Интегрированный урок литература и история по теме: Значение христианства в истории России, живописи и русской литературе ХIХ – ХХ вв

Проблема: «Какую роль сыграло христианство в
российской истории и христианское духовное наследие в русской литературе ХIХ–ХХ
в.?»

Тип урока: интегрированный (цивилизация и литература
ХIХ – ХХ вв.)

Межпредметные связи: история и изобразительное
искусство, литература и изобразительное искусство, литература и музыка.

Форма урока: семинарское занятие.

Цели и задачи:

Обучающие:

- обобщение знаний по теме: «Значение
христианства в истории России»;

- обобщение знаний по теме: «Библейские мотивы
в русской литературе ХIХ – ХХ веков».

Развивающие

- развитие логического и образного мышлений;

- формирование навыков сопоставления и сравнения, выделение
главного в материале; умений обобщения и формулирования вывода;

- развитие креативных способностей.

Воспитательные:

- формирование позитивных личностных у старшеклассников:
патриотизма, милосердия, толерантности.

Методы и приёмы:

- частично-поисковой

- наглядный

- словесный

- практический.

Оформление урока.

На учебной доске:

1. Тема: «Значение христианства в истории
России, живописи и русской литературе ХIХ – ХХ веках».

2. Проблемный вопрос: «Каково значение христианства
в российской истории и его нравственного наследия в русской литературе ХIХ
– ХХ веков? Какие нравственные законы остаются актуальными?»

3. Эпиграфы:

— Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты. (Б. Пастернак.)

— Русская литература брала на себя
интеллектуальную трактовку окружающего мира – эта задача в России всегда была
возложена на литературу. И подобно религии, она брала на себя духовное,
нравственное воспитание народа. (С. Довлатов.)

План урока.

I. История христианства, нравственное наследие.

II. Библейские мотивы в русской литературе ХIХ
– ХХ веков.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Слово учителя литературы:

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Наш сегодняшний урок для
вас необычный: мы будем говорить сразу о двух предметах. История и литература,
бесспорно, родственные науки. Мы говорили, и будем говорить на уроках литературы
об исторических обстоятельствах, предшествовавших созданию произведений, без
этого их невозможно понять в полной мере. Тем более, что вопросы, на которые нам
в итоге предстоит сегодня ответить, касаются вашего отношения к жизни, а значит,
нашей истории завтра. Чтобы ответить на них, нам предстоит сейчас пройти три
ступени: историческую, литературную и творческую.

Итак, запишите тему и проблему урока.

— Какое слово и название темы урока будет ключевым? (Христианство.)

— Изучая произведения русских писателей мы не раз говорили
о библейских мотивах в них. Какие это были произведения? (Старшеклассники
называют произведения русской литературы ХIХ – ХХ
веков.)

— Выделяя библейские реминисценции, мы кратко касались
исторического вопроса. Давайте сейчас совершим исторический экскурс с тем,чтобы
полнее осветить его.

II. Исторический блок урока.

План блока.

1. Работа с эпиграфом (Б. Пастернак)

2. Слово учителя о содержании блока, постановка вопросов.

3. Сообщения – ответы учеников:

а) о сущности христианства;

б) о родственности с другими мировыми религиями: исламом,
буддизмом;

в) о месте христианства в истории России.

Слово учителя.

- Обратите внимание на эпиграф к нашей части урока – это
цитата из стихотворения Б. Пастернака «Гефсиманский сад». (Чтение вслух
учителем, запись в тетрадях ученикам.)

- В эпиграфе словом «столетья» чётко выделяется тема
исторического развития. Действительно, цивилизация европейской части развивалось
в соответствии со становлением христианства. В чём заключалась сущность этой
религии? (Звучит сообщение ученика, заранее подготовленное по предложенному
учителем вопросу, остальные учащиеся делают краткие записи в рабочих тетрадях.)

- Каковы основные заветы христианства? (Учащиеся называют
основные.)

- В каких ещё мировых религиях можно проследить те же
нравственные аспекты? (Ислам, буддизм.)

Слово учителя о родственной природе трёх мировых религий,
запись вывода в тетради.

- Вспомните, в какой период христианство появляется в нашей
истории?

- Давайте рассмотрим дальнейшее развитие христианства в
России. (Сообщения старшеклассников по данной теме.)

III. Литературный блок урок.

План блока.

1. Слово учителя.

2. Работа с эпиграфом словами С. Довлатова.

3. Выступления учеников с сообщениями по теме.

Слово учителя.

- Мы сделали экскурс в историю, а она, как известно,
основывается на строгих фактах, которые, складываясь воедино, дают представление
о целых эпохах развития общества. Но ведь оно состоит из отдельных людей, и
каждый человек – это маленькая непознанная вселенная. Как же отдельные люди
решали вечные вопросы: кто ты есть? Что есть мир? Что есть истина? И главный –
есть ли она, бессмертная душа, или всё бренно и подлежит тлену? На эти вопросы
люди искали ответы в духовных откровениях евангелистов, откровения эти давали
огромную пищу для различных реминисценций в живописи, музыке, литературе.
Давайте обратимся к мастерам кисти и музыки, совершив экскурсию мо музеям мира.

Ученица под музыку Генделя рассказывает об иконах А.
Рублева, картинах Н. Ге, Ф. Бруни, Н. Рериха и др.

Слово учителя.

- Как видите, библейские мотивы дали живописцам возможность
показать нам близкое, земное. А мы подошли к литературной части нашего урока.
Запишите её тему, эпиграф («Библейские мотивы в русской литературе ХIХ
– ХХ веков», слова С. Довлатова).

- Говоря о проблеме урока, нужно иметь в виду, что во всех
произведениях русской литературы так или иначе используется духовное наследие
предков. Это как нельзя лучше объясняет С. Довлатов (чтение вслух эпиграфа). Вы
выбрали произведения, в которых есть библейские мотивы, и должны были в
творческих работах раскрыть их значение в произведениях. Пожалуйста, прочтите
их.

Старшеклассники читают небольшие эссе по выбранным темам:

1. Тема греха и покаяния в драме А. Н. Островского «Гроза».

2. Интерпретация И. С. Тургеневым притчи о блудном сыне
«Отцы и дети».

3. Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского
«Преступление и наказание».

4. Реминисценция библейской Троицы в рассказе Л. Андреева
«Ангелочек».

5. Смысл названия главы «Сашка – Христос» романа И. Бабеля
«Конармия».

6. Роль библейских глав в романе М. Булгакова «Мастер и
Маргарита».

Слово учителя.

- Пришло время ответа на вопрос нашего урока. Итак, какую
роль сыграло христианство в российской истории? (Старшеклассники дают ответы,
записывают в тетради).

- Что внесло христианское духовное наследие в русскую
литературу ХIХ – ХХ веков?

- Как вы считаете, в наш «жестокий век» есть место
духовности?

- На что она должна быть направлено?

- В качестве домашнего задания мы предлагаем выделить из
десяти библейских заповедей, на ваш взгляд, наиболее значимую и написать
наибольшее эссе на тему: «Хочу жить по правилу…»

- Подведение итогов урока.

Следующий: