Интегрированный урок географии и химии Нефть и нефтепродукты

Презентация

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Мотивационный этап Приветствие учащихся, определение их
готовности к уроку.
Приветствуют учителя, проверяют свои
рабочие места.
1. Организационный момент Зачитывает эпиграф к уроку – слова
М.В.Ломоносова. Слайд №1
Слушают учителя.
2.Мотивация Зачитывает загадку о чёрном золоте.
Слайд №2

Определите, о каком веществе идёт речь?

(о нефти)

Какова тема сегодняшнего урока? Слайд №3

Отвечают на вопросы, формулируют тему
урока, записывают тему урока в тетрадь по
географии.
3. Целеполагание Создаёт условия для формулировки цели
урока и осознания её учащимися. Какие цели мы
поставим перед собой?

Фронтальное заслушивание
ответов. Демонстрация слайда №4.

Знакомит учащихся с формами работы и видами их
оценивания на уроке.

Формулируют цель урока.
Операционный этап Знакомит учащихся с рубрикой: “А знаете
ли вы, что…”
Слушают учителя.
1. Формирование учебных действий Представление устного журнала: “Нефть
в современном мире”. Слайд №5

1) Историческая
справка

Когда нефть появилась в жизни людей? Кто
впервые завез её в Россию? Когда из неё стали
делать горючие вещества? Слайд №6

Один из учащихся делает сообщение.
2) Знакомит учащихся с рубрикой: “А
знаете ли вы, что…” Слайд №7
Слушают учителя.
3) Этапы развития ТЭК

Давайте вспомним,
какие этапы прошла в своём развитии за последние
два столетия мировая топливно-энергетическая
промышленность? Когда люди сделали нефть
неотъемлемой частью своей жизни? Слайд №8

Работа аналитической группы №1.

Взаимопроверка
в группах №1,4.

4) География нефти в современном мире.
Скажите, каковы основные регионы размещения и
добычи нефти в современном мире?

Слайд №9

Работа аналитической группы №2, в том
числе, и с настенной картой. Взаимопроверка в
группах №2,5 при помощи сигнальных карточек.
2. Проверка домашнего задания 5) Нефть размещена в мире крайне
неравномерно.

1) Какие страны, по уровню
экономического развития, лидируют в мировой
добыче нефти?

2) В каких полушариях: северном или южном,
западном или восточном, больше нефти?

Слайд №10

Аналитическая группа №2 работает с
таблицей: “Десять стран — мировых лидеров по
добыче нефти”, идёт взаимопроверка в группах №2,5
при помощи сигнальных карточек.
6) Ребята, а как вы думаете, есть ли смысл
странам, обладающим огромными запасами нефти,
объединиться друг с другом?

Демонстрация слайда
№11

Фронтально отвечают на вопрос. Учащиеся
аналитической группы №3 делают сообщение о
международной организации ОПЕК.
3. Проверка домашнего задания 7) Все страны обладают различными
запасами нефти, расположены в различных
природных условиях, имеют неодинаковое
экономическое развитие и, соответственно,
потребляют различное количество нефти. Слайд №12
Аналитическая группа №3 работает с
таблицей: “Сравнительное потребление нефти
некоторыми странами мира”, идёт взаимопроверка
в группах №3,6 при помощи сигнальных карточек.
8) Следующая страничка нашего устного
журнала посвящена физическим свойствам нефти.
Слайд №13
Ряд учащихся фронтально отвечают на
вопросы учителя, а учащиеся аналитической группы
№4 выполняют лабораторный опыт: “Физические
свойства нефти”.
9) Из-за своих физических свойств нефть
можно транспортировать или по трубопроводам, или
в нефтеналивных танкерах. Слайд №14
Учащиеся аналитической группы №5
работают с настенной картой мира, идёт
взаимопроверка в группах №5,2, при помощи
сигнальных карточек.
10) Нефть – экологически опасное
вещество.

Знакомит учащихся со страницей
устного журнала: “Черные пятна голубой
планеты”.



Слайд №15

Слушают рассказ учителя.
11) Знакомит учащихся с рубрикой: “А
знаете ли вы, что…”

Ежегодно происходят
экологические катастрофы, причиной которых
является использование людьми нефти в своей
жизни. Давайте вспомним, каковы последствия
таких экологических бедствий. Слайд №16

Учащиеся аналитической группы №6
делают сообщение о загрязнениях планеты нефтью.
12) Предлагает решить задачу. Слайд №17 Групповая работа и последующее
обсуждение результатов одной из групп учащихся.
Взаимопроверка в группах при помощи сигнальных
карточек.
13) Предлагает учащимся выполнить
графический диктант (см. Приложение
к уроку)
Самостоятельная работа с последующей
взаимопроверкой в парах.
Аналитический этап

1. Выполнение цели
и задач урока

14) Ребята, а как вы думаете, мы выполнили
поставленную цель урока? Слайд №18
Фронтально отвечают на вопрос.
2. Рефлексия 15) В завершении нашего урока поделитесь
своими впечатлениями, для этого допишите
предложения, посвященные уроку:

- Что мы делали
для достижения поставленных целей?

- Довольны ли мы результатом?

- Где нам пригодятся эти умения?

- Можно ли это было сделать иначе?

- Самым интересным для меня на уроке было____________

- Самым сложным для меня сегодня было__________

Слайд №19

Рефлексируют свои знания. Зачитывают
свои впечатления об уроке (3-4 человека).
3. Комментирование домашнего задания,
подведение итогов урока
16) В качестве домашнего задания вы
получите разноуровневые задания:

Уровень А:

Обозначьте на контурной карте: а) десять стран -
мировых лидеров по добыче нефти;

б) основные грузопотоки нефти в мире.

Уровень Б:

Обобщив сообщения СМИ, опишите экологические
бедствия, вызванные утечкой нефти, и способы
преодоления их последствий.

Уровень С:

Составьте кроссворд (10-13 слов) на тему: “Нефть.
Нефтепродукты”. Слайд №20

Записывают домашнее задание в дневник.
17) Капитаны групп комментируют
поставленные оценки за работу учащихся на уроке
(все получают оценки за графический диктант).

Учитель
географии подводит итог творческой работы
учащихся.

Материально-техническое обеспечение
урока:

  1. комплекс “Компьютер + проектор” для
    демонстрации озвученных видеофрагментов и
    авторской мультимедийной презентации к уроку;
  2. раздаточный материал (см. приложение к уроку);
  3. политическая карта мира.

Оформление:

Стенд “Нефть в нашей жизни” — выставка
творческих работ учащихся.

Информационные ресурсы учителя:

  1. Большая книга афоризмов
  2. Габриелян О.С. Химия.10класс: Учебник для
    общеобразовательных учебных заведений — М:
    Дрофа,2001
  3. Жижина Е. А., Никитина Н.А. Поурочные разработки
    по географии. К учебному комплекту В.П.
    Максаковского.10 класс. М: Вако,2006
  4. Максаковский В.П. География. Экономическая и
    социальная география мира. Учебник для 10 класса
    общеобразовательных учреждений — М: Дрофа,2006
  5. Хомченко И.Г. Решение задач по химии – М: Новая
    волна, 2004



Следующий: