Интегрированный урок географии + история в 9-м классе по теме: Предпринимательская деятельность

Цели урока:

  • Ввести понятие предпринимательской деятельности;
  • выработать у школьников навыки экономически обоснованной деятельности в процессе выполнения практической работы;
  • Использовать ранее полученный материал для решения познавательных задач;
  • Синтезировать знания, полученные на уроках географии и обществознания;
  • Развивать познавательный интерес, творчество учащихся, умение адаптироваться в изменяющихся обстоятельствах.

Оборудование: компьютеры, таблица, эпиграф на доске.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учеников
Вызов
Учитель обществознани: Ребята,продолжая изучать экомическую сферу, наш урок сегодня мы в очередной раз проводим вместе с Еленой Леонидовной. Интересно, кем же мы будем сегодня?
Учитель географии: А вы попробуйте определить сами, исходя из эпиграфа «Если денежки в работе, то владелец их – в почете»
Учитель обществознания: Итак, ребята, о чем же пойдет речь на нашем уроке? – О предпринимательской деятельности (о бизнесе)
Почему эта тема сегодня особенно актуальна? Во всем мире, в том числе и в России, экономический кризис
Вспомните что это такое? – резкий спад производства
Чем сопровождается экономический кризис? – закрываются предприятия
– безработица

– снижается уровень жизни населения
Как вы думаете, в чем особенность современного кризиса?

– он очень глубокий
– затронул все страны
– никто не знает, когда он закончится

Учитель географии: По разным подсчетам, к концу этого года в нашей стране будет от 2 до 7 млн. безработных. В нашем городе есть 2 градообразующих предприятия, но к сожалению большинство рабочих или отправлены в неоплачиваемые длительные отпуска,или работают неполный рабочий день.
Кроме того, из 5 тыс. работающих за пределами района более тысячи вернулись обратно. А ведь кризис только начался.
Учитель обществознания: Коснулась ли проблема безработицы ваших семей? Если да, то поднимите руки.
– Что же делать, если человек остался без работы?
Учитель географии: В общем-то, по разному приспосабливаются к сложившимся обстоятельствам.
– Но как известно – спасение утопающих – дело рук самих утопающих, поэтому одной из форм решения проблемы безработицы считают организацию собственного бизнеса, т.е. занятие предпринимательской деятельностью.
Учитель обществознания: Да, но даже в странах с высоким уровнем экономического развития предпринимательством заняты не более 10% населения . Как вы думаете, ребята, почему?

–Не всем это интересно
– это рискованное занятие
– не обеспечены условия для честного предпринимательства,чтобы стать у нас предпринимателем, приходится ловчить, выкручиваться, обманывать
– не всем присущи такие качества как решительность, инициатива, самостоятельность

Учитель географии: А давайте попробуем организовать свой бизнес в городе, для чего построим модель одного частного предприятия.
С чего мы с вами должны начать?
С изучения законов – Конституции РФ, Гражданского кодекса и налогового законодательства
Учитель обществознания: Какой из видов предприятий нам выгоднее организовать, если учесть, что кредиты сегодня дают лишь под большие проценты, и мы можем надеяться лишь на средства своей семьи? Индивидуальное частное предприятие
Учитель географии: При организации любого предприятия важно знать факторы производства.
Учитель обществознания:
Мы это тоже знаем и назовем их вам сейчас.

– земля, т.е. плодородная почва, полезные ископаемые, воды, леса
– капитал
– труд, т.е. численность и квалификация трудовых ресурсов
– предпринимательские способности

Учитель географии: Молодцы, а какие из этих факторов есть в нашем городе?

– хорошие агроклиматические условия
– хорошая транспортная связь
– обеспеченность квалифицированными трудовыми ресурсами

Учитель обществознания: Не забудем забывать основной закон рыночной экономики. Как он называется? Закон спроса и предложения
– На какого потребителя лучше всего ориентировать семейный бизнес в нашем городе, если учесть, что в Марксе три средних специальных учебных заведений и одно высшее? – на учащуюся молодежь
Учитель географии: Исходя из факторов производства и категории потребителей, какие товары нам выгоднее всего организовать? Ответы учащихся
Учитель обществознания: Изучения спроса учащейся молодежи показали, что чаще всего, а точнее практически каждый день, ребята и девушки покупают пирожки, поэтому предлагаю организовать именно их производство.
Кстати мы помним,какова цель нашего бизнеса ? – Получить прибыль
Учитель географии: Что такое прибыль? – это конечный финансовый результат хозяйственной деятельности, выражающийся в сумме, на которую полученная выручка превышает затраты на производство и реализацию товара
Исходя из известной вам формулы
П= В-З,
подсчитаем наши затраты.
(Возьмем лишь некоторые параметры)
Учитель обществознания: Если учесть, что у нас индивидуальное предприятие, которое мы организуем в собственной квартире, то не будем платить за аренду помещения, заработную плату рабочим.
Основные затраты будут связаны с закупкой сырья и рекламой.
Учитель географии: Чтобы определить затраты на сырье, начнем с того, что определим рецептуру дрожжевого теста. Мука, дрожжи, молоко, сахар, соль, яйца, масло
Воспользовавшись программой Exсel давайте подсчитаем на компьютере затраты на тесто. Учащиеся выполняют расчеты Приложение 2
– Согласно технологии,одного кг теста хватает на изготовление 16 пирожков, следовательно, во сколько обойдутся нам затраты на тесто для одного пирожка?
Расчеты начинки по аналогии вы сделаете дома сами, учитывая то, что начинки требуется 25 г.
Сложив стоимость теста и начинки, получим наши затраты.
Учитель обществознания: Но мало произвести, нужно еще и продать, тем более, что у нас много конкурентов.
– Известно, что двигателем торговли является реклама. За границей привычно видеть, как продавец товара носит на спине рекламный щит.
Записывают в тетрадь
Давайте и мы с вами попробуем создать подобную рекламу наших пирожков, пользуясь заготовками в компьютере. Работа учащихся по созданию рекламы.
Демонстрация рекламы.
Учитель географии: Ну и у кого из нас дела пойдут лучше всех?
А теперь запишите домашнее задание.
Домашнее задание
  1. Подсчитать затраты на производство пирожка.
  2. Составить синквейн со словом «Предприниматель».

Презентация.

Следующий: