Интегрированный урок географии и истории Политическая карта мира. 10-й класс


Тип урока:

Изучение нового
материала. Урок-лекция.

Цель урока:

Использование
информационно-коммуникационных технологий для
развития познавательных способностей учащихся.

Задачи урока:

  • начать формирование представлений и
    знаний о современной политической карте мира;
    рассмотреть особенности и этапы формирования
    современной политической карты мира,
    проанализировать события, вызывающие изменения
    на современной политической карте мира.

  • изучить типологию стран, основанную
    на качественных признаках учитывающих уровень
    социально-экономического развития стран мира;
    развивать познавательную активность школьников
    с помощью проблемных вопросов исторического
    материала;

  • продолжить формирование умения
    работать с различными источниками
    географической информации

Оборудование:

Компьютер,
мультимедийный проектор, политическая карта
мира, карты исторические, справочники.

План урока


Этапы урока

Время, минуты

Методы и приемы

1.Введение.

Постановка задач урока.

5

Сообщение учителя.

2.Изучение нового материала:
Современная политическая карта мира

20

Рассказ учителя.

Беседа с учащимися.

Демонстрация слайдов.

3.Закрепление нового
материала

15

Беседа с учащимися.

Ответы на микротест.

4.Домашнее задание.

3

Демонстрация слайдов Запись
на доске.

5.Итог урока.

2

Выставление оценок.

Выделение главного.


Ход урока

1.Введение.

-Учитель географии:

Сегодня мы приступим к изучению темы
“Современная политическая карта мира”. И
ознакомимся с многообразием стран современного
мира.



-Какую информацию несет политическая карта
мира? (Окраской показаны разные страны, пунктиром
показаны границы между странами, пунсонами –
столицы стран.)

2. Изучение новой темы.

-Учитель истории:

-Политическая карта мира постоянно меняется.
Формирование политической карты мира — процесс
длительный. Он отражает ход развития
человеческого общества. Выделяют 5 этапов.

1 этап – древний (до 5 в.н.э.)-

возникновение и
крушение первых государств. В этот период
формировались, развивались и распадались многие
государства. Наиболее известные из них :
Карфаген, Древняя Греция, Древний Рим, Древний
Египет. Главным средством изменений на
политической карте мира являлись войны.

2 этап – средневековый (5-16 вв.)


возникновение крупных феодальных государств в
Европе и Азии. Складывался внутренний и внешний
рынок. В этот период существовали такие
государства, как Священная Римская империя,
Киевская Русь, Персия, Китай, Англия, Испания,
Византия, Делийский султанат и др. крупные
изменения на политической карте мира того
времени проявились в эпоху Великих
географических открытий. В 20-х годах XX века
Португалия захватила территории на африканском
континенте: Азорские острова, Мадейра,
Невольничий Берег. Была открыта новая часть
света- Америка, и началась испанская колонизация
Америки.

- Учитель географии:



-Вспомните кто открыл Америку?(Христофор
Колумб)

- Васко да Гама открыл новый морской путь в
Индию вокруг Африки. Фернан Магеллан совершил
первое кругосветное плавание (1519-1522 гг.)

- Учитель истории:

-По Тордесильясскому договору весь мир был
поделен между сильнейшему в ту пору
государствами — Испанией и Португалией.

3 этап — новый (XVII- XIXвв

.) эпоха зарождения и
утверждения капиталистических отношений в мире.
Европейские страны становятся крупными
метрополиями, оказывающими влияние на весь мир. С
развитием мануфактурного производства Испанию и
Португалию потеснили Англия, Франция,
Нидерланды, Германия. Это было время Крупных
колониальных захватов европейцами территорий в
Америке, Азии, Африке. К началу XX века раздел мира
оказался завершенным. Возможен был лишь его
насильственный передел.

4 этап – новейший

– формирование
политической карты мира связано с 1-ой и 20ой
мировыми войнами (1-я половина XX –го века), а с
образованием социалистических государств и
распадом колониальной системы. Изменились
границы многих государств. Одни страны увеличили
свою территорию (Франция, Дания, Румыния), а
другие государства потеряли часть территории.
Например, Германия, проиграв войну, потеряла
часть территории– Эльзас и Лотарингию, все свои
колонии в Африке и Океании. Распалась крупная
Австро-Венгрия, и образовались новые независимые
государства: Венгрия, Австрия, Чехословакия,
Королевство сербов, хорватов и словенцев.
Произошел раздел Османской империи.

5 этап — современный

. После второй мировой
войны на месте бывшей Германии образовалось два
государства – ФРГ и ГДР. Появились новые
социалистические государства в Восточной
Европе, в Азии и Латинской Америке (Куба).

Пятый этап включает в себя возникновение
социалистической системы, образование
независимых государств в Азии (в 40-50-е годы XX в.),
образование независимых государств в Африке
(60-70-е годы), крушение социалистической системы,
изменение на карте Европы и Азии (80-90-е годы). В XX
век увеличилось стран: во- первых, по итогам
первой и второй мировой войны; во-вторых, в
результате распада колониальной системы
независимости добились 102 страны; в-третьих, в
начале 90-х гг. после распада СССР(15 республик),
Югославии, Чехословакии. В 90-х годах XX века
произошли качественные изменения на
политической карте мира. После распада СССР
большинство республик объединились в СНГ (в
Содружество Независимых Государств не вошли
только страны Балтии). Объединились два
независимых государства ГДР и ФРГ. Чехословакия
распалась на два независимых государства Чехию и
Словакию. Провозгласили независимость Словения,
Босния и Герцеговина, Македония, Сербия и
Черногория, Хорватия. Прекратили свою
деятельность Организация Варшавского Договора и
СЭВ.

Добились независимости Намибия, Эритрея,
Республика Маршалловых островов. Спорными
остаются территории Гибралтара, Фолклендских
островов.

Если в 1900 году насчитывалось 57 суверенных
государств или политически независимые, то к 2000
их стало 193.

Учитель географии:

-Страны группируют по разным признакам:

- по площади (страны-гиганты и страны-карлики);

- по численности;

- по географическому положению (приморские,
сухопутные, островные, полуостровные,
страны-архипелаги).

Задание: на основе политической карты в атласе
и “визитной карточки” на форзаце учебника
выпишите в тетрадь:

  1. 7 самых больших по площади стран мира (Россия,
    Канада, Китай , США, Бразилия, Австралия, Индия) и 5
    микрогосударств (Монако, Сан- Мариино, Ватикан,
    Андорра, Лихтенштейн).
  2. 10 стран с численностью населения более 100 млн.
    человек (Китай , Индия, США, Индонезия, Бразилия,
    Пакистан, Россия, Нигерия, Бангладеш, Япония).
  3. 5 полуостровных (Италия, Испания, Греция,
    Саудовская Аравия, Турция, Корея), 5 островных (Шри
    - Ланка, Исландия, Ирландия, Мадагаскар, Куба), 5
    стан –архипелагов(Япония, Индонезия, Филиппины,
    Фиджи, Туамоту).
  4. 10 сухопутных государств (Азербайджан, Армения,
    Белоруссия, Австрия, Монголия, Венгрия,
    Афганистан, Бутан, Лесото, ЦАР, Чад).

Учитель показывает на карте

Учащиеся могут работать в парах, в группах или
индивидуально.

- Учитель истории:

- Страны отличаются и по качественным
характеристикам- по уровню экономического
развития, степени включенности в мировую
экономику и др. Страны делятся на развитые,
развивающиеся и страны с переходной экономикой.
Двучленная типология предусматривает деление
стран на развитые и развивающиеся. В основу
такого деления положен уровень ВВП. Валовой
внутренний продукт
- показатель,
характеризующий стоимость всей конечной
продукции, выпущенной на территории данной
страны за один год, в долларах США. Граница между
развитыми и развивающимися странами проходит по
рубежу в 600 долларов на душу населения. По этому
признаку в группу развитых стран переведены:
Республика Корея, Сингапур, и Тайвань. Россия
формально не дотягивает до уровня развитых
стран.

- Учитель географии:

-ООН для определения уровня
социально-экономического развития страны
применяет ИЧР- индекс человеческого развития
учитывает не только уровень душевых доходов, но и
уровень образованности, среднюю
продолжительность жизни, экологическую
безопасность, уровень преступности.

Страны делятся на развитые, развивающиеся и
страны с переходной экономикой.

По такому критерию самыми развитыми странами
являются Канада, США, Япония, Швеция, Швейцария,
Норвегия, Франция (ИЧР-0,8)

Самый низкий уровень ВВП в странах Африки –
Сомали, Сьерра- Леоне и Нигер (ИЧР- 0,5). Россия
занимает 67 место.

К развитым странам относятся все страны
Зарубежной Европы, США, Канада, ЮАР, Япония,
Израиль. Среди развитых стран выделяют страны :

1 подгруппа — “Большой семерки”

— это страны
имеющие наиболее высокий экономический
потенциал – США, Япония, Франция, Великобритания,
Италия, Канада. ВВП – 20-30 тыс. долларов на душу
населения.

2 подгруппа

- сюда относятся менее крупные
страны Западной Европы, ВВП как в странах
“большой семерки”

3 подгруппа — ее образуют страны
переселенческого капитализма

(доминионы
Великобритании) – Австралия, Новая Зеландия, ЮАР,
Израиль.

Учитель показывает страны на карте

К развивающимся странам относятся около 150
стран и территорий в которых проживает около 3/5
мирового населения, в основном это страны Азии,
Африки, Латинской Америки, Океании. Большинство
из них были колониями и завоевали независимость
после второй мировой войны.

Развивающиеся страны называют “третьим
миром”,

его подразделяют на шесть подгрупп:

1.Ключевые страны

- Индия, Мексика, Бразилия.
Это лидеры “третьего мира”, обладающие огромным
природным, людским и экономическим потенциалом.
Эти страны производят столько же промышленной
продукции, сколько производят все остальные
развивающиеся страны вместе взятые, но душевой
показатель ВВП ниже, чем в экономически развитых
странах. В Индии он составляет350 долларов .

2.Страны с душевым показателем ВВП более 1 тыс.
долларов

(Аргентина, Уругвай, Чили, Венесуэла и
др.)

3. Новые индустриальные страны

, добившиеся
большого скачка в социально- экономическом
развитии в 80- 90 годах. Первые НИС это – Сингапур,
Республика Корея, Тайвань, Гонконг, Второй эшелон
НИС – Малайзия, Таиланд, Индонезия. Эти Страны
Азии получили прозвище “азиатские драконы”.

4. Нефтеэкспортирующие страны

, которые за
счет продажи нефти имеют высокий душевой ВВП
(более 10 тыс. долларов). Это страны Юго — Западной
Азии – Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Иран,
ОАЭ. К этой подгруппе относят и страны Северной
Африки — Ливию, Алжир, Бруней, и т.д.

5. Классические развивающиеся страны

,
отстающие в своем развитии с душевым ВВП менее 1
тыс.долларов в гол. В основном это страны Африки.

6. Наименее развитые страны

(около 40 стран). Их
иногда называют “четвертым миром”. В экономике
этих стран преобладает сельское хозяйство, 2/3
взрослого населения неграмотно. Среднедушевой
показатель ВВП составляет 100-300 долларов в год.

Страны с переходной экономикой

Включение в данную двучленную типологию
постсоциалистических стран с переходной
экономикой представляет определенные трудности.

По своим социально-экономическим показателям
большинство стран Восточной Европы (Польша,
Чехия, Венгрия и др.), а также страны Балтии
относятся к экономически развитым. Среди страны
СНГ есть и экономически развитые (Россия), и
страны , занимающие как бы промежуточное
положение между развитыми и развивающимися.

Учитель показывает станы на карте

- Учитель истории:

- Также страны различают по форме правления.
Существует две формы правления : республиканская
и монархическая . Республика – форма правления,
при которой высшая законодательная власть
принадлежит выборному представительному
органу– парламенту, а исполнительная
принадлежит правительству. Более 140 стран из всех
стран мира – республики.

Учитель приводит примеры и показывает страны
на карте

Монархическая форма правления менее
распространена в мире. Монархиями являются 30
стран. Монархия – это такая форма правления, при
которой главой государства считается император,
король, султан, эмир, князь, герцог и т.д.
Верховная власть передается по наследству.

Учитель приводит примеры и показывает страны
на карте

3. Закрепление нового материала

В контурной карте отметить страны (5 стран),
пройденные на уроке. Выполнение микротеста

Микротест


№ пп Вопрос Ответ
1 В конце XX века количество стран и
территорий достигло:
А.120

Б.230

В.200



Г.320

2 Политически независимыми
государствами называются:
А.колонии

Б.суверенные

В.метрополии

Г. “ключевые ” страны

3 К микрогосударствам Европы относятся: А.Ватикан

Б.Монако

В.Бруней

Г.Португалия

4 Страны –архипелаги- это А.Индонезия

Б.Япония

В.Исландия

Г.Шри-Ланка

5 В какой части света в конце XX века
появилось наибольшее количество новых
государств?
А.в Африке

Б.в Азии

В.в Европе

Г. в Северной Америке

Ключи 1-б,2-б, 3-а,б,4-а,б,5-в

4.Домашнее задание:

  • Тема №1
  • Отметить в контурной карте страны, записанные
    на уроке в тетради или указанные в учебнике (не
    менее 30)
  • Знать новые термины, пройденные на уроке
  • Составить кроссворд “Страны мира” (по желанию)
  • 5. Итоги урока

    См. презентацию.

    Литература

    1. Максаковский В.П. Учебник для 10 класса
    общеобразовательных учреждений “Экономическая
    и социальная география мира”, Москва
    “Просвещение” 2009г.

    2. Жижина Е.А., Никитина Н.А. “Поурочные
    разработки по географии 10 класс”, Москва
    “ВАКО”,2007 г.

    3. Хачатурян В.М.. Пособие для
    общеобразовательных учебных заведений “История
    мировых цивилизаций” 10-11 класс, Москва “Дрофа”
    2009.

    4. Клоков В.А., Данилов Д.Д., Данилов А.А., Тырин
    С.В.. История России, Москва “Баласс”, 2009г.




    Следующий: