация творческих
    способностей учащихся.
  • Проанализировать использование метода
    социалистического реализма при изображении
    процесса коллективизации в романе М.Шолохова
    “Поднятая целина”.
  • Усвоить сущность сплошной коллективизации. (На
    примере романа М. Шолохова “Поднятая целина”,
    исторических документов).
  • Раскрыть тему, смоделировать диалог между
    властю и обществом..
  • Рассмотреть проблему цены “рывка”, проследить
    долгосрочные экономические, политические,
    социальные последствия.
  • Задачи урока:

    осознание учащимися
    неоднозначного отношения в крестьянской среде к
    колхозному строительству и определение итогов и
    последствий коллективизации.

    Ход урока

    В классе создаются группы:

    1. Группа Н.И. Бухарина (работа со статьей
    Михаила Антонова “Капитализму в России не
    бывать!”. (Приложение 2)

    Их задача аргументировать свой подход по
    вопросу переустройства села.

    2. Группа Сталина (работа со статьями Сталина
    “Головокружение от успехов” и “Выступление на
    съезде аграрников” в 1927 году).

    Аргументируют свою позицию по этому вопросу.

    3. Группа агитаторов-двадцатипятитысячников,
    “сельских коммунистов” (Семена Давыдова, Макара
    Нагульнова и Андрея Разметнова)

    Их задача – убедить крестьян в преимуществе
    колхозов и необходимости вступать в них. (Работа
    с текстом романа М.Шолохова “Поднятая целина”)

    4. Группа крестьян – бедняков (Кондрат
    Майданников, Любишкин, Аржанов, Устин Рыкалин)

    5. Группа зажиточных крестьян, белогвардейцы.
    (Яков Лукич Остовнов, Гаев, Половцев, Лятьевской)

    6. Группа аналитиков. Оценивают шансы успешного
    и быстрого крестьянского строительства и
    продумывают, какие негативные последствия могла
    иметь проводимая коллективизация.

    Вначале урока учитель говорит о том, что с 30
    годов XX века в литературе основным
    художественный методом, использовавшимся в
    искусстве Советского Союза, был метод
    социалистического реализма. Он был официально
    одобрен с 1932 года партийными органами в
    литературе и искусстве. Перед писателями
    ставились задачи изображения революционных
    процессов в характерах персонажей и жизни
    общества и утверждения основой исторического
    процесса – коллективная деятельность народных
    масс.

    Литературное произведение в жанре соцреализма
    должно быть построено “на идее бесчеловечности
    любых форм эксплуатации человека человеком,
    разоблачать преступления капитализма,
    воспламеняя умы читателей и зрителей
    справедливым гневом, вдохновлять их на
    революционную борьбу за социализм”.



    Такое произведение мы сегодня рассмотрим на
    нашем уроке – это роман М. Шолохова “Поднятая
    целина”.

    Мы будем говорить не только о литературе,
    вспомним те исторические события, документы,
    которые нашли свое отражение в истории России.

    Рассмотрим как проходила коллективизация в
    России.

    Приложение 1

    Ленин сказал: “Без коллективизации не
    прокормить страну”. И в Ленинском плане
    “Построение социализма в отдельно взятой
    стране”коллективизация стала вторым, после
    индустриализации, этапом.

    Коллективизация

    – массовое создание в
    деревне коллективных хозяйств (колхозов) на
    основе общественных средств производства и
    коллективного труда.

    Планировалась она в несколько этапов.

    I. Осень 1930 г. – весна 1931 года: Северный Кавказ,
    Нижняя Волга, Средняя Волга.

    II. К 1932 году – Украина, Центрально –
    Черноземные районы, Сибирь, Урал и Казахстан.

    III. Остальные районы (окраины) – не позднее 1933
    года.

    Проводится предварительная работа учащихся по
    группам с кейсом.

    Во время обсуждения группы отвечают на
    предложенные вопросы.



    1 группа.

    Вопросы к тексту статьи

    Михаила Антонова
    “Капитализму в России не бывать!”. (Приложение
    10)

    1. Изложите позицию Н.И.Бухарина по вопросу
    индустриализации СССР?

    2. Какое место Н.И.Бухарин отводил крестьянству
    в переходе к социализму?

    3. В чём особенность лозунга “обогащайтесь!”
    Почему современники Бухарина по-разному
    восприняли этот подход? Можно ли утверждать, что
    этот лозунг предполагал формирование в стране
    среднего класса?

    2 группа

    И.В. Сталин “Выступление на съезде
    аграрников” в 1927 году. (Приложение 9)

    Вопросы к тексту статьи

    .

    1. Сформулируйте тезис, который мог бы служить
    названием этой части речи Сталина на конференции
    аграрников.

    2.. Сравните взгляд Сталина на будущее деревни с
    подходами Е.А. Преображенского “Новая экономика.
    Опыт теоретического анализа сельского
    хозяйства”. 1926.

    3.В своей речи, говоря о новой политике партии в
    деревне, И.В.Сталин несколько раз употребляет
    выражение “насаждать колхозы и совхозы”. Почему
    именно так он определяет характер ожидающих
    крестьянство преобразований?

    И.В. Сталин “Головокружение от успехов”. (Приложение 2)

    Вопросы и задания к документу:

    1. Почему, на ваш взгляд, Сталин говорит об
    успехах в колхозном строительстве, прибегая к
    понятию 2 голокоружение”.

    2. Кого автор статьи обвиняет в “перегибах”
    колхозного строительства?

    3. Что предлагает руководитель партии
    “обобществлять”, организуя артели? Какими
    метолами?

    4. Что пугало крестьян станицы Вешинской и
    отвечает ли статьи их чаяниям?

    Действие романа М. Шолохова происходит в 1930
    году в хуторе Гремячий Лог. Шолохов находится в
    уникальной позиции: он жил среди тех, на кого
    обрушилась волна коллективизации, он общался с
    теми, кто эту коллективизацию проводил, но не
    принадлежал ни к тем, ни к другим. Над первой
    книгой писатель работает в 1930-1932 годах. Это
    отвлекает Шолохова от обвинений в плагиате и
    обвинений в защиту крестьянства. Затевая роман о
    том, “как вешенские казачки в входили в сплошную
    коллективизацию в 1930 годах и как теперь живут в
    колхозах” писатель на находился в том душевном
    состоянии, в котором пишутся агитки. В первую
    очередь он хотел воплотить свои тревоги, своб
    боль и сомнение. Об этом говорит и заглавие,
    предпосланное роману: “С кровью и потом”.
    (“Кровью и потом все царства на земле склеены”
    Гете “Фауст”)



    Проанализировав главы романа, материалы,
    данные в кейсе, ответьте на вопросы:

    4 группа агитаторов-двадцатипятитысячников,
    “сельских коммунистов” (Семена Давыдова, Макара
    Нагульнова и Андрея Разметнова) (Приложение
    3, 4)

    Вопросы.

  • Проанализируйте значение имен и фамилий
    главных героев. Как называется такой прием в
    литературе?
  • Как происходит коллективизация в Гремячем Логе?
  • Кто ее проводит? Сравните образы Давыдова и
    Поляницы (книга 2, глава 15).
  • Искренне верит Давыдов то, что “цель
    оправдывает средства”?
  • Могли ли главные герои романа участвовать в
    событиях, описываемых в воспоминаниях Льва
    Копелева и в книге Р. Конквиста?
  • Почему автор так трагически обрывает историю
    жизни главных героев?
  • Как вы думаете, почему между написанием первого
    и второго тома проходит более 20 лет? (1932-1955)
  • Группа крестьян-бедняков. (Кондрат
    Майданников, Любишкин, Аржанов, Устин Рыкалин). (Приложение 7)

    Проанализируйте главы и ответьте на вопросы:

    Отношение крестьян к колхозу (“Да ты нас не
    агитируй! Мы с потрохами в колхоз пойдем!”.
    Любишкин)

  • Причины по которым резали скот в Гремячем Логе?
    (Книга 1, глава 15)
  • Раздача одежды. Как изображает писатель своих
    героев: Любишкин, жена Демки Ушакова.
  • Почему после выхода статьи Сталина
    “Горовокружение от успехов” из колхоза стали
    выходить? Кто написал заявления в первую очередь?
    Отношение к ним?
  • Как вы думаете, почему переведенный в эмиграции
    роман заканчивался сценами “хлебного бунта”?
  • Как вы думаете, почему между написанием первого
    и второго тома проходит более 20 лет? (1932-1955)
  • Группа зажиточных крестьян, белогвардейцы.
    (Яков Лукич Остовнов, Гаев, Половцев, Лятьевской).
    (Приложение 6)

    Ответьте на вопросы.

  • Кто противостоит коммунистам?
  • Проанализируйте значение имен и фамилий героев
    романа. Как называется такой прием в литературе?
  • Как представлены в романе противники
    коллективизации?
  • Сын М.Шолхова вспоминает, как он однажды пришел
    к отцу под впечатлением разговора с человеком,
    воевавшим в Великую Отечественную войну,
    попавшим в плен и после возвращения на родину
    осужденным как бывший военнопленный. Разговор
    состоялся поле выхода рассказа “Судьба
    человека”. “Значит, говорит, правда одна? –
    спросил Шолохов пришедшего к нему со своими
    сомнениями сына. – нет, сын мой. Это лишь для того,
    кто и знать не хочет, что такое правда. Одной
    правды для всех нет и быть не может. Хотя того, кто
    ее ищет, понять и несложно. Их, по крайней мере,
    две – на пользу и во вред. Ложь во спасение сеть?
    Только неумный и бессердечный человек будет ее
    отрицать и порицать. А раз так, то как же
    вредоносной правде не быть?”.

    В конце урока группа аналитиков подводит итоги
    обсуждения. Делают выводы.

    “Не все понимают, что тридцать седьмой год —
    это лишь бледное зарево тридцатого”, — писал об
    эпохе коллективизации Солженицын. (Приложение
    5)

    Использованная литература

  • М. Шолохов “Поднятая целина”. Книга для ученика
    и учителя. Москва АСТ Олимп. 1997 г.
  • Р. Конквест. “Жатва скорби”

    http://zhnyva33.narod.ru/zhatva33.html

  • Михаила Антонова. “Капитализму в России не
    бывать!”.
  • И. В. Сталин. “Выступление на съезде
    аграрников” в 1927 году.
  • И.В. Сталин. “Головокружение от успехов”.
  • Приложение 8




    Следующий: