Интегрированный урок географии и русского языка Кама, впадаешь ты в сердце мое


Цели:

  1. научить ребят видеть то, что находится за строкой, проникать в текст, выделять тему, идею;
  2. развивать орфографическую и грамматическую зоркость, коммуникативные способности учащихся;
  3. воспитывать любовь к слову, формировать у учащихся чувство гордости за свой край, восхищение его красотой, ответственности за приумножение его богатств и красоты.

Оборудование: «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова; «Этимологический словарь» В.Волина; газета «Без проблем» № 16 от 16.04.2008, статья «Мы за чистую Каму»; «География ТАССР» А.Тайсин; «География Чистопольского района» Г.3. Давлетшина, Р.В. Мотыгуллин, методическое пособие; картины местных художников А.Пашина, А..Зиновьева.

Музыкальное оформление: «Звуки природы».

Тип урока: интегрированный.

Ход урока



I. АПЗ

Учитель русского языка. Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Сегодня у нас необычный урок – интегрированный. (Слайд № 1)

Я хочу поинтересоваться, как вы понимаете значение этого слова – интегрировать? Обратимся к нашим консультантам.

Консультант 1. Интегрировать – 1. Объединить в одно целое. «Толковый словарь».

Учитель русского языка. Вот и мы попытаемся вместе с Юлией Николаевной объединить географию и русский язык в один урок и подчинить общей теме. Итак, тема нашего урока «Кама, впадаешь ты в сердце мое…». У вас на партах лежат тексты, с которыми мы будем работать, задания к тексту, справочный материал, а также атласы и план работы по карте. Надеюсь на вашу активную работу и сотрудничество. А сейчас давайте окунемся в подводное царство… (Звучит музыка.)

II. Формирование новых понятий и способов действия.

Сценка



Капелька. Дедушка Буль-буль, расскажи мне что-нибудь про нашу речку.

Буль-буль. А что ты хочешь услышать, Капелька?

Капелька. Что-нибудь интересное, старинное, про то, как раньше в речке жилось.

Буль-буль. Ну, слушай. Давно это было. Тогда эти громадины баржи да пароходы по речке не плавали. Люди нас не тревожили, не мучили. Водица в речке нашей чиста была, не чета нынешней. В камских илистых берегах водилось замечательное насекомое -метлица. Рыба – то этой метлицей кормилась, и уважали ее все: и лещ, и сорога, и голавль. А уж стерлядь наша камская хорошела, как царица. А сейчас… эх…

Учитель русского языка. Вы, наверное, догадались, о какой реке идет речь.

(Ответ учащихся.)

– А кто знает, почему Кама так называется? Интересно узнать?

– В каком словаре мы можем это узнать? (В этимологическом.)

Консультант 2. Этимология (греч.) – 1. Раздел языкознания, изучающий происхождение слов. 2. Происхождение того или иного слова или выражения. Установить этимологию слова. (Слайд № 2)

Учитель русского языка. Попрошу консультанта помочь нам в этом.

Консультант 3. Ученые лингвисты предполагают, что слово Кама угрофинского происхождения. В языке удмуртов, являющихся потомками этих древних племен, до сих пор река называется Буджимками – длинная река. Считают так же, что тюркские племена, появившиеся на берегу Камы позднее, из сочетаний слов кам и кума – создали свое Чулман, которое первоначально означало просто река. (Слайд № 2, часть 2)

Учитель географии. Интересно было узнать о происхождении названия реки? А теперь, ребята, давайте вместе найдем на карте нашу Каму и, пользуясь планом характеристики реки, сделаем ее описание. (Работа с атласом и планом «Характеристика реки».)

План:

  1. В какой части материка течет река?
  2. Где берет начало? Куда впадает?
  3. Объясните зависимость характера течения от рельефа.
  4. Определите источники питания реки?
  5. Каков режим реки?
  6. Биологические ресурсы.
  7. Экологические проблемы.

Корреспондентам класса было дано задание побывать на рыбозаводе, в экологическом центре города и в санэпидемстанции. Вот что они узнали о нашей реке. Давайте дадим им слово.

  1. Вести из экологического центра. (Слайд № 3)
  2. В гостях на рыбозаводе. (Слайд № 4)
  3. Посещение санэпидемстанции. (Слайд № 5)

Спасибо за предоставленную информацию.

III. Формирование умений и навыков.

Учитель русского языка. По материалам работы корреспондентов, учащиеся нашей школы написали статью, которая была опубликована в местной газете «Без проблем» № 16 от 16.04.2008. Статья называется «Мы за чистую Каму». У вас на партах лежит текст статьи. Я прочитаю его, а вы внимательно следите за мной. Потом вам предстоит выполнить предложенные задания.

Работа учащихся по тексту. (Текст и задания в Приложении.)

IV. Домашнее задание.

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте позицию автора. Согласны или не согласны вы с точкой зрения автора? Объясните, почему.

V. Итоги урока.

Ребята, понравился вам интегрированный урок?

Мнения учащихся.

Выставление и комментирование оценок.

Слово учителя. Сегодня на уроке мы говорили о нашей реке, о ее экологическом состоянии. Вспомнили прошлое, поговорили о настоящем, и от нас с вами зависит какое будущее у Камы. Я считаю, что нам повезло. У нас чудесные места: богатые леса, бескрайние поля и луга и, конечно же, наша Кама, которая привлекала и привлекает творческих людей. Перед вами «картинная галерея». Прекрасные пейзажи, изображенные на них, принадлежат нашим местным художникам А.Пашину и А.Зиновьеву. И поэты признавались нашей красавице в любви. Название темы нашего урока – это строчка, взятая из стихотворения «Родная река» поэта, нашего земляка Михаила Скороходова, который родился и жил в нашем городе. Даже в одной строчке чувствуется бесконечная любовь к своему родному краю, своей малой родине. А завершить урок я хочу стихотворением «Река Кама». Прочитает его Пищальникова Анастасия. Автором этого произведения является мама Насти – Пищальникова Надежда Михайловна.

Река Кама

Много рек протекает в России,
Но особенно мне дорога
Та, что воды приносит бурливо
В Волжско-Камском бассейне река.
Наша Кама-река не простая,
Три притока в ней есть, три сестры:
Вятка, Белая и Чусовая
Воды в Волгу сливают свои.
И достоинств имеет не мало,
Судоходна она, широка.
В летний день по реке, проплывая,
Созерцаем ее берега.
Вот склонились плакучие ивы,
А за ними деревья видны,
Величавые и вековые
Сосны стройные, ели густы.
Рыбы всякой полно в нашей Каме:
Щука, жерех, налим и карась,
И сомы попадают с у сами,
Может стерлядь нередко попасть.
Я люблю тебя, дивная Кама,
Выражаю восторг свой и лесть.
Ты прекрасна, река, величава.
И спасибо за то, что ты есть.

Спасибо за работу на уроке.



Домашнее задание. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте позицию автора. Согласны или не согласны вы с точкой зрения автора. Объясните, почему. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Презентацию вы можете получить у автора статьи.




Следующий: