Интегрированный урок информатика + география по теме: Обобщение знаний о южных материках Земли

Цели и задачи урока:

  • обобщить знания учащихся о природе и населении
    Южных материков;
  • подвести итоги изучения темы;
  • проверить знание учащимися характерных черт
    природы материков, их особенностей;
  • проверить умение учащихся работать с
    различными географическими картами, находить
    черты сходства в природе материков и причины
    этого сходства.

Учебно-наглядный комплекс: физическая карта
мира, атласы, картинки с видом животных,
раздаточный материал – карточки, контурные
карты, портреты путешественников.

ХОД УРОКА

Наука География!
Ты – познанья свет!
Ты ведь биография – лучшей из планет
Если б не было тебя – ничего не знала б я!
Я б не знала островов, сельвы, стран и городов,
Рек, озер, морей и гор и тебя, родной простор!

Это строчки написали ученики, которые учатся в
нашей школе. Думаю, что эти слова относятся и к
каждому из вас.

Демонстрация презентации в среде Power Point


Приложение 1
.

Сегодня у нас особенный урок. Мы отправляемся в
заочное путешествие по южным материкам нашей
Земли.
Вы узнали как общие черты природы, населения и
стран, так и особенности каждого материка Южного
полушария. Выясняя причины общих черт материков,
вы обращались к знаниям связей и
закономерностей.
В течение урока мы обобщим и систематизируем
ваши знания.

1. Географическое положение материка.

– Почему материки Африка, Австралия Южная
Америка, Антарктида принято называть Южными?
– Назовите черты сходства в их географическом
положении.
– Материки имеют сходство в географическом
положении следовательно, какой компонент
природного комплекса тоже имел сходство на
данных материках?
– А какими компонентами природного комплекса
южные материки отличались?

Первая группа садится за выполнение
задания – теста № 1 “Где вы это встречали?”(Приложение
2
) на компьютере. Вторая (

ученики, успевающие
на хорошо и отлично). работает устно. По
выполнению первого теста, группы меняются
местами. Вторая группа работает с тестом № 1 “Где
вы это встречали?”. Ответив на вопросы теста,
вторая группа запускает тест под номером 2
“Площадь и высота материков” (Приложение 2).
Первая группа работает с учителем, отвечая на
вопросы устно.

2. Из истории исследования и освоения материков.

– В каком порядке изучались материки
учеными и исследователями? (Африка (1), Австралия
(3), Южная Америка (2), Антарктида (4))

– Перед вами портреты мужественных
людей. (Д. Ливингстон, Д.Кук, Х.Колумб,
Ф.Беллинсгаузен) Прежде всего, они любили
путешествовать. Их влекли неоткрытые участки
суши. Они изучали природу нашей большой планеты.
Благодаря им, мы узнали как велика наша Земля.
На географической карте есть их имена. Приведите
примеры географических объектов, названных
именами этих людей.
– С кем бы из них вы отправились в путешествие и
почему?

3.

Рельеф. Полезные ископаемые.

– Какие крупные формы рельефа, ярка
выражены на материках? (Горы и равнины) Перед
вами список горных стран. На каком материке они
расположены?

Анды;
Большой водораздельный хребет;
Драконовы горы;
Восточные Кордильеры;
Атласские горы,
Земля Мэри Берд.

– На каком материке находятся самые
низкие горы?
– На каком материке преобладают низменности?
– В недрах южных материков находится целое
сокровище полезных ископаемых. Их много, список
большой. На одном материке преобладают одни
полезные ископаемые, на другом другие.
Распределите где что добывают:

алмазы,
золото,
медные руды,
нефть,
каменный уголь,
железные руды,
полиметаллические руды.

Ученики наносят подготовленные на карточках
условные знаки полезных ископаемых на материки
(физическая карта мира)

4. Климат.

– Готовясь к поездке, ученый
исследователь-климатолог, перекладывал свои
бумаги, и обнаружил в архиве сведения о климате
материков. Он очень спешил и не обратил внимания,
что сведения были, а откуда, с каких материков –
неизвестно. Вы должны помочь найти с какого
материка эти данные

На доске даны климатические диаграммы:


– Русский климатолог А.И. Воейков написал в
одной из своих работ “Реки – это зеркало
климата”. Объясните смысл этого предложения,
пользуясь знаниями о внутренних водах материков.
– Какую характеристику можно дать рекам
Южной Америки, Африки, Австралии?
– Где больше встретилось водопадов? Почему?
– На каком материке больше всего озер?
– На каком материке самое мелкое озеро?

По контурам определите эти озера (в тетради
написать ответ
).


5. Природа материков.

– Назовите природные зоны, которые
встретились и в Африке, и в Южной Америке, и в
Австралии.
– Какая природная зона занимает большую
часть Африки? Южной Америки? Австралии?

Природная зона – это совокупность
компонентов природы на определенной территории.
На каждом материке свой неповторимый пейзаж
живой природы.

– Где встречаются эти растения:

Эвкалипт,
виктория-регия,
финиковые пальмы,
вельвичия удивительная,
кактусы,
орхидеи,
зонтичные акации.

Обучающиеся садятся за компьютер
парами и с помощью текстового редактора Microsoft Word
запускают игру “Кто это и где живет?” (Приложение
3
). Они вводят ответы в последний столбец
таблицы, содержащей во втором столбце
изображения животных, обитающих на изученных
материках. Изображения и ответы пронумерованы.
Используя навыки ввода и форматирования текста,
ученики должны сопоставить изображение и ввести
ответ, перемещаясь по столбцам и строкам таблицы

.

Оценить результаты теста можно по
выведенной на большой экран таблице ответов.
Каждый неправильный ответ ученик в своей работе
выделяет красным цветом. По количеству ошибок
выставляется отметка, исходя их того, что отметка
“5” выставляется за все 29 верных ответов, “4” –
за 1-3 ошибки, во всех остальных случаях –
отметка “3”.

– Какова особенность животного мира Африки?
Южной Америки? Австралии? Антарктиды?

6. Самостоятельная работа с контурными
картами.

– Какие объекты на карте обозначены точками?

(Приложение 4) С помощью
графического редактора Paint ученики выводят на
экран изображения контурных карт материков с
заданием: на контурных картах, обозначены
точками различные объекты: горы, реки, вулканы и
т.п. нужно опознать каждый объект
Справа от карты находятся названия
географических объектов. Ученик с помощью
инструмента “Выделение”, используя настройку
инструмента “Непрозрачный фон”, должен
перенести нужное название к соответствующей ему
точке на карте.
Все ученики работают с разными вариантами карт:
Австралии или Африки, или Южной Америки.

7. Итоги урока

.

– Все вы хорошо справились с заданием,
правильно ответили на большинство вопросов, и
получили много оценок по каждому из видов работы.
Они проставлены в ведомости оценок. Они будут
занесены в журнал. На этом наш урок закончен.

Оценки автоматически выставлены
ученикам компьютером за два теста, еще одна
получена в виде самооценки за работу в текстовом
редакторе, третья поставлена учителем наиболее
активным ученикам за ответы на устные вопросы и
еще одна – за работу в графическом редакторе
с контурными картами.

Приложение 1.

Приложение 2.

Часть урока, проводимая за компьютером,
посвящена умению работать с прикладными
программами. Эти программы составлены на уроках
УПК учениками старших классов. Ученикам седьмого
класса необходимо воспользоваться готовым
продуктом, а именно:

  1. Войти в среду QBASIC,
  2. Найти файл, содержащий первый тест
  3. Запустить программу на выполнение
  4. Ввести правильные ответы, выбрав их из
    предложенных,
  5. После получения оценки проделать те же
    операции, но со вторым файлом – тестом

Разница состоит лишь в том, что во
втором тесте ответы не нужно выбирать из
предложенных, а вводить те, которые ученик
считает правильными.

В конце каждого теста высвечивается
результат, содержащий в себе сведения сколько
введено правильных ответов, неправильных, и
сколько всего вопросов обработано. В заключении
выставляется оценка, исходя из того, что ответы
без ошибок оцениваются в 5 баллов, с одной ошибкой
в 4 балла, половина правильных ответов
оценивается в 3 балла.

Тест 1 “Где вы это встречали?”

CONST prebel = 13
Nachalo = 1: Konec = prebel: Shag = 1: GOSUB Padenie
SOUND 150, 3
FOR I = 9 TO predel – 1
Nachalo = predel: Konec = 1: Shag = -1: GOSUB Padenie
Nachalo = 1: Konec = predel: shag = 1: GOSUB Padenie
SOUND 150, 3
NEXT 1
100
c$ = INKEY$
IF c$ = THEN GOTO 100
CLS
GOSUB 2
LOCATE 4, 1
PRINT “На каком из материков находятся эти точки?”
PRINT “6959 м”
A = 4
GOSUB 1
PRINT “2228 м”
A = 2
GOSUB 1
PRINT “5895 м”
A = 1
GOSUB 1
PRINT “5140 м”
A = 3
GOSUB 1
CLS
GOSUB 2
PRINT “На каком материке находятся озера?”
PRINT “Ньяса”
A = 1
GOSUB 1
PRINT “Эйр”
A = 2
GOSUB 1
PRINT “Маракайбо”
A = 4
GOSUB 1
CLS
GOSUB 2
PRINT “Укажите где находятся реки?”
PRINT “Ориноко”
A = 4
GOSUB 1
PRINT “Лимпопо”
A = 1
GOSUB 1
PRINT “Муррей”
A = 2
GOSUB 1
CLS
GOSUB 2
PRINT “Где находятся данные пустыни?”
PRINT “Калахари”
A = 1
GOSUB 1
PRINT “пустыня Виктория”
A = 2
GOSUB 1
PRINT “Атакама”
A = 4
GOSUB 1
CLS
GOSUB 2
PRINT “У берегов каких материков находятся моря ?”
PRINT “море Фиджи”
A = 2
GOSUB 1
PRINT “море Росса”
A = 3
GOSUB 1
PRINT “Карибское море”
A = 4
GOSUB 1
CLS
GOSUB 2
PRINT “Назовите самых сухой материк.”
A = 2
GOSUB 1
CLS
GOSUB 2
PRINT “Назовите самый влажный материк.”
A = 4
GOSUB 1
CLS
GOSUB 2
Print “Назовите самый южный континент.”
A = 3
GOSUB 1
CLS
GOSUB 2
PRINT “Назовите самый жаркий континент.”
A = 1
GOSUB 1
CLS
PRINT “Выделите природную зону, которой нет на
южных материках.”
PRINT “1. Саванна”
PRINT “2. Пустыня”
PRINT “3. Смешанный лес”
A = 3
GOSUB 1
CLS
PRINT “Правильных ответов : “; k; “ из 21 “
PRINT “Ваша оценка – “;
IF k = 21 THEN PRINT “5”
IF k < 21 AND k >= 18 THEN PRINT “4”
IF k < 18 THEN PRINT “3”
END
1 :
INPUT c
IF c = a THEN k = k + 1
‘LOCATE 5, 1
RETURN
2 :
LOCATE 1, 25
PRINT “Где вы это встречали?”
PRINT “1.Африка 2.Австралия 3.Антарктида 4.Южная
Америка”
PRINT STRING$ (80,196)
LOCATE 4, 1
RETURN
Padenie:
FOR I = Nachalo TO Konec STEP Shag
CLS
LOCATE I, 35
PRINT “ Г Е О Г Р А Ф И Я “
FOR I = 1 TO 5000
NEXT I

Тест № 2 “Площадь и высота”

CLS
Ri ГЕОГРАФИЯ. ТЕСТ 2. ВВОД ЗНАЧЕНИЙ
PRINT “ВВЕДИТЕ ОТВЕТ НА ВОПРОС ПОСЛЕ ЗНАКА ?”
K = 0: n = 0
PRINT “Самая высокая точка Южной Америки?”
INPUT q
IF q = 6959 THEN k = k + 1 ELSE n = n + 1
PRINT “Самая высокая точка Африки?”
INPUT q = 5895 THEN k = k + 1 ELSE n = n + 1
PRINT “Самая высокая точка Австралии?”
INPUT q
IF q = 2228 THEN k = k + 1 ELSE n = n + 1
PRINT “Самая высокая точка Антарктиды?”
INPUT q
IF q = 5140 THEN k = k + 1 ELSE n = n + 1
PRINT “Какова площадь Африки?”
INPUT q
IF q = 30320 THEN k = k + 1 ELSE n = n + 1
PRINT “Какова площадь Антарктиды?”
INPUT q
IF q = 14110 THEN k = k + 1 ELSE n = n + 1
PRINT “Какова площадь Австралии?”
INPUT q
IF q = – 16 THEN k = k = 1 ELSE n = n + 1
PRINT “Какова высота водопада Анхель?”
INPUT q
IF q = 3794 THEN k = k + 1 ELSE n = n + 1
PRINT “Ты ответил правильно на “;k;” вопросов,
неправильно на “;n;’вопросов”
IF THEN k = 12 PRINT “твоя оценка – 5”
IF THEN k = 11 PRINT “твоя оценка – 4”
IF THEN k < 11 PRINT “твоя оценка – 3”
PRINT “До свидания. Тестирование окончено”
NEXT I
FOR I = 1 TO 500
NEXT I
RETURN

Приложение 3.

Приложение 4.

Следующий: