Интегрированный урок ИЗО + труд по теме Декоративно-прикладное искусство. Твоя посуда

Цели урока:

  • познакомить детей с предметами, которые
    постоянно используются в доме, посудой (ее
    формой, декором, силуэтом);
  • определить зависимость формы и декора от
    назначения посуды;
  • развивать художественный вкус; познакомить с
    художественными промыслами России — Городца,
    Хохломы, Гжели;
  • формировать понятия об орнаменте и его
    элементах; воспитывать аккуратность.

Оборудование урока.

Для учителя: учебные пособия и таблицы; готовые
изделия, посуда из разных материалов.

Для учащихся: гуашевые краски, кисти ( мелкие и
крупные), клей ПВА, белая бумага, палитра, ножницы,
баночка для воды, тряпочка.

Зрительный ряд:

  • Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам
    народного искусства. – Дорожин Ю.Г.
  • Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам
    народного искусства. Дорожин Ю.Г.
  • Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам
    народного искусства. Орлова Л.В.
  • Гжель. Хохлома. Городецкая роспись.
    Демонстрационный материал.
  • Фотографии. Готовая посуда.

Ход урока.

I.

Организационный момент.

Приветствие учителя, проверка готовности к
уроку.

II.

Беседа по теме урока.

Учитель: Ребятам предлагается рассмотреть
различные примеры посуды, обратив внимание не
только на ее красивый декор, но и на ее форму и
силуэт. Необходимо обратить внимание на
зависимость формы, а также декор, из которого
сделана посуда (фарфор, дерево, стекло, металл).

В создании посуды большую роль играет художник;
он конструирует, украшает её, делает образец, а
затем на фабрике по образцу изготавливают её
повторение – массовое производство. Но посуда
бывает в одном экземпляре – авторская
выставочная работа. Посуда бывает повседневной,
праздничной, детской или взрослой. Праздничная
посуда
– тонкая и изящная, изготавливается
из тонкого фарфора, её детали более сложные,
украшения богатые и разнообразные. Повседневная
посуда
— проще по форме и менее украшена, но
более прочная. Детская посуда должна
привлекать росписью, быть устойчивой и удобной.
Декором посуды может быть ручная роспись или
переводные картинки.

Кроме этих видов посуды до сих пор живут
народные художественные промыслы, производящие
её с давних времен из материалов, используемых в
народе в прошлом, — Хохлома ( дерево), Жостово (
железо), Гжель ( глина), Городец (дерево). Промысел
формировался на основе тех природных материалов,
которыми был богат край: мягкие породы деревьев,
залежи глины, металлов, источники натуральных
природных красителей — часто определяли вид
ремесла и колорит декора изделий.

Городецкая роспись. Искусство Городецкой
росписи зародилось в заволжском крае недалеко от
Нижнего Новгорода. С давних времен местные
жители украшали чудесной росписью ставни,
прялки, люльки, сани, игрушки. Мастера
предпочитали желтый фон украшать диковинными
цветами: яркими розанами, купавами, зелеными
веточками. Часто цветочную композицию дополняли
сюжетные сцены: чаепитие, охота, изображение
барышень и кавалеров, всадников, коней, чудо –
птиц.

Хохломская роспись. Другой очень известный
промысел — “Золотая хохлома”. Эта роспись по
дереву золотым,

Красным и черным цветом появилась близ Городца
в посёлке Хохлома. Деревянную посуду из липы
грунтовали глиной — вапили, потом натирали
серебристым порошком — лудили и по этой блестящей
поверхности делали роспись. Узор покрывали
олифой и ставили в горячую печь – так появлялся
золотой цвет. Главный мотив Хохломской росписи –
травка – узор из тонких стеблей , листочков,
цветков, ягод. Роспись “травка” создаётся на
серебристом фоне. Все элементы орнамента
кудрятся и выполняются в ритмической
последовательности.



Жостовские подносы. В другом подмосковном
селе Жостово мастера расписывают металлические
подносы на черном, зеленом и палевом фоне.
Основной принцип жостовского письма – его
свободная манера, которая дает возможность
импровизировать. Плотные букеты из цветов
разного размера и листья заполняют центральную
часть подноса, а край его украшает золотое
кружево из мелких цветов и тонких спиральных
линий. Сначала мастер намечает основные пятна
композиции прозрачной масляной краской — это замалёвок.
Затем мастер выполняет тенешку, т.е.
затемняет с одной стороны цветовые пятна.
Жостовская роспись имеет зрительный объём,
художник создает эффект освещенности букета за
счет высвечивания бликом части цветка. Поэтому
передняя часть цветов как бы “ выступает
вперед” а отвернутая от зрителя часть
затемняется и “ уходит вглубь”.

III.

Практическая работа.

Моделирование из белой бумаги посуды.
Роспись по мотивам Гжельского узора”.

Рассмотрите посуду с необычной формой и
узорами: цветами, птицами и городами.

- Какая цветовая палитра на сосудах? (Синий цвет)
- Как меняется мазок цветка? (Постоянный переход
от светлого к темному.)
- Какие линии дополняет цветок? (тонкие линии:
прямые, волнистые, спиральные, округлые)

Справка.

Недалеко от Москвы в селе Гжель
богатые залежи гончарных глин навели местных
жителей на мысль об изготовлении фаянсовой
посуды. Прославилась село удивительной посудой с
декоративными лепными элементами, синими
узорами, цветами и городами. Назвали такую
роспись по названию села – Гжель. Расписывается
посуда по белой обожжённой глине кобальтовой
краской чёрного цвета, а сверху покрывалась
глазурью. При обжиге кобальт становится синим, а
прозрачная полива приобретала блеск. Посуда
Гжели разнообразна по форме и назначению:
тарелки, маслёнки, солонки, чашки, чайники.
Расписывают все части предмета. Ручку и носик
украшают ленточным орнаментом или голубым
цветом. Мастера Гжели для росписи применяют
необычный мазок “мазок на одну сторону” или “
мазок тенями”. Мазки кладутся широким круговым
движением. В нем виден постепенный переход от
светлого к темному. Мазок — пятно дополняет
тонкая линия: прямая, волнистая, спиральная,
округлая.

Практическая работа.

Задание: На отдельном альбомном листке
получить различные оттенки синего цвета,
разбавляя краску водой и белилами. Повторить
элементы Гжельской росписи.

< Рисунок2>

< Рисунок3>

< Рисунок4>

< Рисунок5>

< Рисунок6>

Обвести и вырезать детали (развёртки) чайника и
чашки. Самостоятельно сконструировать посуду.

< Рисунок 1>

< Рисунок7>

< Рисунок8>

< Рисунок9>

< Рисунок10>

Последовательность работы:

  1. Обвести по шаблонам детали и вырезать.
    Вспомните правила безопасной работы с ножницами,
    правила экономного расхода материалов.
  2. Надрезать нижний край разверстки тулова
    чайника и скрути ее в цилиндр.
  3. Нижние клапаны загнуть и приклеить к ним дно.
  4. В той же последовательности заготовить поддон и
    приклеить его к тулову.
  5. Детали склеить между собой и украсить завитками
    из бумажных лент.
  6. Примени для украшения чайника знакомые приемы
    скручивания бумажной ленты.
  7. В такой же последовательности сконструировать
    чашку.

Распиши сервиз по мотивам Гжельского узора.

IV. Итог урока.

Оформление выставки, просмотр выполненных
работ. Отметить лучшие. Уборка рабочего места.

Домашнее задание.

Посмотреть, что еще в доме расписано
художниками.




Следующий: