Интегрированный урок Космический круиз вокруг Земли


Цели урока:

  • формирование понятий «Космос», «Космическое тело», «Вселенная», «Галактика» и т.д.; закрепление знаний по теме: «Земля – космическое тело»; закрепление умений производить решение задач и примеров; закрепление навыков использовать в художестве слияние красок, умение вырезать и наклеивать бумагу.
  • развитие речи, интереса к науке о космосе, кругозора в области исследования космического пространства; развитие логического мышления при решении задач и математических заданий; развитие художественного эстетического вкуса.
  • формирование таких положительных качеств, как бережное отношение к планете Земля, самостоятельность, дружелюбие, любознательность, стремление к победе, умение сделать свой обдуманный выбор, свободно выражать своё мнение  и т.д.

Оформление и оборудование:

  • видеофильм «Всё о космосе», слайды
  • плакат «Космический круиз вокруг Земли», плакаты с названиями каждого тура
  • карточки с заданиями, ребус, картонные геометрические фигуры для складывания ракеты
  • плакат для выполнения рисунка, краски, ножницы, клей, шаблон изображения Земли

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Вводная часть
    • Постановка учебной задачи.
    • Объяснение работы в центрах активности.
  3. Первый тур
  4. Второй тур
  5. Третий тур
  6. Итог урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята.

К уроку готовы? Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте так: если положительный ответ – «Во!» (большой палец вверх), а если отрицательный – «У-у-у!» (большой палец вниз).

- Как настроение?

- А когда «2» в дневнике?

- А «5»?

- Как сегодня уроки?

Тогда начнём и наш урок.

Урок познания мира, который будет сочетаться с математикой и изобразительным искусством.

Тему нашего урока вы сами сейчас сможете определить.

- Какой начался весенний месяц? (апрель)

- Какая знаменательная дата есть в апреле? (12 апреля — День Космонавтики)

- А знаете ли вы, что 22 апреля – Всемирный день Земли?

Отгадайте загадку:

Постелен ковёр.
Рассыпан горох.
Ни ковра не поднять,
Ни гороху не собрать.
(Небо и звёзды)

- Догадались, о чём сегодня на уроке пойдёт речь? (О космосе, Земле)

А в конце урока мы подведём итог урока и сделаем вывод о бережном отношении к нашей планете Земля.

Работать будем в центрах активности:

За работу в центрах каждый ученик получает  фишку определённого цвета, в зависимости от  того, как активно работала его группа:

  • красная – отлично, синяя – хорошо,
  • зелёная – неполный ответ.

А сейчас давайте  вместе придумаем правила, по которым мы будем работать:

  • группа работает дружно
  • помогать друг другу
  • в каждом центре активности спикер следит за порядком в своей команде
  • слушать внимательно, не перебивать
  • не обижаться на замечания

Первый тур. «Понятие о космосе». Слайд-1.

Первая часть нашего круиза посвящается космосу, началу Солнца и Планет.

Около пяти миллиардов лет назад в окрестностях газопылевого облака взорвалась новая звезда. Ударные волны этого взрыва изменили движение частиц облака — те стали двигаться по кругу, и постепенно облако приняло форму диска, который тоже медленно вращался.

Так образовалась солнечная система

Просмотр отрывка из фильма «Солнце».

Мозговая атака

- Что такое Вселенная? (Группа Галактик)

- Что такое Галактика? (Звёздная система, в которую входит наше солнце со своими планетами).

- Сколько звёзд на небе? (Несколько миллиардов.)

- Какая ближайшая Звезда к Земле? (Солнце)

- Что представляет собой Солнце? (Раскалённый огненный шар, температура внутри -15/20 миллионов градусов, поверхности – 6000° С)

Без Солнца Земля превратилась бы в безжизненную, мёртвую равнину. Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Солнце – это Звезда, которая дарит нам свет и тепло.

- Что произойдёт, если Земля была бы расположена ближе к Солнцу? (На ней всё бы засохло от жары.)

- Что произойдёт, если Земля была бы расположена дальше от Солнца? (Земля покроется льдом.)

Наша Земля находится как раз на таком расстоянии, где ни жарко, ни холодно, именно в таких условиях возможна жизнь.

- Как называется космическое тело не испускающее собственного света? (Планета)

- Сколько планет? (9)

Задания в центрах:

«Пифагор» — Расположить на макет солнечной системы планеты по мере удаления их от солнца.

«Познай мир» — Прочесть и рассказать о каждой планете (готовые иллюстрированные тексты).

«Волшебные краски» — Изобразить космическое пространство путём слияния красок.

На выполнение задания даётся 3/4 минуты. Оценивание работ.

Второй тур. «Земля» Слайд — 2

Вторая часть нашего круиза посвящается планете Земля.

Мозговая атака.

- Какой вы себе представляете нашу Землю?

- Какой по счёту в Солнечной системе расположена планета Земля? (3)

- В какой Галактике находится планета Земля? (Млечный путь)

- На каком расстоянии находится Земля от Солнца? (150 млн км)

- За какое время Земля оборачивается вокруг своей оси? (24 ч)

- За какое время Земля оборачивается вокруг Солнца? (365суток)

- Сколько спутников имеет Земля? Какой? (Луна)

- А какую форму имеет Земля?

- Как раньше люди считали?

А мы сейчас отправимся в свой круиз и увидим всё из космоса.

Просмотр отрывка из фильма «Земля»

Задания в центрах:

«Пифагор» — 7 космических планет спрятались среди букв.

«Познай мир» — Приведите пять доказательств, что Земля – шарообразное тело.

«Волшебные краски» — по шаблону вырезать макет Земли, наклеить континенты и прикрепить к плакату с изображением космического неба.

На выполнение задания даётся 3/4 минуты.

Оценивание работ.

Третий тур. «Исследования в космосе» Слайд — 3

В третьей части нашего круиза мы выйдем с вами в космическое пространство и будем заниматься исследованием.

- Отправляемся в открытый космос.



Просмотр отрывка из фильма «Всё о космосе».

Мозговая атака.

- Какими способами люди изучают космос? (Искусственные спутники Земли, орбитальные станции, луноходы, космические аппараты, автоматические станции, облетевшие орбиты Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна, Урана, доставившие на Землю новейшие научные данные об этих планетах, метеорологические спутники, благодаря которым можно предсказать стихийные бедствия, просто погоду, что важно для капитанов морских кораблей дальнего плавания и для лётчиков)

Задания в центрах:

«Пифагор» — расставить названия отрезков времени так, чтоб по вертикали получилось слово.

«Познай мир» — рубрика «Это интересно» (прочесть готовые тексты и пересказать).

«Волшебные краски» — обвести свои ладошки на цветную бумагу, вырезать и приклеить на плакат вокруг Земного шара.



На выполнение задания даётся 3/4 минуты.Оценивание работ.



Итог урока.

- Что интересного для вас было на уроке?

- О чём бы вы хотели узнать больше?

- Какой теперь вы себе представляете нашу планету?

- Кто первым побывал в космосе? (Юрий Алексеевич Гагарин? 12 апреля 1961г)

- Назовите Казахстанских космонавтов (Тохтар Аубакиров-1991г., Талгат Мусабаев-1994г.)

- Есть ли жизнь на Луне, на Марсе? А в других Галактиках?

Может быть кто-нибудь из вас, когда вырастет, станет великим учёным и сможет сконструировать такой космический корабль, на котором мы смогли бы путешествовать по Галактикам и повстречать разумные существа, как герои этого мультфильма.

Просмотр эпизода из мультфильма «Тайна третей планеты».

Земля, как считают учёные, одна планета в нашей солнечной системе, приспособленная для жизни. Какой можно сделать вывод по отношению к нашей планете? (Беречь)

- Ребята, если бы вам представилась такая возможность, что бы вы крикнули из космоса всем людям Земли? Выразите это одним предложением.

Авторский стул. Спикеры зачитывают предложения.

На изображение Земли приклеиваются улыбка и глаза.

Рядом слова: «Береги свою планету, Ведь другой похожей нет!»

Подсчитываются баллы, ставится средняя оценка.

Домашнее задание: в тетрадях по познанию написать эссе «Самая прекрасная планета».




Следующий: