Интегрированный урок географии и истории России по теме Европейский Север: история освоения


Цель: изучить особенности
хозяйственного освоения территории
Европейского Севера

Задачи:

  • определить влияние географического положения,
    природных условий и ресурсов района на процесс
    хозяйственного освоения его территории;
  • рассмотреть характерные особенности
    хозяйственной деятельности населения на разных
    этапах освоения территории Европейского Севера;
  • развивать умения устанавливать
    причинно-следственные связи, составлять опорные
    конспекты, навыки работы с картами и
    статистическими материалами;
  • формировать познавательный интерес через
    использование ИКТ.

Приложение 1

Урок изучения нового материала


“История – это география во времени.
География – это история в пространстве”

(Валерий Васильевич Лисниченко,
доцент Севмашвтуза,
кандидат педагогических наук)

Учитель истории:

Урок географии и
истории России “Европейский Север: история
освоения” – интегрированный. На подобных уроках
мы пытаемся осознать всеобщие законы развития
через изучение диалектических законов.
Диалектика – метод познания мира, основанный на
признании бесконечности развития от простого к
сложному и принципа всеобщей связи. Рассмотрим
всеобщую связь исторических и географических
условий формирования объекта реального мира –
населения экономического района.

В ходе фронтальной беседы с учащимися
определяются цель и задачи урока.

Учитель географии: Задание: по ходу
изучения нового материала составить в тетради
опорный конспект по теме. Начиная составлять
опорный конспект, внесите в тетрадь сведения о
составе района. Состав района (см. слайд):
Мурманская, Архангельская, Вологодская области,
Республика Коми и Карелия. Найдите на карте
перечисленные субъекты (назовите их
административные центры). Все вместе они
составляют Северный экономический район.

Где же располагается район и какие условия на
его территории?

Опережающее задание: сообщение о ЭГП Северного
района с использованием электронного наглядного
пособия.

“Район находится на северо-западе государства,
протянулся с запада на восток на две, а с юга на
север на полторы тысячи километров. Положение
Северного района на карте можно назвать
пограничным, т.к. он имеет границу с Норвегией и
Финляндией; а также приморским, т.к. имеет выход к
Белому и Баренцеву морям Северного Ледовитого
океана. Район граничит с Северо-Западным и
Центральным экономическими районами. Эти районы
– промышленные, высокоразвитые, испытывающие
недостаток природных ресурсов. Также соседями
этого района являются Волго-Вятский, Уральский,
Западно-Сибирский районы.

Европейский Север является важной
топливно-энергетической базой страны. Имеет
значительные запасы водных и лесных ресурсов.
Восточная часть района богата топливом, западная
– горно-химическим сырьем.

Удобно транзитное транспортно-географическое
положение района: через его территорию проходят
железнодорожные и автомобильные магистрали,
связывающие Центральную Россию с крупнейшими
портами Северного морского пути – Мурманском и
Архангельском. Здесь есть судоходные реки и
каналы, газо- и нефтепроводы. Но транспортная
обеспеченность территории недостаточна.

Район расположен в сложной по природным
условиям части страны – в зонах тундры и тайги.
Равнинная поверхность заболочена, на севере
распространена многолетняя мерзлота. Белое море
замерзает полностью, Баренцево – частично. Зимы
длительные, средняя температура января около –
16?. Северная часть района лежит за Полярным
кругом.

Таким образом. ЭГП района выгодно по отношению
к районам Центральной России и внешнеторговым
партнерам страны. Но сложные северные условия
удорожают и усложняют хозяйственное освоение
района”.

Учитель географии: Познакомимся с
данными статистики (слайд: численность
населения, уровень урбанизации, плотность)
Сравните эти сведения с Северо-Западным районом,
сделайте вывод о причинах сходства или отличия.

Кто же населяет этот район?

Выступление ученицы, которая провела анализ
карты “Народы России”.

Рассказ учащейся сопровождается слайдом и
аппликацией на карте “Европейский Север”:



“Большинство
населения района составляют русские. Это народ
славянской группы индоевропейской семьи. Они
проживают по всей территории района. Также есть
народы уральской языковой семьи:

– На Кольском полуострове живут саамы,
относящиеся к финской группе;

– На северо-востоке района, в районе Печорской
низменности проживают ненцы – народ самодийской
группы;

– Южнее, в республике Карелия проживают карелы,
в Республике Коми – коми-зыряне и коми-пермяки.
Это народы финской группы.

Численность коренных народов уменьшается за
счет процессов ассимиляции, обусловленных
наличием мощного русского окружения. Так, в
Карелии из всего населения республики карелы
составляют лишь 10%. В республике Коми доля самих
коми – около ?. Плотность населения выше в
долинах рек, т.к. там более плодородные почвы, а
также реки являлись первыми транспортными
путями и давали много рыбы”.

Учитель истории: Итак, именно по рекам
шло освоение края. Поэтому речные долины с начала
колонизации этой территории русскими и до наших
дней концентрировали основную массу населения.
Как же в суровых северных условиях шел процесс
заселения и освоения территории?

Выступления учащихся с сообщениями
(опережающие задания) с использованием слайдов:

  • Начало колонизации территории русскими. Р.
    Волхов р. Нева оз. Ладожское
    оз. Онежское р. Онега и р.
    Северная Двина; р. Онега
    Белое море Кольский п-ов;
    р. Северная Двина р.
    Пинега р. Мезень р. Печора морское побережье (Мангазея). Пушнина.
    Моржовый клык.
    “Монах и крестьянин были попутчиками, шедшими
    рядом, либо один впереди другого” (В.О.
    Ключевский).
  • XII–XIII вв. Поморы: бассейны Онеги, Северной Двины,
    Мезени, побережье Белого моря. Суровые природные
    условия мужество,
    упорство. Огромные природные богатства,
    отсутствие крепостного права предприимчивость, независимость.
    Мореходство, судостроение
    грамотность, уважение к ремеслу. Чувство
    собственного достоинства.

Выступление учащегося: анализ данных
проведенного социологического опроса. В ходе
опроса: – определили понятие “помор”,

– познакомились с методикой опроса,

– провели исследовательскую работу (выбор
категорий респондентов, сбор данных, анализ и
формулировка вывода).

– Считаете ли вы, что поморы – это особый народ?
“Да” – 38%. “Нет” – 46%. “Не знаю” – 16%

– Остались ли сейчас черты исконного
поморского характера?
“Да” – 10%. “Нет” – 67%. “Не знаю” – 23%

– Считаете ли вы себя помором?
“Да” – 10%. “Нет” – 88%. “Не знаю” – 2%

Таким образом, понятие “помор”
рассматривается респондентами от
первоначального толкования (“жители побережья
Белого моря, живущие рыбным и морским
промыслом”) к размытости определения (“жители
Русского Севера”, “население, сохраняющее
традиции поморской культуры, морали”).

  • XV– XVI вв. Поиск выходов к морю. Порт Св. Николая Холмогоры Архангельск.
    Порт Св. Николая: 1553г., Николо – Карельский
    монастырь, Ричард Ченслер, Розовый остров,
    “немцев двор”. Архангельск: 1584 г., Михайло –
    Архангельский монастырь, м. Пур-Наволок, Новые
    Холмогоры, Архангельский город.
    XVI –XVII вв.: торговый путь Москва – Архангельск.
    Центры ремесла, промыслов, международной и
    общерусской торговли: Холмогоры, Архангельск,
    Вологда, Тотьма, Великий Устюг, Сольвычегодск.
  • Петр I в Архангельске: 1693г.,1694г., 1702г. Начало
    строительства русского флота: Соломбальская
    верфь, Вавчугская верфь, строительство
    Новодвинской крепости (вход в Двину с моря).
    Петровский пушечный завод (Петрозаводск) Соломбальская верфь.
    Марциальные воды.
    XVIII–XIX вв.: Санкт-Петербург – “окно в Европу”.
    Поморье теряет свое значение центра
    международной торговли. Промыслы: морской,
    кружевоплетение, “северная чернь”,
    каргопольская игрушка… Лесопиление, вывоз леса.

Учитель истории: рассказ о
развитии Европейского Севера в первой половине XX
века:
Строительство железных дорог:
Архангельск, Мурманск. 1914–1918, 1941–1945 – связь с
союзниками – единственный выход России на запад.
Новые перспективы развития. Лесоэкспортная
специализация. Хибинские апатиты. Печорский
уголь. ГУЛАГ.

Учитель географии: Послевоенный
период освоения района имеет ряд характерных
особенностей (слайд с заданием). Задание:
используя текст учебника Алексеева, с.231 – 232 (1997
–2000 гг. издания) дополните схему (а) и текст
слайда (б).


а) Разработка
полезных ископаемых
Руды Топливо
Железные – Кольский п-ов и
Карелия
Медно-никелевые – Кольский п-ов
Апатито-нефелиновые – Кольский п-ов
Каменный уголь – Печорский
бассейн
Нефть, газ – Республика Коми
б) Переход к глубокой
переработке древесины
ЦБК – Коряжма, Архангельск, Сыктывкар
Быстрая
милитаризация
Северный флот –
Североморск
АПЛ –
Северодвинск
Испытания ЯО –
Новая Земля
Космодром –
Плесецк

Развитие черной
металлургии

Комбинат полного цикла – Череповец

Учитель географии: После распада
Советского Союза в развитии района произошли
изменения:

– выросла нагрузка на северные порты, т.к. через
них прошли многие грузы, шедшие ранее через
Прибалтику;

– полигон на Новой Земле, космодром в Плесецке,
центр атомного судостроения в Северодвинске –
ныне единственные в России;



– экстенсивное (“вширь”) развитие
химико-лесного комплекса, добыча полезных
ископаемых вызвали ряд экологических проблем;

– обострились демографические проблемы.

Задание

: по таблице 57, с. 261 и диаграмме (слайд)
проанализируйте, как изменилась за это время
численность населения района?

Вывод

: население с 90-х годов стало
сокращаться. Сейчас уже на уровне 1970 года.

– Численность жителей сократилась во всех
областях и республиках. Меньше снижение
численности в Вологодской области и Карелии.

Беседа

: Предположите, почему сокращается
население.

Выводы

:

  • за счет превышения рождаемости над смертностью,
    как во всей России;
  • возможно, уезжают из Северного района из-за
    экологических и экономических проблем (отток
    населения из-за невысокой оплаты труда).

Задание

: найдите в тексте с.262, 2-й абзац, в чем
отличие возрастного состава населения на севере
и юге района? Объясните отличия.

Выводы

: на севере больше доля молодых
(приезжают на заработки в промышленные районы),
на юге – большая доля пенсионеров (лучше условия
для отдыха и занятий сельскохозяйственным
трудом)

– Кроме экологических и демографических
проблем, ученые говорят и о структурном кризисе
хозяйства района. Отраслевую и территориальную
структуру хозяйства будет рассмотрена на
следующем уроке.

Домашнее задание

§ 47–48, опорный конспект представить в виде
обозначений на контурной карте.

Закрепление

Задание по истории: исправить ошибки в тексте.



“Новгородцы были первыми славянами,
пришедшими в древности на берега северных рек.
Коренное финно-угорское население исчезло под
напором воинственной славянской колонизации.
Север стал для Руси районом важнейших торговых
путей, по которым доставлялись пушнина, рыба,
соль, пшеница, моржовый клык. Первое
иноземное, голландское торговое судно, пришедшее
из Белого моря в устье Северной Двины, появилось
в 1584 году в Архангельске. Этот город более ста лет
был для России своеобразным “окном в Европу”
задолго до Санкт-Петербурга. Петр I дважды
побывал в Архангельске. Его манило море. Здесь по
его воле на судостроительной верфи Бакарица
закладываются первые корабли будущего русского
флота. В XIX веке Поморье превратилось в глухую
окраину России, экономическое развитие
полностью прекратилось, исчезли старинные
промыслы. Возрождение Европейского Севера
связано в XX веке с развитием лесоэкспорта и
переработки древесины, непосредственной
близостью к северному морскому пути, созданием
ВПК”

Задание по географии:

1. Установить соответствие:

  1. Череповец А. Крупный город за Полярным кругом
  2. Мурманск Б. Космодром
  3. Плесецк В. Металлургический комбинат полного
    цикла
  4. Архангельск Г. Крупнейший лесоэкспортный порт
    России
  5. Воркута Д. Добыча каменного угля

2. На Кольском полуострове проживают:


а) коми; б) саамы; в) ненцы; г) карелы

3. Какой народ не относится к финской группе
уральской языковой семьи:


а) коми; б) саамы; в) ненцы; г) карелы

4. Установить соответствие:

  1. Петрозаводск А. Ненецкий автономный округ
  2. Сыктывкар Б. Республика Карелия
  3. Нарьян-Мар В. Республика Коми

По окончании выполнения заданий проводится
самопроверка в ходе фронтальной беседы.

Список литературы

  1. Алексеев А.И. География: население и
    хозяйство России / А.И. Алексеев, В.В.Николина. –
    М.: Просвещение, 2002. – 333 с.
  2. Данилов А.А. История России, XX – начало XXI
    века/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, А.В.Пыжиков. – М.:
    Просвещение, 2003. – 400 с.
  3. Дронов В.П. География России. Население и
    хозяйство. / В.П. Дронов, В.Я.Ром – М.: Дрофа,2006. – 383
    с.
  4. Заповедный Север. Архитектура. Искусство.
    Ландшафт. Альбом / Авт.-сост. Б.В. Гнедовский. – М.:
    Советская Россия, 1987. – 244с.
  5. Россия. Полный энциклопедический
    иллюстрированный справочник / Авт.-сост. П.Г.
    Дейниченко.- М.: Олма – Пресс, 2003.- 416 с.
  6. ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ: География России.
    Энциклопедия. – М.: ДиректМедиа Паблишинг. 2006. –
    5780 с.
  7. Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России XVI –
    XVIII вв. – М.:МИРОС, 1994. – 424 с.



Следующий: