Интегрированный урок география + литература: Берегите, люди, эту красоту

Дидактическая цель: создание условий для
осмысления новой учебной информации, для
применения знаний и умений в знакомой и новой
учебных ситуациях.

Цели по содержанию:

раскрыть взаимосвязи
природных компонентов;

развивающая

– продолжить обучение умениям
работать с различными источниками информации,
публично выступать, раскрывать
причинно-следственные связи, внимательно
слушать, работать с различными источниками;

воспитательная

– формировать опыт
сотрудничества учителя и учащихся в процессе
подготовки материала, активной познавательной
деятельности; чувство любви и радости за родной
край.

Цель урока:

почувствовать с помощью
трепетного слова поэта удивительную красоту
родной природы и в то же время ее хрупкость,
ранимость.

Эпиграф:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездумный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Тютчев

Природа и сама
Стремится к совершенству.
Не мучайте ее,
А помогите ей!
Василий Федоров

Проблемный вопрос:

почему, особенно в
последние годы, возникла острая необходимость
защиты природы?

1. Слова учителя.

Ребята, сегодня мы совершим путешествие по
календарю, на уроке прозвучат стихи о природе,
ваши пейзажные зарисовки.

Тема урока:

Цель урока:

Эпиграф:

Проблемный вопрос.

Стихи о природе писали поэты русские и
советские, жили они в разное время, но что,
по-вашему, всех их объединяет? (Любовь к Родине,
родной природе, способность видеть, замечать то,
что скрыто от взгляда ленивого и равнодушного).

И еще одним даром обладают поэты и писатели:
даром “рисовать словами”, так же, как художники
рисуют карандашом и кистью.

Выступления учащихся.

2.

Слова учителя.

И вот уже позади зима с ее снежными бурями,
ядреным морозом. Обратимся к поэтам, которые
воспели в стихах это прекрасное время года.

Сочинения учащихся, зачитанные с
комментариями.

Стихи о зиме.

А вот как передали красоту зимы
художники. Но ведь и у вас есть свое личное
восприятие этого времени года. О чем же говорит
ваша фантазия?

Сочинения учащихся.

3.

Слова учителя. Но вот снег потемнел,
побежали ручейки, наступила весна.

Какие стихи о весне вы знаете? Обратимся к вашей
пейзажной зарисовке.

Сочинения учащихся.


4.

Слова учителя. Пройдем по страницам
календаря дальше. Лето для вас – самая
прекрасная пора. Какие стихи вам больше всего
запомнились?

Ученики читают стихи.

Но самым прекрасным для всех нас, наверное,
является любимый уголок – лес.

Прочитайте стихи о нем.

Стихи о лесе.

Почему лес так часто становился героем
произведений искусства? (Русский лес – красота,
богатство и гордость нашей страны. С ним связана
судьба русского народа: из леса строились
крестьянские избы, лес давал тепло, зверя, ягоды и
грибы. Лес прятал и оберегал партизан во время
Великой Отечественной войны, чистоту воздуха и
рек, защиту полей от ветра и, конечно, радость,
отдых, красоту).



Ну, как тут не вспомнить о нашей русской
березке!

Слово ученицы о березке.

Прекрасно! Но мы уже почувствовали тревогу за
красоту природы.

5. Слова учителя. Но вот лето сменилось
осенью: и тоскливой, дождливой, и прекрасной
золотой.

Прочитайте стихи, которые пишут поэты с
восхищением и гордостью. Вы тоже поработали и,
как маленькие художники слова, по-своему
заставили нас восхититься этой золотой порой.

Сочинения учащихся.

6.

Слова учителя. Но не только поэты,
художники, но и композиторы воспевают эту
красоту. Прослушаем музыку Чайковского “Времена
года”. Вслушайтесь и скажите, что вам удалось
почувствовать, вообразить, какая картинка вам
представилась?

7.

Слова учителя. Итак, мы прослушали стихи
поэтов, ваши пейзажные зарисовки, что позволило
нам увидеть прекрасное в природе. А всегда ли
является бережное отношение к родной природе?
Мы
привыкли потреблять, пользоваться плодами
природы, запасы которых казались бесконечны.

Можете привести примеры такого
потребительского отношения к природе? Есть ли у
вас примеры, когда мы своими руками наносим вред
лесу? Мы все обязаны бороться с разрушением
природы, делать все возможное для ее защиты.

8.

Слова учителя. Чему же учат вас стихи о
природе?
Обратитесь к эпиграфам к уроку –
разъясните их смысл. А теперь обратимся к
проблемному вопросу. (Гибель природы ведет к
гибели самого человека; человек, который губит
природу, губит прежде всего себя.

“Так кто же нам земля – земля-кормилица,
земля-Родина? Или территория? Кто мы на этой земле
– хозяева или временные пришельцы: пришли,
побыли, ушли; ни прошлое нам не нужно, и будущего у
нас нет? Взяли все, что могли, а там хоть потоп?” -
так сказал В. Распутин в повести “Прощанье с
Матерой”).

А как вы, ребята, ответите на этот вопрос?

Итак, стихи учат нас понимать язык природы,
открывают красоту родного края, призывают
охранять все живое. Поэзия – великое чудо. Но
открывается оно, как и чудо, не сразу и далеко не
всякому, а только человеку умному и доброму,
чуткому и внимательному. Постараемся же стать
такими.

9. Слова учителя. Итоги урока.

“Полна чудес могучая природа!”
Природа и сама
Стремится к совершенству
Не мучайте ее,
А помогите ей!
Василий Федоров




Следующий: