Интегрированный урок география + биология по теме Климат и жизнь

Цель:

Показать актуальность (жизненную важность)
проблемы влияния климата на здоровье и
жизнедеятельность человека.

Задачи:

  • Образовательные:
    Продолжить формирование знаний об основных
    типах климата России, их особенностях,
    закономерностях размещения по территории страны.
    Продолжить формирование знаний об основах
    гигиены и мероприятий по охране здоровья
    населения.
  • Развивающие:
    Развивать и закреплять навыки работы с книгой
    и картографическим материалом.
    Продолжить формирование умений анализировать
    картографические, статистические, справочные
    данные и делать выводы по изучаемому материалу.
    Учить формулировать основную мысль и выделять
    главное в рабочем материале.
    Развитие культуры письменной речи учащихся,
    расширение словарного запаса.
    Продолжить работу по формированию словарного
    запаса и расширению кругозора учащихся.
  • Воспитательные:
    Продолжить формирование научного
    мировоззрения.
    Показать связь изучаемого материала с реальной
    жизнью.
    Познакомить учащихся с элементами эстетики в
    учебном труде.
    Формировать патриотизм и любовь к своей малой
    Родине.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: интегрированный урок
(изучение нового материала).

Основные методы, применяемые на уроке
(по классификации Голанта Е.Я., Перовского Е.В.,
Лордкипанидзе Д.О.):

  • словесные (рассказ и объяснение учителя, беседа,
    работа с книгой, учебным текстом);
  • практические (заполнение таблицы);
  • наглядные (работа с наглядностью);
  • методы устного контроля (фронтальная беседа и
    беседа по новому материалу).

Основные формы деятельности учащихся на
уроке:

– работа в парах;
– фронтальная.

Оборудование урока:

  • карта “Климат”, стр. 14–15;
  • терминологическая карта;
  • дидактические карточки по теме;
  • таблица № 1. Неблагоприятные климатические
    явления;
  • таблица № 2. Влияние климатических факторов на
    здоровье и жизнедеятельность человека;
  • презентации к уроку.

Ход урока

I. Организационный момент

  • Приветствие;
  • определение отсутствующих;
  • проверка готовности учащихся к уроку;
  • объявление темы, цели и задач урока.

II. Изучение нового материала

Актуализация знаний:

1) Работа с терминологической картой (Приложение 1, презентация
“Климат и жизнь”
).

Повторение понятий:

  • климат;
  • погода;
  • амплитуда;
  • воздушные массы;
  • давление;
  • влажность воздуха;
  • радиационный баланс;
  • солнечная радиация;
  • коэффициент увлажнения;
  • понятие оптимума (нормы).

2) В процессе повторения терминов
заполняются пропуски в предложениях:

  1. Состояние тропосферы в данном месте в данный
    момент времени называется ….
  2. Из географических факторов влияющих на …
    отдельного региона, наиболее существенны широта
    и высота местности над уровнем моря.
  3. Они (…) разделяются атмосферными фронтами.
  4. Содержание водяного пара в воздухе называется
    …, измеряется в %.

3) Проверка (презентация “Проверь себя”).

Изучение нового материала:

I. Определение наиболее благоприятных
территорий для проживания человека на
территории России.

Мотивация учащихся на изучение нового
материала постановкой проблемных вопросов:

  1. Влияет ли климат на здоровье и
    жизнедеятельность человека? Как?
  2. Используя знания об основных характеристиках
    климатов, определите по карте России, и назовите
    те места, где было бы наиболее рационально
    организовать здравницы и санатории.
  3. Какие методы, из известных вам, можно применить
    для того, чтобы смягчить влияние
    неблагоприятного климата на здоровье человека?

Для решения поставленных задач нам необходимо
проработать несколько теоретических вопросов.

1) Определение основных характеристик
климата
(Приложение 2, презентация
“Основные характеристики климата”
).

  1. Давайте вспомним, какие показатели являются
    основными для характеристики любого типа
    климата, и запишем их. (Учащиеся в парах
    обсуждают характеристики климата, отвечают на
    поставленный вопрос, проверка осуществляется с
    использованием справочного материала “Основные
    характеристики климата” /Приложение 2,
    презентация “Основные характеристики
    климата”/, помещенного на доске)
  2. После этой работы учитель дает задание на
    закрепление составить характеристику
    умеренного типа климата.

Ответ: АД = 713-760 мм рт. ст.; ВМ – умеренные; К
– больше 1; радиационный баланс – средний;
влажность высокая (более 75 %).

2) Определение влияния климата на здоровье
человека
(работа с Приложениями 3 и 4,
презентациями “Влияние климата” и
“Неблагоприятные климатические явления”).

А. Необходимо определить, как климат влияет на
человека. Какие факторы можно отнести к
благоприятным, а какие к неблагоприятным. Далее
следует работа учащихся в парах со схемой
“Влияние климата”:


ВЛИЯНИЕ КЛИМАТА

БЛАГОПРИЯТНОЕ …

НЕБЛАГОПРИЯТНОЕ

КЛИМАТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ: …
АТМОСФЕРНЫЕ ЯВЛЕНИЯ:

(Каждой группе даются одинаковые карточки с
перечисленными факторами и явлениями – Приложение 3, презентация
“Влияние климата”
. Задача как можно быстрее и
правильнее заполнить схему. Проверка.
Обсуждение. Учащиеся приходят к единому мнению
по поставленному вопросу.)



Б. Какие климатические явления, по вашему
мнению, можно отнести к категории
неблагоприятных? (Работа в парах. Ответы.
Обсуждение полученных результатов.)

В. Ознакомьтесь с материалами таблицы 1
“Неблагоприятные климатические явления” (Приложение 4, презентация
“Неблагоприятные климатические явления”
).
Сравните свои результаты (п. Б) с научными
данными. При сравнении вы обнаружили различия и
сходства. В чем они заключаются? Результаты
зафиксируйте в тетради. Постарайтесь запомнить,
какие атмосферные явления являются
неблагоприятными для здоровья и
жизнедеятельности человека, это вам пригодится
дальше.

3) “Портрет” самого благоприятного типа
климата для жизни и деятельности человека

Зная характеристики основных типов климата,
имеющихся на территории нашей страны, давайте
попробуем “нарисовать портрет” наиболее
благоприятного типа климата. Какими
характеристиками он должен обладать? Найдите по
карте, в какой части России (определите по карте)
находятся территории с такими характеристиками
климата? (Презентация “Карта России”.)

Ответ: АД = 760 мм рт. ст.; ВМ – тропические; К =
1; радиационный баланс – высокий; влажность
средняя (35–75 %), амплитуда температур в течение
года не большая. Данные характеристики климата
присущи климату черноморского побережья Кавказа
и Приморья (Дальний Восток).

Вывод. Сопоставив полученные данные, мы
поняли, что примерно 85 % территории России
располагается в неблагоприятных для жизни и
деятельности человека типах климата;

II. Определение мер по сохранению здоровья
населения России

Среди неблагоприятных для человека качеств
климата можно назвать длительные и суровые зимы,
затяжные дожди, резкие перепады атмосферного
давления. Они действуют на самочувствие
человека, его работоспособность, вызывают
простудные заболевания.

А) Какие методы, из известных вам, можно
применить для того, чтобы смягчить влияние
неблагоприятного климата на здоровье человека?
Для того чтобы вам было легче ответить на вопрос,
воспользуйтесь материалом таблицы № 2 “Влияние
климатических факторов на здоровье и
жизнедеятельность человека”. (Приложение
5, презентация “Влияние климатических
факторов на здоровье и жизнедеятельность
человека”
).

(Учащиеся в парах обсуждают вопрос, ответы
записывают, проверка осуществляется с
использованием справочного материала таблицы
“Влияние климатических факторов на здоровье и
жизнедеятельность человека”.)

Ответы:

– организовать для жителей РФ, проживающих в
районах с неблагоприятным типом климата в местах
их проживания профилактории, санатории;

– витаминизация населения;

– профилактические медицинские осмотры для
раннего выявления отклонений в состоянии
здоровья;

– добиваться того, чтобы большая часть
работающего населения получала отпуска в летнее
время года;

– организовывать качественные отпуска с
профилактическим оздоровлением гражданам в
зимнее время года;

– давать путевки работающим гражданам в теплые
регионы в санатории, лечебницы, здравницы;

– организовать полноценное питание, поставляя
в магазины и другие торговые точки, качественные
натуральные продукты питания;

– решать экономические вопросы в пользу
населения этих регионов, с учетом научных
медицинских норм и правил, с учетом потребностей
граждан;

– проводить просветительскую работу среди
населения;

– организовать занятия физкультурой и спортом;

и т.д.

Б) Обозначьте на карте России места, где вы
поместили бы здравницы, курорты, санатории.

(Учащиеся работают с картой, обозначают
места, затем все обсуждается, устраняются
разногласия, результат записывается в тетрадь).

Результат: Местом, где можно поместить
здравницы, курорты, санатории будет черноморское
побережье Кавказа и Приморья. (Дальний Восток.)

Вывод по уроку. Территории с
оптимальным климатом для здоровья и
жизнедеятельности составляют не более 25 %
территории, а с благоприятным климатом – не
более 4% территории страны. Территории же с
неблагоприятным климатом занимают порядка 75-85 %
территории России. Таким образом, практически
все население России проживает на территориях с
неблагоприятным климатом.

III. Закрепление:

  1. Дайте характеристику арктического типа климата.
  2. Выполнение теста (Приложение 6,
    презентация “Тест”).

IV. Домашнее задание: § 18, стр. 101 (Приложения
1–5
, вклеить в рабочую тетрадь).

Используемая литература:

  1. География: природа России: учеб. для 8 кл.
    общеобразоват. учреждений /Э.М. Раковская. – 10-е
    изд. – М.: Просвещение, 2007.
  2. География России. Природа. 8 кл.: Учеб. для.
    Общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2007.
  3. География России. Природа. 8 кл.: Атлас. – 7-е изд.,
    стереотип. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2003.
  4. Биология. Человек: Учеб. для 8 кл. общеобразоват.
    учреждений /Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – 5-е
    изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.
  5. Биология. Человек: Учеб. для 9 кл. общеобразоват.
    учеб. заведений /А.С. Батуев, И.Д. Кузьмина, А.Д.
    Ноздрачев и др.; Под ред. А.С. Батуева. – 8-е изд.,
    стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
  6. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Версия
    2006 года. www.KM.ru
  7. Большой Биологический Энциклопедический
    Словарь. Версия 2003 года.
  8. Естествознание. Версия 2004 года.



Следующий: