Интегрированный урок литература, чтение, музыка, ИЗО по теме И вот сама идет волшебница-зима. 3-й класс


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8,65 МБ)



Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Создание образного представления о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства. Совершенствование навыков выразительного чтения. Развитие наглядно-образного мышления, воображения, устной речи, творческих способностей.

Оборудование:

Учитель: Репродукция картины К. Юона «Зима»; аудиозапись пьесы П. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года»; художественные фотографии зимних пейзажей; гирлянды из снежинок; рисунки детей; плакат «И вот сама идёт волшебница зима», мультимедиапроектор, экран, одноразовые бумажные тарелки.

Ученики: акварельные краски, кисти, книжки-малышки с пословицами и поговорками о зиме.

Ход урока

Учитель: Мы нашу сегодняшнюю встречу посвятим одному из прекраснейших времен года. Что же это за время года? Отгадайте загадку: (Слайд 1)



Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?

Дети: Зимой.

Учитель: «Матушка» – так в старину русский человек называл зиму. Не весну-красну, не лето теплое, не осень сытую, а именно зиму с ее холодами, снегами, метелями и буранами. Может быть, потому, что зима, словно родная матушка, прикрывает всю землю снежным одеялом, защищая от лютых морозов. И тема сегодняшнего нашего урока я назвала по стокеиз стихотворения одного великого, известного поэта А.С. Пушкина «И вот сама идёт волшебница зима…» (Слайд 2).

Учитель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, какое удивительное зимнее чудо сотворила зимушка – зима? Вам поможет в этом моя загадка.(Слайд 3) А теперь посмотрите, какое объяснение, что такое снежинка написано в Большом толковом словаре Д.Н. Ушакова (Слайд 4). А вы знаете, ребята, что среди многих миллиардов снежинок, выпадающих зимой, не бывает двух совершенно одинаковых? В то же время, какой бы формы ни была снежная звездочка, каждая из них – шестилучевая или шестигранная. Почему? Еще в 1611 году знаменитый астроном И. Кеплер опубликовал сочинение «Новогодний подарок, или О шестиугольных снежинках». Он задал вопрос: «Почему все снежинки шестиугольные?» И ответил на него так: «Вещь эта мне еще не открыта…» С той поры прошло без малого четыре века, но ученые так и не могут отгадать эту загадку природы.

Учитель: Мы любим сказки, верим в чудеса и волшебство. Сегодня на уроке мы создадим свою сказку и посвятим её волшебнице зиме. Помогут нам в этом поэты, художники, композиторы, наше воображение и фантазия. Нередко сказки состоят из нескольких частей или глав, так же будет и у нас. Первую главу мы посвятим поэзии. Вы знаете, сколько прекрасных стихотворений написали поэты о зиме! Некоторые из них мы сейчас услышим. Они прозвучат в исполнении ребят, также они нам расскажут, какие впечатления они получили от этих стихотворений. (Слайд 5)

(Ученики (подготовленные) читают стихи и говорят о том, что в этих стихах произвело на них особое впечатление.)

Ученик: Я предлагаю вам прослушать стихотворение И. С. Никитина «Встреча зимы». (Слайд 6) Именно в этом стихотворении раскрывается волшебная сила зимы. Поэт радуется, что на смену дождливой, угрюмой осени пришла зима и преобразила природу. Ушли грусть, печаль, сердце наполняется счастьем, восторгом.

Встреча зимы
Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над землёю туман
Облаками вставал.

В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.

На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём

Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и полям.

Есть раздолье у нас,
Где угодно гуляй,
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, —
Пусть мороз твой трещит;
Наша юная кровь
На морозе горит!

Ученик: Следующее стихотворение, которое вы услышите, тоже посвящено приходу зимы. В нём есть строчка, которая дала название нашему уроку «И вот сама идёт волшебница зима…». Это отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгении Онегин». (Слайд 7)

* * *
…Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы…

Ученик: А вот Фёдор Иванович Тютчев называет зиму чародейкой. Послушайте и представьте себе лес, который спит волшебным сном, околдованный чарами зимы. Это уже настоящая сказка, и мы легко можем в ней оказаться, если посетим зимний лес. (Слайд 8)

* * *
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, —
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой —
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Ученик: Зимой бывают вьюги, метели, бураны, и в воображении поэтов они становятся живыми существами. Это произошло и в стихотворении А. Кондратьева «Метель». (Слайд 9)

Метель
Кружится и хохочет
Метель на Новый год;
Снег опуститься хочет,
А ветер не даёт.
И весело деревьям,
И каждому кусту:
Снежинки, как смешинки,
Танцуют на лету.

Учитель: У волшебницы зимы много слуг, которые исполняют все её желания. Они тоже сильные, могучие. Таким предстаёт перед нами Мороз-воевода у поэта Н.А. Некрасова. (Слайд 10)

* * *
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит — хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

Идёт — по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде…

Ученик: А мне хотелось найти стихотворение о зиме, которое нашим ребятам незнакомо. Послушайте стихотворение В. Субботина, и представьте изображённую им картину зимы. (Слайд 11)

***
И валит, и валит, и валит…
Какая, гляди, кутерьма!
А что, если за день, за два ли
По крыши укроет дома?
Всё то же движенье снежинок!
Как враз потемнело у нас!
Должно быть, такая картина
По всей по России сейчас.
И так же легко и без шума
Зима свой справляет приход:
И шубу кидает на шубу,
И шапку на шапку кладёт.

Учитель: А теперь предлагаю вам стать участниками конкурса: надо вспомнить 2—4 строчки о зиме из любого стихотворения. Победителем станет тот, кто вспомнит наибольшее число стихотворений.

Ученики:

Поёт зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает…
С. Есенин

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром…
С. Есенин



Я — Мороз, Красный нос,
На снегу студёном рос…
А. Прокофьев

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…
А. Пушкин

Зима недаром злится,,
Прошла её пора…
Ф. Тютчев

…Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь…
А. Пушкин

Учитель: Зимушка приготовила для нас немало игр, затей и веселых забав. И наша глава называется «Зимние забавы». (Слайды 12–15) Предлагаю вам игру «Зимний наборщик» (Слайд 16). Я показываю вам определенный набор букв, а вы должны из этих букв составить слово.

(Слайды 17–20)

  • АМЗИ (зима)
  • КИНСА (санки)
  • ДОХОД (холод)
  • ВНОКГЕСИ (снеговик)
  • КАЕЛ (елка)
  • РОМЗО (мороз)
  • КЕНЖОС (снежок)
  • ЛОГОЛЕД (гололед)

Учитель: Молодцы, хорошо справились с заданием!

Учитель: Но зима – не только игры, забавы, веселый Новый год и школьные каникулы. Зима – это урожай будущего года, запасы воды в водохранилищах; зима – время забот для тысяч людей, отвечающих за то, чтобы в домах было тепло, а на дорогах – чисто. Домашние задание, которое было вам дано, это найти пословицы и поговорки о зиме. Назовите их.

Ученики называют пословицы и поговорки.

Например:

Зима без трех праздников не живет.
Зимний ветер – морозу помощник: пуще холодит!
Зимний денек – с воробьиный скок.
В зимний холод всякий молод.
Зима – хранительница полей.
Зимой тулуп всякому люб.
Зимой солнце – что мачеха: светит, да не греет.

Учитель: А теперь попробуйте объяснить, как вы понимаете вот эти пословицы. (Слайд 21)

Учитель: Следующая глава музыкальная (Слайд 22). Она посвящена пьесе П. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года». В старину не было машин, поездов, и люди путешествовали на лошадях. Все с нетерпением ждали зимы, чтобы прокатиться на тройке резвых коней. Пётр Ильич Чайковский в пьесе «На тройке» музыкальными средствами передал стремительный бег коней и восторженные чувства людей, несущихся на тройке по заснеженным равнинам.

Прослушивание пьесы П. Чайковского «На тройке».. (Слайд 23 с аудиозаписью)

После прослушивания пьесы учитель задаёт вопросы:

Учитель: Прослушав пьесу, попробуйте мне сказать, какой бег коней вы услышали?

(музыка передаёт быстрый бег коней, топот копыт, из-под которых летит снег)

Учитель: Когда звучит плавная музыка, какие картины вы себе представили?

Ученики: (видим бескрайние поля, покрытые снежным ковром, огромное небо)

Учитель: Какие ощущения, и какие чувства испытывает человек, несущийся на тройке по зимней дороге? (это радость, восторг, восхищение, ощущение счастья).

Учитель: Красота зимней природы вдохновляла не только композиторов и поэтов, но и художников. Третья глава нашей сказки посвящена картине К. Юона «Зима»

Вниманию детей предлагается репродукция картины. (Слайд 24)

Учитель: Посмотрите на репродукцию картины К. Юона и скажите, есть ли у вас ощущение, что вы попали в сказку?

Ученики: Да. Деревья стоят все в снегу, они как бы приглашают нас войти в лес, который зимой напоминает сказочный ледяной дворец Снежной королевы. Чувствуется, что стоит тишина и ветви деревьев неподвижны, но стоит прикоснуться к ним, и алмазная пыль осыплет нас, и это будет так весело. Особенно красят зимний пейзаж лучи солнца. Его не видно, но верхушки деревьев розоватые, значит, освещены солнцем. Это делает картину ещё более радостной, праздничной. Мы чувствуем, что художник расхищается красотой зимнего леса и хочет, чтобы мы радовались волшебнице зиме вместе с ним.

Учитель: Многие художники «воспевали» красоту зимы, посмотрите на репродукции известных мастеров кисти. (Слайд 25) Последняя глава сказки называется «Сотвори чудо, мастер – художник!». (Слайд 26) Вы сегодня должны себя попробовать в роли художников по росписи посуды. Перед вами лежат краски, но использовать мы будем только краски зимушки-зимы. Какими красками, цветами вы воспользуетесь? (синими, голубыми, белыми и т.д.) Также на ваших столах лежат тарелки из картона, но они пока безлики, стать чудом, шедевром, творением рук человеческих они смогут только тогда, когда на них появятся снежные узоры. Каждый из вас создаст свою неповторимую живописную тарелку, вкладывая в неё свою богатую фантазию и воображение, создавая чудесные картины зимней природы.

Выставка работ.

Учитель: Вот и закончилась наша зимняя сказка. Но вы ещё не раз встретитесь с ней, если побываете в зимнем парке, лесу, посмотрите на причудливые узоры на окнах, полюбуетесь лёгким полётом снежинок, серебристым инеем. И вот тогда вам захочется написать свою сказку о красоте зимней природы, её чарах и волшебстве. (Слайд 27)

Домашнее задание: Написать сказку о зиме по личным впечатлениям.




Следующий: