Интегрированный урок география + биология по теме Взаимосвязь компонентов в природных зонах Северной Америки. 7-й класс


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (18,54 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  1. Формирование и углубление знаний учащихся по
    выявлению взаимосвязей компонентов природы в
    природных зонах Северной Америки для
    установления причинно-следственных связей с
    позиции географов и биологов
  2. Расширение и конкретизация экологических
    знаний учащихся и формирование у них
    убежденности в необходимости охраны природы
  3. Развитие познавательного интереса, стремления
    к самостоятельному поиску знаний,
    стимулирование творческой мыслительной
    деятельности учащихся

Задачи урока:

  1. Установить зависимость между климатом,
    растениями, животными и почвами в каждой
    природной зоне
  2. Выявить приспособляемость организмов к
    условиям окружающей среды
  3. Организация творческой работы в группах
  4. Рассмотреть проблемы охраны и преобразование
    окружающей среды

Оборудование:

Карты Северной Америки:
физическая, климатическая, природных зон, атласы,
планы работы (инструкции) специалистам в группах,
гербарии, картины растительный и животный мир
Северной Америки, почвы

Класс разбит на 5 групп по природным зонам:

  1. Арктические пустыни.
  2. Тундра.
  3. Тайга.
  4. Смешанные и широколиственные леса.
  5. Степи (прерии).

В каждой группе “Специалисты”

  1. Географ-картограф (характеристика ФГП зоны,
    определения).
  2. Климатолог (характеристика климата).
  3. Ботаник (растения и их приспособления).
  4. Зоолог (животные и их приспособления).
  5. Почвовед (характеристика почв).
  6. Эколог (вывод о изменении природной зоны
    человеком).


Ход урока

Учитель географии

: “Ребята, сегодня мы
проводим не совсем обычный урок по природе
Северной Америки

Учитель биологии:

Территория, заселенная
определенными растениями и животными называется
“сообществом”. “Все элементы мироздания
гармонично связаны между собой” – говорил еще
древнегреческий ученый Цицерон

Учитель географии

: Как вы считаете, какие
науки наиболее тесно связаны между собой? –
(география, биология, химия, физика, история). Да
география и биология – это две довольно близкие
науки. Мы хотим предложить вам создать главу
совершенно нового учебника для совместного
изучения географии и биологии и назвать ее
“Взаимосвязь растений, животных и природных
условий в природных зонах на примере Северной
Америки.”

Тема урока: “Взаимосвязь компонентов в
природных зонах Северной Америки.” (слайд 3)

Учитель биологии: Взаимосвязь растений и
животных, которая складывалась на протяжении
всей истории развития органического мира,
называется биологическими факторами
(факторы живой природы)

– Природные условия, которые позволили
сложиться такой взаимосвязи, называются абиотическими
факторами
(факторы неживой природы)

– Взаимодействие человека с природой, с
окружающей средой называют антропогенными
факторами
. Эти понятия вы можете сегодня
использовать в своих выступлениях.

Учитель географии



: Итак! Сегодня вы работаете
в группах, В каждой группе есть специалисты, вы
должны быть готовы к выявлению взаимосвязей
между компонентами. По ходу выступлений вы
формируете страницу или логическую схему
природной зоны нового учебника.

На столе инструкции (планы характеристик
объектов), а так же лист ватмана, маркеры для
оформления страницы, таблицы, карты атласов.

Выступления учащихся группы “Арктические
пустыни” (слайды 4-6)

Вопросы учащимся

  • Почему в зоне Арктических пустынь скудная
    растительность?
  • Почему здесь довольно богатый животный мир?
  • Почему животные Арктических пустынь достигают
    крупных размеров? Белый медведь, моржи, киты,
    тюлени?
  • Какие приспособления имеются у животных
    Арктических пустынь, которые помогают им
    выдерживать сильные морозы?
  • Почему их шкура и птичьи перья не намокают в
    воде?
  • Выступление учащегося с сообщением
    “Удивительное рядом” – белый медведь (слайд 7)

    Выступления учащихся группы “Тундра” (слайды
    8-11)

    Вопросы учащимся

  • Как растения тундры приспособились к
    прохладному короткому лету?
  • Почему у них маленькие листья?
  • Мы карликовые березы, мы хитро придумали позы
    Мы крепко сидим как занозы
    Но все это только притворство
    Прижатость есть вид непокорства”
    О каком непокорстве говорится в стихотворении?
    Почему в тундре не растут деревья?
  • Почему при малом количестве осадков тундра
    заболочена?
  • Почему тундра является раздольем для диких
    гусей, уток, журавлей, на лето они прилетают сюда?
  • Выступление учащегося с сообщением
    “Удивительное рядом” – олень-карибу (слайд 12)

    Выступления учащихся группы “Тайга” (слайды
    13-16)

    Вопросы учащимся

    1. Почему у хвойных деревьев вместо листьев
      иголки?
    2. Почему почвы тайги подзолистые?
    3. Почему в подзолистых почвах тайги мало
      перегноя?
    4. Какие последствия происходят после вырубки
      леса?

    Выступление учащегося с сообщением
    “Удивительное рядом” – секвойя (слайд 17)

    Выступления учащихся группы “Зона смешанных и
    широколиственных лесов” (слайд 18-21)

    Вопросы учащимся

    1. С какими особенностями климата связано то, что у
      широколиственных лесов большие листовые
      пластинки?
    2. Почему лиственные леса сбрасывают листву на
      зиму?
    3. Почему серые и бурые лесные почвы более
      плодородны?
    4. Почему большие площади лесов вырублены и заняты
      с/х посевами?

    Выступление учащегося с сообщением
    “Удивительное рядом” – росомаха (слайд 22)

    Выступления учащихся группы “ Степи” (слайд
    23-26)

    Вопросы учащимся

    1. Почему эта зона простирается меридиально в
      центре материка?
    2. Почему в степях не растут деревья?
    3. Почему несмотря на малый растительный опад
      почва степей плодородная?
    4. Почему животные степей живут стадами, а лесные в
      одиночку?

    Выступление учащегося с сообщением
    “Удивительное рядом” – бизон (слайд 27)



    По ходу выступлений оформляется страница
    нового учебника



    II часть урока “Изменение природы под влиянием
    хозяйственной деятельности человека”

    Учитель географии: Под воздействием
    хозяйственной деятельности: вырубка лесов,
    распашка почв, рост городов – природные
    комплексы Северной Америки сильно изменены. Нет
    ни одной природной зоны, которая бы не была
    изменена человеком. Дороги и города строятся на
    века, добыча полезных ископаемых ведется
    десятками лет. Леса вырубают для производства
    бумаги и строительных материалов. Распаханные
    почвы смываются ливнями и талыми водами, растут
    овраги. Лишенные мест обитания животные
    исчезают.

    Учитель биологии

    : В странах Северной Америки
    приняты законы направленные на охрану и
    восстановление природы. Ведется работа по
    восстановлению разрушенных комплексов: сажают
    леса, очищают от загрязнения озера и реки.
    Созданы заповедники и национальные парки. В эти
    чудесные уголки природы устремляются ежегодно
    миллионы горожан. Общее число охраняемых
    территорий 356. В Северной Америке создано
    несколько национальных парков. Самый первый –
    Йеллоустонский, основан в 1872 году.

    Сообщения учащихся:

  • Йеллоустонский национальный парк (слайд 29)
  • Национальный парк Вуд-Баффало (слайд 30)
  • Вывод:

    А сейчас мы подводим итоги и проверяем
    вашу страницу.

    Страница готова. Взаимодействие компонентов
    природы отражено.

    Зная законы природы легче сберечь ее. Всем
    принявшим участие в создании страниц главы
    нового учебника ставим высокую оценку.

    Список использованной литературы

    :

    1. Н.А. Никитина “Поурочные разработки по
      географии” 7 кл. М. “Вако” 2006.
    2. Т.Н. Воробцова “География 7 кл. Поурочные планы”
      Волгоград 2002.
    3. “Интегрированные уроки в школе” 6-10 кл.
      сост.Болотникова Н.В. Волгоград. Учитель 2007.
    4. Г.Н. Элькин “География материков и океанов 7
      кл.” Санкт-Петербург. Паритет 2001.
    5. Н.П. Смирнова, А.А. Шибанова “По материкам и
      странам” Просвещение 1981.
    6. Заповедными тропами зарубежных стран.
      Издательство “Мысль” 1976.



    Следующий: