Интегрированный урок история России + краеведение Отмена крепостного права в селе Кимры 8-й класс

Тип урока: интегрированный

Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийная установка
 
Цели и задачи:

  • Повторение и обобщение знаний о ведущих процессах исторического развития нашей страны в п.п. 19 века. Формирование понимания неизбежности гибели феодализма и победы капитализма в России.
  • Усвоение основных понятий – «кризис феодально-крепостнической системы», «историческая закономерность падения крепостного права в России», «назревание буржуазной революции в стране».
  • Учить анализировать документы, обобщать знания, выбирать нужный материал из различных источников для сообщений по теме.
  • Применение на уроке новой технологии – подготовка и показ презентации.
  • Осуществление межкурсовых и межпредметных связей.
  • Развитие исторического мышления и мировоззрения учащихся.
  • Расширение познаний учащихся о родном крае.
  • Воспитание патриотизма и гражданского самосознания.

Структура урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

1. Проверка домашнего задания (Приложение 1)

А) Тест по теме: «Основные
положения Манифеста об отмене
крепостного права в России в 1961 г.»

Б) Развернутая беседа с элементами
обобщения по теме:
«Подготовка и отмена крепостного
права в Тверской области в 19 веке»

А) Письменная работа

Б) Развернутые
ответы в ходе фронтального опроса на основе изученного материала (учебник  В.М. Воробьева «История Тверского края» – п.п. 40-41.

2. Изучение  нового материала:
«Освобождение жителей села Кимры от крепостного права».

а) Краткие сведения о селе Кимры –
16-19 в.в.
(вступительное слово учителя +
презентация)        

Запись в конспекте

                              

б) Презентация учителя в соответствии с
докладом ученика.

Доклад ученика:
«Юлия Павловна
Самойлова –
последняя
владелица села Кимры».

а) Заочная экскурсия по Третьяковской галерее

   

Доклады учеников
с собственными
презентациями по темам:
А) «Взаимоотношения К. Брюллова
и Ю. Самойловой»

Б) «Особый тип
«Брюлловской
Женщины»»

б) Ознакомление с экспозицией кимрского краеведческого музея.

в) «Освобождение жителей села Кимры от   крепостной зависимости» – объяснение       
материала работником музея.       

Конспектирование.

в) Объяснение учителя        

г) «Милости чадолюбивых монархов».
Рассказ учителя о связи кимряков с
российскими монархами и влиятельными людьми с 16 по 19 век. Презентация. 

Просмотр презентации.

Конспектирование.

3. Заключительная часть  урока

А) Обобщение учителем изученного
материала.

Б) Домашнее задание – эссе.

А) Выводы учащихся.

Б) Письмо потомкам
от имени жителя
села  Кимры об
этом знаменательном
событии.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания (Приложение 1):

А) тестирование по теме: «Основные положения Манифеста об отмене крепостного права в России в 1961 году» [6]

Б) «Подготовка и отмена крепостного права в Тверской области в середине 19 века».

Работа по тексту учебника В.М.Воробьева «История Тверского края» [4] – п. 40-41 – фронтальный опрос:

2. Освобождение жителей села Кимры от крепостного права.

а) Краткие сведения о селе Кимры – с 16 по 19 в.в.  – вступительное слово учителя: «Село Кимры, по некоторым указаниям, получило свое название от имени народа Кимеры и Кимвры, перешедшего сюда в древние времена с берегов Черного моря и осевшего по течению реки Волги, между реками Доби и Нерли. Кимряки – русский народ, сметливый, проницательный, с практической складкой ума, которого не сдвинешь с места фантастическими предложениями и не обойдешь никакими лицемерными поклонами. Кимряк чувствует за собою известную заслугу, связанную с его обширным производством, и гордится именем кимряка.                      


Слайд 2.
(Приложение 2)

В исторических актах имена: Кимры и кимряк упоминаются впервые в царской грамоте Ивана 4 Грозного от 1549 года (запись в тетради)


Слайд 3.

В давние времена кимряки занимались судоходством и судоходством. Проще: бурлачили, участвовали в создании, по слову Некрасова «песни, подобной стону» и шли вдоль реки:                                     

«Нагнувши головы, плечами напирая,
И длинной бечевой по влаге ударяя»

В былое время, как и в Кимры, так и через Кимры товары шли с востока на Москву по рр. Волге, Дубне, Сестре и Яхроме до Дмитрова, а там, сухопутьем, а из Москвы и всех подмосковных мест к устью Шексны. На этом-то пути село Кимры и приобрело важное торговое значение.

Из царской грамоты 1549 года, касавшейся таможенных сборов, мы видим, что в Кимру прибывали на торг из цареподклетных сел и деревень, из Переяславля, из Царицыной и Мироносицкой слобод, наезжали люди митрополичьи и владычии, княжеские, боярские, монастырские. Кроме наезжих торговцев, торговали в Кимре и тамошние жильцы. Торг велся: солью, рыбой, хлебом, скотом и птицею». [1]                                                                                                                                      

«До 1682 года село Кимра было дворцовым и состояла в ведении приказа Большого дворца. С правления же Иоанна и Петра Алексеевичей


Слайд 4.

селом владеют: князья Старицкие и Милославские, бояре Львовы и Салтыковы, графы – Воронцовы, Скавронские, Литта и другие» [2]


Слайды 5-6.

б) Юлия Павловна Самойлова – последняя владелица села Кимры.    

«Последней владелицей села Кимры в 19 веке была графиня Юлия Павловна Самойлова, урожденная фон-дер-Пален.


Слайд 7.

Граф Павел Петрович Пален увлекся младшей дочерью Скавронской – Марией и сделал ей предложение. Но получил отказ от матери и отчима невесты – графа Литты. Тогда «лихой кавалерийский генерал», не без согласия самой Марии, похитил ее и обвенчался с нею тайком. От этого брака в 1803 году родилась единственная дочь Юлия Павловна, – впоследствии знаменитая графиня Самойлова. В 1804 году ее родители разошлись и она воспитывалась в доме бабушки Екатерины Васильевны. В юности она стала фрейлиной при царице, что определило особое к ней отношение Александра I.


Слайд 8.

В 1823 году вышла замуж за графа Самойлова (с благословения царя), но супруг прославился неудержными кутежами, поэтому они вскоре разошлись. Ходили слухи, что Юлия – внебрачная дочь графа Литте, который тоже был владельцем села Кимры.


Слайд 9.

Неспроста ведь он оставил ей все свое состояние и в частности загородное имение «Графская Славянка», расположенное в 4-х верстах от Павловска. В этом имении собирался весь цвет Петербурга, что раздражало Николая I.


Слайд 10.

Но ему пришлось смириться со своенравной бунтаркой. Сделать он с ней ничего не мог. Ведь она была царской крови. Ее прапрадед Карл Самуилович Скавронский доводился родным братом Екатерины I.


Слайд 11.

Самойлова широко прославилась своей благотворительностью, щедро раздавая пенсии и пособия беднякам. И в преданиях, и в памяти людей ее близко знавших, Самойлова осталась доброй и отзывчивой к чужой беде. Она покровительствовала искусствам и помогала художникам не ради себя, не в угоду тщеславию и популярности, а ради тех, кому помогала. Она была проста в обращении со своими людьми, даже с крепостными, которые ее боготворили, ласково называя «графинюшкой». Село Кимры принадлежало графине.

От ее палат ничего не уцелело.

Осталась только гора, на которой стояли палаты.

Гора эта находилась близ церкви Богородицы «Всех скорбящих радость», и носит название «Графской горы» (церковь снесена в 30-е г.г. XX века).

Недалеко был пруд, в котором рыбу, как и в Петергофе, вызывали для корма колокольчиками. Позже он зарос, затянулся, превратился в болотце, на котором росли ландыши, собираемые крестьянами для украшения могил  здешнего кладбища. Сейчас на «Графской горе» расположен городской парк отдыха).

Слайд 12.

От бывшего вокруг палат сада уцелела только липа, достигшая громадных размеров. Местечко, где стоит эта развесистая и раскидистая липа, зовется «Липкою» [2]

в) Заочная экскурсия по Третьяковской галерее – доклады учеников «Взаимоотношения Карла Брюллова и Юлии Самойловой», «Особый тип  «Брюлловской женщины»

«В 1827 году на одном из литературных вечеров у княгини Волконской Самойлова встретилась с молодым художником Карлом Павловичем Брюлловым – восходящей звездой русской живописи.


Слайд  13.

Он родился в 1799 году в Петербурге, успешно окончил Академию художеств и вскоре прославился как замечательный портретист. Знакомство с Юлией Павловной произвело на него неизгладимое впечатление. В Самойловой он увидел тип женщины, которую искал как художник. 

В 1832 году Самойлова уехала в Италию, где жил Брюллов, командированный туда «Обществом поощрения художников» для совершенствования своего мастерства. Самойлова нашла его в Риме подавленным, в глубокой душевной депрессии. Самойлова вернула его из этого тяжелого состояния, вернула ему веру в себя, стала необходимой для художника.

Слайд 14.

Сейчас в Третьяковской галерее работам К.П. Брюллова отведен зал.

Слайд 15.

В Италии Брюллов написал несколько портретов Самойловой, из которых наиболее известны: «Дама, спускающаяся в гондолу» и «Самойлова со своею воспитанницей Джиованиной Пачини и слугой арапчонком»

Слайд 16.                                              

Он ввел ее образ и в другие картины, в которых воплотил свое понимание женской красоты, создав особый тип «Брюлловской женщины».


Слайд 17.

Например, картина: «Последний день Помпеи» (на ней Юлия Павловна изображена в левом углу в образе матери с двумя детьми).


Слайд 18.

А вот на картине «Всадница» изображены приемная дочь и воспитанница Ю. Самойловой.

Карл Брюллов и Юлия Самойлова были столь близки, что уже говорили о предстоящей свадьбе. Но что-то помешало им соединить свои жизни. А в 1839 году Брюллов женился на Эмили Тамм. Она ему изменяла. Мир опять стал казаться ему полным лжи, измены и коварства. В минуты отчаяния он не видит смысла в жизни. Рассеяла его мрачные мысли Юлия Самойлова, опять вернула его к жизни. В благодарность Брюллов пишет один из лучших портретов Самойловой, изобразив ее уходящей с бала маскарада.        


Слайд 19.

За нею виден разряженный султан и услужливый бог торговли Меркурий «с хитрой ужимкой, показывающий султану молодую красавицу» в восточном костюме. Сняв маску и высоко подняв горделивую голову, Самойлова уводит свою воспитанницу Амацию от мира лжи, где люди прячут под маской свое лицо и мысли.

В 1842 году Юлия Павловна уезжает в Милан и поселяется в роскошном дворце графа Литте. Этот и другие дворцы, виллы и все состояние графа перешло к ней. Там же, в Италии, до сих пор хранится архив Скавронских-Литта. Нынешние владельцы не разрешают обнародовать эти архивы.    

Там же, в Италии, Самойлова вышла второй раз замуж – за тенора Пери – артиста одного из провинциальных театров. Брак был обречен – Пери болел туберкулезом – и через несколько месяцев скончался.

Став женою малоизвестного провинциального актера, графиня потеряла титул, а как женщина, вышедшая замуж за иностранца, лишалась русского подданства и теряла право на владение всем недвижимым имуществом. Самойловой пришлось срочно продавать все свои богатые имения, в том числе «Гафскую Славянку» и село Кимры.


Слайды 20-22.

Распродажей имений воспользовались кимряки (об этом далее в данной работе).

В это время от постоянной напряженной работы Брюллов стал страдать сердечными приступами. В 1852 году в Риме он умер.


Слайд 23.

Самойлова же, потеряв доходы от русских имений, вела прежний расточительный образ жизни. Деньги таяли, их много уходило на приобретение произведений искусства. Когда ей было 60 лет, она решила купить графский титул, а для этого вступила в фиктивный брак с обедневшим французским дипломатом, графом де Морне. Фиктивный брак разорил ее окончательно.                                                                       

Под старость она поселилась около Парижа и познала настоящую бедность, если не сказать – нищету. Все имущество было распродано «с молотка», для уплаты долгов. Ей пришлось расстаться со своими портретами, написанными кистью любимого человека. Лишь один она оставила себе – тот, где она изображена на берегу канала, спускающаяся в гондолу. Говорят, что «за день до смерти она долго и безмолвно сидела перед ним».

Самойлова умерла 19 марта 1875 года и была погребена в Париже на знаменитом кладбище Пер-Лашез в одном склепе со вторым мужем» [1]      

г) Освобождение жителей села Кимры от крепостной зависимости.               

«Итак, когда Самойлова потеряла право на титул, русское подданство и право на владение всем недвижимым имуществом, ей пришлось срочно распродавать свои имения в России. Этим воспользовались кимряки. Им предоставили на редкость благоприятный случай обрести долгожданную «волю». Но у кимрских сапожников не было и десятой доли необходимых денег. Пришлось обратиться к правительству.


Слайд 24.

В 1846 году, по ходатайству министра государственных имуществ Киселева, Николай I выразил согласие

Слайд 25.

и предоставил возможность кимрякам выкупиться. Жителей села с 1847 года перевели в обязательные крестьяне, т.е. дали им возможность выкупиться у графини Самойловой, выделив в кредит 495 тыс. рублей с рассрочкой платежей в казну на 37 лет (таким образом, кимряки на 14 лет раньше, чем по всей стране, получили право на освобождение от крепостного права). Граф Киселев высказал крестьянам желание, чтобы они всеми силами оправдали себя в платеже, (по 29,000 руб. в год) на что крестьяне ответили, что «милость чадолюбивого монарха будет для них всегда священна; что в нужде они заложат дома, жен и детей, но доверие монаршее оправдают».

И слово свое, данное министру, кимряки завещали своим сыновьям и  внукам. Отцы, дети и внуки свято исполнили завет и с 1867 года крестьяне села Кимры выплатили платежи и сделались «собственниками» [1].

д) «Милости чадолюбивых монархов».  

Хочется отметить, что история села Кимры тесно связана с царствующими особами России и их приближенными с 16 по 19 век. Вот только несколько фактов:                                                                                                    

«С 1682 года правили в России сразу два брата – 16-летний Иван V и 10-летний Петр I.


Слайд 26.


Слайд 27.

Царевна Софья опасаясь, что Петр I отнимет у нее власть, женит Ивана V на Прасковье Салтыковой. Отцу же Прасковьи пожаловали торговое село Кимры. С тех пор село передавалось по линии его потомков. Внучка боярина Салтыкова была замужем за графом Головкиным, отец которого состоял в родстве с Петром I (их бабушки были родными сестрами).


Слайд 28.

После смерти Петра I возвели на престол его жену Екатерину I (в девичестве Скавронской), родной брат которой являлся прапрадедом последней владелицы села Кимры – Ю.П.Самойловой). Дядей же Е.В. Энгельгардт (в замужестве Скавронской – матери Юлии)  был фаворит Екатерины II – граф Григорий Потемкин.


Слайд 29.

Екатерине Скавронской после смерти мужа оказывал внимание Царь Павел I,


Слайд 30.

но она влюбилась и вышла вторично замуж за графа Юлия Помпеевича Литта. Одна из дочерей Е. Скавронской  от первого брака – Екатерина была влюблена в графа П.П. Палена (его отец – Петр Алексеевич Пален


Слайд 31.

был одним из участников  заговора против Павла I), но насильно выдана замуж по приказу Павла I за будущего героя Отечественной войны 1812 года – князя Багратиона.


Слайд 32.

Позже тот же П.П. Пален увлекся младшей  дочерью Е.В. Скавронской – Марией, а потом и женился на ней. У них родилась дочь, но до сих пор существует версия, что дочь П. Палена и М. Скавронской – Юлия Павловна Самойлова – на самом деле дочь М. Скавронской и ее отчима графа Литы» [2].


Слайд 33.

Именно при Ю.П. Самойловой кимряки получили возможность выкупиться и стать свободными.                                  

«В память получения суммы на выкуп, крестьяне в главном Покровском соборе соорудили икону святителя Николая, покрыли ее серебряною ризою, и икона, освященная, торжественно была установлена на особом аналое. Это дань уважения и благодарность кимряков Николаю I.

Слайд 34.

Настоящую же «Волю» кимряки обрели при «Царе-освободителе» – Александре II» [1].


Слайд 35.

«Незадолго до юбилея – 50-летия освобождения крестьян от крепостной зависимости – кимряки словно бы пробудились от спячки и развили бурную деятельность. В начале февраля 1911 года в Кимрах состоялся волостной сход, на котором было решено установить «в царстве сапожного царства « – так неофициально называлось село Кимры – памятник царю-освободителю. На этом сходе решено было незамедлительно выделить первые 150 рублей общественных денег и устроить подписку для сбора среди населения пожертвований на устройство памятника. На вотчинном сходе 11 июня 1911 года для этих целей решено было выделить 3000 рублей из вотчинных сумм.

Для постройки памятника была создана комиссия, куда вошли наиболее авторитетные жители села: М.А. Бочаров, И.Н. Лужин, А.А. Цедилин, И.И. Столяров, С.И. Горбылев, Н.С. Совалин.

Здесь следует обратить внимание на такую отличительную черту кимрян: уж если они что-то задумали и решили, то, не считаясь с трудностями и затратами, старались довести намеченное до конца. Вероятно, это качество жителей Кимр как нельзя более способствовало делу.

Минуло всего полтора года со дня первого собрания (схода), как в центре села, на Соборной площади, появился самый большой в губернии памятник царю-освободителю Александру Второму, не уступающий  подобным ему памятникам в крупных городах России. По некоторым данным кимрский памятник был отлит из бронзы в Петербурге на металлолитейном заводе Эдуарда Новицкого. Его прообразом стал памятник Александру II, возведенный в Московском Кремле в 1898 году (скульптор А.М. Опекушин)      

30 августа 1912 года в центре села Кимры, на Соборной площади (ныне Октябрьской) при огромном стечении кимряков состоялось торжество по случаю открытия памятника царю Александру II.


Слайд 36.

Статуя императора была установлена на высоком пьедестале, огражденном фигурной металлической решеткой оградой. Соборная площадь с окружающими ее зданиями была украшена и иллюминирована. Ближе всех к памятнику находилось местное духовенство, начальство, именитые жители, ровным строем стояли дружинники Кимрской вольной пожарной дружины в форменной одежде и с металлическими касками в руках. Состоялся крестный ход, чин освящения памятника, были произнесены речи.

Кимряки, проникнувшись значимостью события, отправили в адрес императора Николая II телеграмму с выражением верноподданнейших чувств к монарху и изъявлением радости по случаю открытия памятника его державному деду. Царь, получив это известие от министра внутренних дел, соизволил собственноручно начертать: «Искренно благодарю»

Памятник простоял всего несколько лет. 12 апреля 1918 года руководством страны Советов был обнародован декрет о снятии памятников царям и их слугам, замене эмблем, гербов и иных символов бывшей власти и выработке проектов новых революционных памятников, а также других атрибутов советской власти.

В июне 1918 года на заседании президиума Кимрского исполкома было принято решение о сносе памятника бывшему императору и отправке его в Москву.

После снятия памятника царю с пьедестала место его пустовало недолго.

В апреле 1920 года руководством города было принято решение об открытии памятника в честь 1 Мая на тему «Диктатура пролетариата».


Слайд 37.

Памятник-обелиск был деревянным и увенчан пятиконечной звездой. В нишах его с четырех сторон света имелись надписи. Одна из них гласила: «Вечная память павшим в дни Октябрьской революции». Но и этот памятник просуществовал недолго.

Слайд 38.                       

В 1934 году на его месте установили памятник В.И. Ленину.

Но позже он был перенесен на территорию филиала №1 обувной фабрики «Красная Звезда».

На его месте в 1961 году установили новый, бронзовый памятник вождю» [3].

Слайд 39.

Кстати сказать, когда «15 июня 1859 года Кимры охватил пожар, Государь Император Александр Николаевич пришел отечески на помощь кимрякам. Казна выдала им пособие в 18.000 рублей без возврата и 14.000 рублей в заем. Кроме того, получено было 27.000 рублей страховых премий и Кимра стала восставать из пепла.                     

В честь Александра II было названо лучшее из 4-х училищ села. Открыто оно было в память спасения Государя Императора от рук убийц в Петербурге и Париже.      


Слайд 40.

В августе месяце 1866 года Кимру посетил Наследник-Цесаревич Александр III, которого сопровождал Великий Князь Владимир Александрович.                     

Слайд 41.

4 января 1896 года в память восшествия на престол Николая II открыта было бесплатная библиотека-читальня» [1].

Выводы учителя:

Таким образом, мы проследили, какое место история села Кимры занимает в истории нашей страны в аспекте одной из реформ середины 19 века – «отмены крепостного права», какую роль при этом сыграли цари – Николай I и Александр II. Подробно остановились на том, что освобождение от крепостной зависимости произошло благодаря последней владелице села – Ю.П. Самойловой, а главное трудолюбию и целеустремленности самих кимряков.

3. Заключительный этап урока:

А) Обобщение учителя, выводы учащихся.

Б) Д/З: «Письмо потомкам…» 

Список используемой литературы:

  1. Алексей Столяров «Село Кимры и его обитатели». Кимры, «Кимрская краеведческая библиотечка», 1992 г.                                                                
  2. Александр Суханов «Бывшие владельцы села Кимры 16-19 в.в» Кимры, «Кимрская краеведческая библиотечка», 1997 г.       
  3. В.И. Коркунов «Страницы истории кимрского края». Тверь, 2008 г.
  4. В.М. Воробьев «История Тверского края». Изд-во «Созвездие», Тверь, 1996 г.
  5. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России 19 век» – учебник для 8-го кл. Москва, изд-во «Просвещение», 2000 г.        
  6. «Тесты по истории России. 19 век». Москва, «Дрофа», 2000 г.

Следующий: