Интегрированный урок Леса России

Цель: сформировать представление о лесной
зоне России.

Задачи урока

.

1. Познакомить с географическим положением
лесной зоны, частями зоны; расширять
представления о природе родного края, о
растительном и животном мире леса.

2. Развивать познавательную активность,
логическое мышление, наблюдательность, умение
анализировать.

3. Воспитывать любовь и бережное отношение к
природе родного края, России.

Тип урока

: усвоение новых знаний.

Оборудование:

слайды “Лес”, “Птицы”,
“Звери”, дневник наблюдений, индивидуальные
карточки.

Дидактические моменты урока

I. Организационный момент

. Здравствуйте,
ребята! Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы
улыбнитесь друг другу. Желаю вам хорошего
настроения на весь день, доброжелательного
отношения друг к другу.

II. Проверка домашнего задания.

- Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по
природным зонам России.

- С какой природной зоной знакомились на
прошлом уроке?

Показ на карте.

Географическое положение.

Климатические условия.

- Проверим, как вы запомнили обитателей зоны
тундры.

- Индивидуальная работа по карточкам по
вариантам. 1 ученик у доски (картинки зоны
Арктики, тундры + белка).

Проверка карточек с экраном. Проверка
ученика у доски.

Вывод: Особенности животных, растений
тундры. Почему белка лишняя?

III. Подготовка к усвоению новых знаний.

Сегодня, мои юные натуралисты, на уроке мы
познакомимся с новой природной зоной. А кого
называют юными натуралистами? Запишем дату в
дневники наблюдений. Экран

- Отгадайте загадку.

Весной веселит,
Голосами птиц говорит.
Летом холодит, комарами звенит.
Осенью дарами одаряет,
Грибами и ягодами угощает.
Зимой согревает,
От вьюги, снега защищает. (Лес)

- Работа с картой: учитель.

- Где расположена эта зона? В каком тепловом
поясе? (Южнее зоны тундры, зелёным цветом, в
умеренном поясе)

Зона лесов занимает больше половины территории
России. Не думайте, что вся территория покрыта
сплошными лесами, здесь много водоёмов, лугов,
болот.

- Как географическое положение лесной зоны
повлияет на климатические условия? (Зима
холодная, короче, чем в тундре, лето тёплое, ярко
выражены 4 времени года)

- Как называется округ, в котором мы живём? Экран
Старинное название округа? Что изображено на
гербе? С чем это связано?

- В какой природной зоне он находится? (Показать
на карте)

- Посмотрите видеосюжет об особенностях нашего
округа. Экран

Стих учителя.

Пойдём со мной в наш тихий лес,
Там есть черника и морошка,
Там всевозможнейших чудес,
Сто тысяч – и ещё немножко!
И так отправляемся в лес.

IV. Усвоение новых знаний.

Разным деревьям в лесу требуется разное
количество тепла. Одним меньше, другим больше. От
этого зависит разнообразие растений лесной зоны.

1) Ребята, как называется лес нашего края?
(Тайга)

- Какой лес называют тайгой? Экран

Запишем в дневники.

Тайга – это густой, труднопроходимый хвойный
лес.

- Хвойные леса бывают 2-х видов. Экран

Светлохвойные

(они тянутся к свету, не
требовательны к влаге)

сосна

лиственница

Темнохвойные (не требуют много света, любят
влагу, пышная густая крона)

ель

пихта

кедр (сибирская сосна)

- Послушаем сообщения детей о хвойных деревьях
нашего округа, наиболее почитаемых у народов
ханты.

Экран


Кедр. Шапкой крона.
Ствол шершавый кремнист.
Как таёжный охотник,
Он могуч и плечист.

Кедр краса и гордость наших лесов. Ханты
называют кедр — первым деревом земли. Он способен
выдерживать большие морозы, резкие перепады
температуры. Кедр называют кормильцем леса. Из
древесины кедра ханты изготавливают лыжи, вёсла,
лодки, шкатулки, ловушки для рыб.

Кедровые насаждения оздоравливают воздух. С
давних пор в Сибири и на Урале ценили кедровые
орехи. Из них делают кедровое масло богатое
витаминами.

Даже скорлупа орехов ценится в народной
медицине. Из древесины кедра изготовляют
музыкальные инструменты. Единственное сырьё в
стране из которого изготовляют карандашную
палочку.

Экран


Ели на опушке,
До небес макушки.
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата — ёлочки,
Тонкие иголочки.

Ель — теневыносливое дерево. Еловые леса густые,
света в них мало. Здесь строят свои берлоги
медведи, прячутся зайцы. В густых ветвях строят
белки гнёзда, клесты. Ханты из древесины ели
делают лыжи, нарты, лодки, луки, музыкальные
инструменты.

Экран

- В ХМАО сосновые леса занимают 54%, кедровые — 16%,
елово-пихтовые — 10%. Запишем в дневник.

- Сколько % осталось неизвестно?

- Какие это леса? (Лиственные)

- В нашем округе нет лиственных лесов в чистом
виде. Произрастают смешанные леса, в которых
растут породы хвойных и лиственных деревьев.

Экран


Смешанные: хвойные и лиственные

Запишите в
дневник.

- Приведите свои примеры в каждый столбик.
(Самостоятельная работа)

Проверим ваши записи. 1 ученик по каждому
столбику. Экран

2) Рощи да леса – всему свету краса. Гласит
русская пословица.

“Прекрасна моя Лесная земля!” говорят
охотники ханты.

Тайга. Это не безмолвный лес, не безжизненная и
угрюмая чаща, где нет ни одного живого существа.
Лес полон жизни.

- Давайте познакомимся с обитателями леса.
Выслушав рассказ одноклассника, запишите
название животного в дневник.

1 группа

Экран


Рысь

– зверь из семейства кошачьих.
Размерами со среднюю собаку, длина не больше
метра, а вес -18 кг. Ноги длинные, хвост короткий,
лапы широкие. Благодаря такому строению тела
рысь прекрасно приспособлена к суровым северным
условиям. Широкие лапы хорошо держат её на
глубоком снегу. Кисточки на ушах — как антенна,
помогают слышать самые тихие звуки. Пищей рыси
служат зайцы, тетерева, мыши, белки.

Экран


Росомаха

. Её ещё называют обжорой, чёртовым
медведем. Это самый свирепый охотник. Длиной она
всего 1 метр, весит 17 кг. Несмотря на малые
размеры, росомаха способна убить волка одним
укусом или загнать на дерево, как котёнка
взрослую рысь. Может догнать оленя или лося,
запрыгнуть ему на спину и вгрызаться в загривок
пока он не упадёт. Не проваливаться в снегу её
помогают специальные перепонки на лапах.
Росомаха не прочь поохотиться на зайцев, белок и
лисиц. Питается и яйцами птиц, личинками
насекомых, ягодами, орехами.

Экран


Куница

— довольно крупный зверёк. Мех у неё
пышный, мягкий, с серовато-коричневой спиной и
более светлыми боками. На горле пятно оранжевого
цвета. Обитает в хвойных и смешанных лесах. В
сосновом лесу на дереве устраивает гнездо в
дупле на большой высоте. Куница хорошо лазает по
деревьям даже перепрыгивает с одного на другое,
используя пышный хвост как парашют. Этот зверь
хорошо плавает, быстро бегает по земле. Пищей
кунице служат зайцы, глухари, тетерева, мыши,
мелкие птички, лягушки. Главная добыча куницы –
белки. Любит лакомиться и ягодами, особенно
рябиной. Разоряет часто птичьи гнёзда.

- Допишите в 1 столбик 2 названия зверей леса,
которых вы знаете. (Самостоятельная работа).
Проверка 2-х учеников.

2 группа

Экран


Клёст-еловик

. На деревьях он повисает вниз
головой, держась за шишку, иногда откусывает её и
уносит на другое дерево. Летает быстро издавая
громкий призыв “кип-кип”. На земле
передвигается с трудом. Клёст выводит своих
птенцов зимой, когда на хвойных деревьях много
шишек созрелыми семенами. Гнездо строит высоко
на хвойном дереве. Учитывая холодное время,
толщиной стенок гнезда до 3 см. выкармливает
птенцов измельчёнными семенами.

Экран


Глухарь

или по-другому глухой тетерев, он
немного неуклюж, тяжеловат и пуглив. Походка у
него быстрая, а полёт тяжелый и шумный. Глухари
селятся в горных лесах, а также в лесах с влажной
почвой. Весь день глухари любят проводить на
лесных полянах. Отыскивают сочную траву, почки,
ягоды и разных насекомых. А ночью глухари
взлетают на деревья, где и ночуют. Гнёзда вьют
прямо под деревьями, вблизи дорог и тропинок.

Экран


Кедровка

величиной поменьше галки. Тёмной
окраски, со светлыми пестринками по всему
туловищу. Живёт в тайге. Пищей ей служат кедровые
орехи и семена хвойных деревьев. Она
заготавливает орехи на зиму. Кедровка ест и
лесные ягоды, различных насекомых. Лесных
вредителей кедровки поедают в большом
количестве, принося этим большую пользу лесу.

- Допишите во 2 столбик 2 названия птиц наших
лесов, которые вам знакомы. (Самостоятельная
работа) Проверка 2-х учеников.

Вывод:

С чем связано разнообразие животного
мира лесной зоны?

V. Физминутка.


Здесь в лесу полно мелодий,
Словно ягод в туеске:
На бугре, и на болоте,
И вблизи, и вдалеке.

Экран

Закройте глаза и послушайте мелодии леса.
(Запись голоса птиц)

Берегите ж многострунный,
Достающий до небес,
Старый, вечный,
Вечно юный,
Музыкальный, звучный лес!

VI. Закрепление знаний.

1) Ребята, а какие экологические опасности
угрожают лесам ХМАО? (Пожары, чрезмерная охота,
рыбная ловля, разливы нефти, освоение новых
месторождений, строительство новых населенных
пунктов). Как это влияет на жизнь растений,
зверей, птиц, насекомых?

Вывод:

От каждого из нас зависит будущее
нашего леса.

Ценителем,
Хранителем природы
Стань человек
С бедою не шутя,
Побереги леса свои и воды-
Ведь ты не безрассудное дитя.

2) Давайте узнаем, какие цепи питания существуют
в лесной зоне, которые человек не должен
разрушать?

Ваша задача в своей группе из иллюстраций
составить 1 цепь питания, приклеить. Выбрать
докладчика для защиты вашей работы. (Работа в
группах)

Экран

  • кедровая шишка – белка – рысь – росомаха
    (подсолнух)
  • осина – заяц – волк – росомаха (морковь)
  • сосна – жук-короед – дятел – куница (северный
    олень)
  • лишайники – северный олень – волк — росомаха
    (лев)

Проверка. Выступление докладчиков.

Вывод:

В природе всё взаимосвязано. Человек
должен сохранять природное равновесие, а не
разрушать его.

3) Много загадок таит в себе лес. Сейчас мы
проверим как вы запомнили особенности лесной
зоны, обитателей лесов ХМАО. Экран

Самостоятельная работа. По вариантам на
индивидуальных карточках.

VII. Итог.


Пора уж нам. Спасибо лес!
Бежит, как ручеёк, дорожка.
Теперь ты знаешь:
Здесь чудес
Сто тысяч – и ещё немножко!

В какой природной зоне мы сегодня побывали?
Какие виды лесов в этой зоне? Какие деревья
увидели? Каких животных заметили?

На уроке вы узнали лишь о некоторых чудесах
лесной зоны.

VIII. Домашнее задание.

Дополнительный
материал прочитаете дома стр. 98-105.

Воспользуетесь материалом вашего дневника
наблюдений.

Вы показали хорошие знания. Оценки за урок.

Проверю самостоятельные работы.

Сегодня на уроке звучали стихотворения местных
поэтов Ювана Шесталова, Романа Ругина. Которые в
своём творчестве передают нам любовь и
заботливое отношение к природе родного края.

Предлагаю вам вступить в общество охраны
природы “Зелёный патруль”. А в 5 классе вы
сможете вступить в наше школьное лесничество.

Давайте сейчас посадим дерево — настроения
нашего класса. Если вам урок понравился -
прикрепите зелёный лист, если не совсем
понравился, что-то не получалось — жёлтый лист.

Мне было тоже приятно с вами работать. Урок
окончен.

Следующий: