Интегрированный урок-игра Без знания науки – удачи не видать

Девиз: «Хочешь быть умным –
будь им!»

Цели:

  • В
    доступной увлекательной форме показать ученикам, что знание законов
    физики, химии, биологии, географии может пригодиться в различных жизненных
    ситуациях, независимо от того, чем они будут заниматься в жизни.
  • Поднять
    престиж учебных предметов «физика», «химия», «биология» «география».
  • Воспитывать
    у школьников стремление добиваться успехов в учебе.
  • Показать,
    что только знающий человек может быть успешным в жизни.
  • Создавать
    положительную психологическую атмосферу.
  • Научить участников игры
    владеть аудиторией, работать в команде, быть коммуникабельными, максимально
    раскрывать свои способности в коллективной игре.

Участники
игры:

  • Ведущий.
  • Группа
    поддержки – ученики 8 – 10 классов.
  • Журналист
    и Редактор.
  • Бизнесмен
    и его Дочка.
  • Следователь
    и Начальник.
  • Генеральный
    директор и Менеджер
  • Судьи

Оформление
и оборудование:

  • Тематическое
    убранство класса.
  • Микроскоп.
  • Фотоаппарат.
  • Таблички
    (редактор, журналист, генеральный директор).
  • Стол
    для демонстрации.
  • Призы
    для активных зрителей.
  • Мультимедийная
    система для демонстрации.

Ход игры

Ведущий. Начинаем театрализованное представление «Без знания науки удачи
не видать!»

Все
участники представления произносят слова:

«Физика
важна!
Химия
нужна!
Биология
необходима!
География
незаменима!»

Звучит
песня в исполнении участников игры на мотив «Учат в школе»

Массу с
весом различать и мензуркой измерять
Учат в
школе, учат в школе, учат в школе.
Как по
карте путь искать, речку вброд пересекать
Учат в
школе, учат в школе, учат в школе.
Серебро
как получить и осадок растворить
Учат в
школе, учат в школе, учат в школе.
Как
устроен микроскоп, что таится в недрах звезд
Учат в
школе, учат в школе, учат в школе.
Амперметр
как подключить, атом как изобразить
Учат в
школе, учат в школе, учат в школе.

Во
время исполнения песни на экране мелькают фотографии с уроков

Сценка «После
уроков»

Выходят
несколько учеников и рассуждают о том, как надоело им учиться, что не нужны
никакие науки. Фантазируют и хвастливо заявляют.

Первый
ученик
.

Надоело
учиться! Зачем физика? Мне она никогда не пригодиться, и законы Ньютона мне не
нужны!

Не буду
физику учить! Пусть ее учат технари!

Я от
рождения — гуманитарий. Я журналистом буду, и без физики себя прославлю!

Второй
ученик.

Я,
например, не собираюсь учить биологию. А зачем она мне, зачем голову забивать
ненужными предметами?

Я, как
папа, менеджером буду! Торговать мое призвание.

И без
биологии смогу я товаров выучить названия!

Третий
ученик.

Да, химия,
как она мне надоела! (Потягивается) А эти Менделеев и Ломоносов придумали на нашу
голову свои законы и таблицы. Учи их! А  для чего? А оксиды и кислоты, — какой
от них прок.

Пойду
учиться в МЮРА и стану я юристом.

Скажите, в
толк я не возьму, где химия мне может пригодиться?

Четвертый
ученик
.
А география это вообще ненужный предмет! Карты, атласы – раскрась, найди,
покажи! Пустая трата времени! Были бы деньги, тебя в любую точку Земли
доставят, и думать не надо!

Учиться я
тем более не буду. Мне дядя долю в бизнесе отдаст.
И школу
быстро я забуду! И все законы для меня – балласт!

Ведущий. Прошли годы…

Сценка
«Журналист»

Выходит
ученик, обвешанный фотоаппаратами с рукописью, обещавший стать журналистом. За
столом сидит редактор. На столе соответствующая табличка.

Редактор. Принес репортаж?

Журналист. Принес. Подает рукопись. Редактор читает ее.

Редактор. Ты что написал?! « Машинист резко нажал на
тормоз, и поезд встал как вкопанный».

Журналист. А почему бы и нет?

Редактор. А это?! «Теплоход проплывал мимо меня , и я
любовался красиво переливающейся под прозрачной водой красной линией,
тянувшийся по всему борту теплохода».

Журналист. А разве так не бывает?

Редактор. Слушай! «Свет, рождающийся в недрах Луны, манил
и зазывал туда, откуда он появился». Ты сколько классов кончил?

Журналист. 11 классов и факультет журналистики!

Редактор. На уроках физики спал ,наверное? А это что?
«Тонкий писк комара, издаваемый его тонюсенькими голосовыми связками. Мешал мне
заснуть». Нельзя в печать это отдавать; засмеют нас! Ты, совсем не знаешь
физику, да и биологию! У нас серьезный журнал, и без знаний физики здесь делать
нечего! Поищи себе работу, в какой-нибудь дешевой газетенке!

Журналист. Хватает учебник физики и садиться за стол
учить.

Игра со
зрителями «Что не понравилось редактору?»

Ведущий. Спрашивает зрителей, что и почему не понравилось редактору.
Зрители с мест находят ошибки журналиста,  отвечают на вопросы и получают
баллы.

Ответы.

  • Поезд
    в силу своей инертности не может мгновенно остановиться.
  • Ватерлиния
    не может быть под водой; она показывает допустимую осадку судна.
  • Свет
    Луны не рождается в ее недрах. Луна светит отраженным солнечным светом.
  • Писк
    комара создается колебаниями его крылышек, а не голосовыми связками.

Сценка
«Бизнесмен»

В кресле
сидит и играет с мобильным телефоном тот, кто хотел стать бизнесменом. К нему
подходит дочка и просит помочь выполнить задания по географии.

Дочка. Пап, ты у меня такой
крутой, почему ты не делаешь со мной уроки? Ты плохо в школе учился?

Бизнесмен. Да ты что!? Я был
первым учеником!

Дочка. И по географии то же?

Бизнесмен. Само собой!

Дочка. Тогда помоги мне
ответить на вопросы по географии!

Бизнесмен. (Нехотя) Давай.

Дочка. Чем отличается остров от
полуострова?

Бизнесмен.  Проще простого!
Полуостров это половина острова.



Дочка. Что такое литосфера?

Бизнесмен.  
 (Думает) 
Ну «сфера» это круг интересов, а «лито» – литературный интерес.

Дочка. Где находится Панама?

Бизнесмен.
Мама
убрала ее на антресоли.

Дочка. Легко ли дышится на
Эвересте?

Бизнесмен. На любом курорте легко
дышится!

Дочка. Что такое «мировой океан»?

Бизнесмен.
Давай
рассуждать логически. Мировой от слова «мир», значит мировой океан это океан, в
котором никогда не было войны.

Дочка. Все! Спасибо, папочка!
Ты такой умный!

Ведущий. На следующий день…

Дочка
приходит из школы и закатывает отцу истерику.

Дочка. (Плача) Что ты мне наговорил?! Ты меня опозорил! Меня высмеяли на
уроке! Я получила двойку за твои ответы! Ничего ты не знаешь! Я не люблю тебя
больше! (Убегает в слезах.)

Бизнесмен. Со вздохом берет
учебник географии и садиться к журналисту.

Игра со
зрителями «Чего не знал бизнесмен?»

  • Чем отличается остров от полуострова?  (Остров со всех
    сторон окружен водой.)
  • Что такое литосфера?  (Твердая оболочка земли.)
  • Где находится Панама? ( Государство Панама находится между
    Северной и Южной Америкой)
  • Легко ли дышится на Эвересте? ( Нет.)
  • Что такое «мировой океан»?  (Мировой океан — это все
    воды мира.)

Сценка
«Юрист»

За
столом сидят начальник и ученик, обещавший стать юристом. Перебирают бумаги с
задумчивым видом.

Начальник. (Обращаясь к юристу)
Нам поступило сообщение о хищении металлического натрия. Назначаю вас
следователем. Займитесь этим делом.

Юрист. Ура! Меня назначили
следователем и поручили важное задание. Я всех выведу на «чистую воду!» (Уходит).

(Входит с
папкой в руках «Дело о пропаже натрия»)

Начальник.
Докладывайте
результаты расследования.

Юрист. Я все проверил. Допросил
сотрудников конторы. Они уверяют, что хищения не было. В хранилище, где
находился натрий, произошла авария. Помещение было залито водой. Стеклянные
банки упали и разбились.

Я
спустился в хранилище. Действительно, видел много воды, разбитые банки,
Обвалившиеся стеллажи. На поверхности воды была масляная пленка. Никаких следов
натрия. Это они специально сделали, что бы все запутать. А один умник,
возмущаясь моим недоверием, плеснул какую- то прозрачную жидкость. Вода
окрасилась в малиновый цвет. Я чуть не набросился на него. Ведь он скрывал
следы преступления. Я так разволновался, что достал зажигалку и сигареты. Но
мне не разрешили ими воспользоваться! (Возмущается) Это позволило мне сделать
вывод, что сотрудники замешаны в хищении.

Начальник.
(Задумчиво)
Не думал я, что есть такие неучи, которые не знают химии и свойств металлов. С
вашим подходом все воры и грабители. Дело – то проще простого. (Дает учебник)
Иди, учи химию!

Юрист. Берет учебник химии,
садится к другим неучам.

Игра со
зрителями «Промахи юриста»

Ведущий. (Обращаясь к зрителям)
Ребята! Помогите следователю разобраться с возникшими вопросами.

  • К
    каким металлам относится натрий? (Щелочным)
  • Какую
    роль играло разлитое масло? (Щелочные металлы хранят под слоем керосина
    или масла).
  • Чем
    опасна для щелочных металлов вода? (Они вступают в химическую реакцию,
    образуются щелочь и водород.)
  • Какую
    прозрачную жидкость вылил в воду сотрудник фирмы? (Фенолфталеин)
  • Почему
    вода окрасилась в малиновый цвет? (При взаимодействии натрия с водой получилась
    щелочь; фенолфталеин дает малиновое окрашивание в щелочной среде.)
  • Почему
    следователю не разрешили воспользоваться зажигалкой? (Выделившийся водород
    мог взорваться.)
  • Какие
    вещества образовались при взаимодействии натрия с водой? (Гидроксид натрия
    и водород)

Сценка «Менеджер»

Стол
с табличкой «Генеральный директор». За столом сидит ученик, играющий роль
директора. Генеральный директор. (Обращаясь, к ведущему.) Пригласите
менеджера Дадашова.

(Входит
Дадашов. В нем узнают ученика, который хотел стать менеджером.) Директор ставит
перед ним коробку.

Анатолий
быстро разберитесь в этом приборе. Соберите его и дайте заключение об его
характеристиках и области применения. Будем продвигать его на рынок. Надо
научить продавцов успешно продавать его и инструктировать покупателей. Думаю,
что для нас это выгодное дело.

Менеджер. (Достает прибор. Это микроскоп. Разглядывает
его, перебирает детали, рассуждает вслух.)

Не
понимаю! Что это за прибор?! Для чего он? А это что за детали? Наверное, лишнее
положили!? (Смотрит в окуляр, не знает, куда его деть) Ерунда какая-то! А это –
зеркальце! (Любуется собой) Какой – то растяпа укладывал коробу.


этой сценке участники импровизируют, подбирая мимику и жесты. Стараются сделать
все с юмором, что бы вызвать смех в зале.)

Генеральный директор. Ты что в школе никогда микроскопа
не видел? На биологии ни одной лабораторной работы не делал? Мне такой
сотрудник не нужен! Или учись, или будешь уволен!

Менеджер. Берет учебник биологии и присоединяется к
остальным неучам.

Ведущий. Предлагает зрителям рассказать о приборе и его
деталях.

Заключение

Выходят
все участники представления и парами читают стихи:

Физика
важна!
Химия
нужна!
Биология
необходима!
География
незаменима!
Без
них не сделать нам ни шагу!
Как
из березы получить бумагу?
Как
мобильный телефон превратить в магнитофон?
Как
получить незатухающий костер?
Как
сделать умный полотер?
Как
увидеть микромир?
Как
создать нам новый мир?
Как
заглянуть в другие времена?
Как
в невесомости взрастить нам семена?
Ответ
один: наука тут нужна!
Учись
и станешь умным ты,
Достигнешь
с ней карьерной высоты! (Последние 3 строчки читают все вместе)

Судьи
подсчитывают баллы и награждают победителей.

Литература

Журнал
«Физика в школе» №4 2008.




Следующий: