Интегрированный урок Картины зимней природы

За основу взят литературный материал
учебника “Любимые страницы” автора О.В.
Кубасовой: стихотворение “Берёза” С. Есенина,
рассказ-описание “Деревья в лесу” М. Пришвина. А
также был привлечён музыкальный материал: пьеса
из альбома “Времена года” П.И. Чайковского и
репродукция картины И. Грабаря “Февральская
лазурь.

Я выбрала форму интегрированного
урока, так как убеждена в том, что на уроках
чтения необходимо обращаться к музыкальным и
живописным произведениям искусства, так как
“сухое” чтение и перечитывание даже известных
литературных произведений не даёт детям
удовлетворения, радости общения с книгой.

Этот урок является началом нового
раздела, где будут изучены разножанровые
произведения по идейно-нравственной тематике.

Цель проведённого организационного
момента – психологический настрой учащихся,
снятие напряжения. Введение в тему урока
нацелено на развитие умения прогнозировать
содержание произведения по его названию. Для
развития образного мышления, определения
собственных личностных позиций была применена
модульная технология, а точнее – микромодуль
сопереживания образному смыслу. Весь урок был
построен на дискуссии, так как это даёт
возможность каждому ребёнку пережить чувство
сопричастности к совместному коллективному
поиску истины. При планировании урока я
учитывала и характер вопросов, которые были
направлены на индивидуальный и коллективный
поиск ответов. Важным моментом была работа над
выразительностью, так как дети должны уметь
определять задачу своего чтения.

На этом уроке очень важно было
провести работу над словесным рисованием –
умением образно рассказать о прочитанном. Эта
работа сочеталась с логической, смысловой
работой, формированием умения “видеть”
структуру текста, последовательность его
содержания.

Чтение скороговорки, чтении-пение были
использованы для формирования навыка
выразительного чтения.

Для профилактики зрительного
переутомления детям были предложены специальные
упражнения на физминутке.

Я использовала презентацию как форму
подачи материала. С помощью презентации были
показаны выигрышные моменты темы, эффектные
наглядные материалы, подборка портретов, цитат, а
также материал для словесного рисования.

Для активного вовлечения детей в
работу использовалась работа в парах.

В конце урока детям было предложено
провести самооценку по критериям (рефлексия).

Задачи урока:

– Познакомить с творчеством С.Есенина,
совершенствовать навык выразительного чтения,
умение работать с поэтическим текстом;

– Развивать способность
ориентироваться в произведениях искусства,
создать в воображении детей образные картины
зимней природы;

– Воспитывать эстетическое
воздействие на детей через слово, живопись и
музыку.

Оборудование:

– Учебник О.В.Кубасовой “Любимые
страницы” для 3 класса, мультимедийное
оборудование, аудиозапись пьесы из цикла
“Времена года” П.И.Чайковского, двухцветные
жетоны для самооценки учащихся, краски, кисти и
альбомы для рисования.


Ход урока

Оргмомент.

– Ребята, какой сегодня прекрасный
день! Я рада вас всех видеть на уроке чтения.
Посмотрите в окно. Попробуйте описать свои
чувства, вызванные созерцанием природы.

– Что вы чувствуете?

– А чтобы у нас было хорошее
настроение на уроке, повернитесь друг к другу.
Один из вас раскроет ладошки, а другой кладёт их
сверху. Посмотрите ласково в глаза друг другу,
чтобы ладошки потеплели. Чувствуете тепло рук? А
теперь улыбнитесь друг другу, чтобы ладошки
потеплели ещё больше!

– Начнём урок!


Введение в тему:



Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык… (Ф.Тютчев)

– Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт
речь на уроке?

– Что бы вы хотели узнать, чему
научиться на уроке? Для чего вам это нужно?

– Сегодня мы начинаем изучение нового
раздела. Прочитайте название в учебнике.

– А что вы можете рассказать о русской
зиме? В чём её красота?

– Я предлагаю назвать наш урок –
“Картины зимней природы”.


Первичное восприятие текста:

Многие поэты, композиторы, художники
воспевали в своих произведениях красоту природы.
Я ничего не буду объяснять пока, – просто
“окунитесь” и вы вместе с ними в эти состояния
зимней природы и подумайте над своими
переживаниями сейчас. (Звучит музыка
П.И.Чайковского, на слайде – репродукция картины
И.Грабаря “Февральская лазурь, учитель читает
стихотворение С.Есенина “Берёза”)

– Какие испытываете сейчас состояния?
Какое настроение возникает у вас, когда вы
смотрите на эту картину? Что здесь изображено?

– Какие краски использовал художник?
Почему?

– Берёза вызывает трепетное чувство.
Это дерево прекрасно и на крутом холме, и в поле, и
за окном дома. Поэты всегда чувствовали
поэтическое очарование берёзы. Для них – это
символ родной земли, частичка Родины.

– Замечательный русский поэт С.Есенин
никогда не разделял понятия “берёза”,
“родина”, “любовь”. Поэзия Есенина наполнена
любовью к людям, к родной земле. Вспомните, какие
стихотворения С.Есенина вам знакомы? (“Поёт
зима – аукает”, “Черёмуха”).


Повторное чтение и работа с текстом:

– Перед чтением стихотворения мы
поработаем над артикуляцией:

аоуиэ аиуоэ
з-с-ж ш-ж-с
же че ща тра три

Как у горки на пригорке жили тридцать
три Егорки.

– Прочитайте стихотворение по
строчкам. Какой увидел зимнюю берёзу поэт?

– Какую картину вы себе представили?
Какие предметы и явления будут на этой картине? (берёза,
снег, пушистые ветки, снежинки, заря)

(Одновременно на экране появляются
таблички со словами):

берёза
снег
пушистые ветки
снежинки
заря

– Художник изображает цвет красками, а
поэт в стихах передаёт цвет словами. Найдите
строчки, где рассказывается о цвете. (Белая
берёза, серебряный снег, золотой огонь снежинок)

(На экране новый слайд):

белая берёза
серебряный снег
золотой огонь снежинок

– Особенно интересно описание инея.
Найдите это описание. (Чтение второй строфы)

– Какое время дня рисует поэт? Почему
вы так решили? (Заря, сонная тишина, иней ещё не
растаял после морозной ночи)

– А какое утро – солнечное или
пасмурное? Прочитайте, докажите. (Горят
снежинки в золотом огне)

– Как Есенин пишет о заре? (Лениво
обходя кругом)
Почему? (Зимой она медленно
занимается)

– Для чего Есенин употребил слово
“лениво”? Ведь он мог написать “медленно”. (Поэт
хотел сделать картину зимы живой)

– А как этот приём называется?

– Найдите в стихотворении
олицетворения, сравнения. Эти слова, как
“жемчужинки”, украшают это произведение. Вы
согласны со мной?

– С.Есенин обладал неповторимым даром
улавливать и передавать тончайшие оттенки
настроений, которые возникали в его душе. Он
сумел понять, что всё живое вокруг нас страдает,
чувствует, и передать эти ощущения в стихах.


Самостоятельная работа в парах:

– А сейчас поработаем в парах.
Приготовьтесь к выразительному чтению.

Наметьте паузы и логические ударения,
определите темп чтения.

(Обсуждение работы в парах)



Чтение вслух и чтение-пение:

– А теперь послушаем, как вы сумеете
при чтении передать чувства, настроение, а также
восхищение представленной картиной. (Чтение
вслух)

– Давайте сейчас представим себя в
роли композитора. Вам нужно придумать музыку к
словам. Какой темп музыки будет у вас? (Медленный,
плавный)


Физминутка:

(Проводится зрительная гимнастика со
снежинкой)


Знакомство с текстом-описанием
М.Пришвина “Деревья в лесу”:

– Писатель М.Пришвин по-своему увидел
красоту зимы, и его тоже поразила эта картина. (Чтение
“цепочкой”)

– Что же поразило писателя в лесу? (Было
тепло и тихо, ёлки в лесу, лапы повисли, а берёзы
согнулись, им тяжело от снега, много снежных
фигур – кустики, пеньки в снегу)

– Подумайте, эти два произведения
чем-то связаны между собой? (Оба автора
описывают зимние деревья, они очарованы берёзой)

– Представьте себе, что мы входим в
зимний лес. Прочитайте первые три предложения.
Что мы увидели?

– Идём дальше. Среди каких деревьев мы
оказались? Какие они? Как они себя ведут? Сравните
берёзу Есенина и Пришвина.

– Пойдём дальше и оглядимся
внимательно (Читают)

– Чего же мы сразу не заметили? Ели и
берёзы отвлекли нас.

(На слайде появляются слова):

было тепло и тихо
ёлки в лесу, лапы повисли
берёзы согнулись
фигуры из снега

– Вот, кажется, стою я в зимнем лесу
Пришвина, или у берёзы Есенина, и не хочется мне
уходить из этого царства. А вам, ребята? Давайте
сейчас нарисуем картину красками, как художники.
Мне тоже очень хочется изобразить эту красоту! (Дети
рисуют картины, звучит музыка)


Итог урока:

– Что вам понравилось на уроке? Чему мы
учились?


Оценка работы.

(Детям предлагается провести
самооценку по критериям):

“5” – на вопросы отвечали, читали
выразительно;

“4” – на вопросы отвечали, но читали
не очень выразительно;

“ ” – не очень понравилась моя работа
на уроке: на вопросы не отвечал, читал не
выразительно.

– А теперь, поднимитесь те ребята, кто
за свою работу не поставил себе оценку;

– Кто поставил себе оценку “4”;

– А кто поставил оценку “5”.

– Спасибо вам за урок!

Приложение 1 (презентация)

Приложение 2

Следующий: