Интегрированный урок географии и информатики по теме: Топливно-энергетический комплекс


Цели урока:

  • изучение нового материала;
  • введение основных понятий;
  • создание электронного материала по данной теме.

Задачи:

  • ознакомить учащихся с особенностями ТЭКа
    России;
  • определить состав топливной отрасли;
  • выявить главные топливные базы, перспективные
    районы добычи газа, нефти, угля.

Оборудование:

  • карта “Природные ресурсы России”;
  • карта “Топливная промышленность России;
  • атласы;
  • электронный учебник “География”.

Тип урока

: интегрированный урок
география-информатика (рассчитан на два урока).

Домашнее задание

: стр. 111–114 учебника.

Ход урока

:

1. Совместно с учащимися учитель определяет
цели урока
. Класс делится на восемь групп.
Перед учащимися ставится задача: составить
презентацию по каждой отрасли после рассказа
учителя. Каждый учащийся вытягивает карточку с
темой и требованиями к созданию слайдов.
Формирует слайды и защищает их.

2. Примерное содержание слайдов,
подготовленных учащимися.

I слайд

II слайд

Соотношение добычи разных видов топлива и
выработанной энергии с расходованием их в
пределах каких-либо территориальных единиц
называется топливно-энергетическим балансом.


III слайд

РОССИЯ – ЕДИНСТВЕННАЯ КРУПНАЯ СТРАНА В
МИРЕ,

КОТОРАЯ НЕ ТОЛЬКО ПОЛНОСТЬЮ

ОБЕСПЕЧИВАЕТ СЕБЯ ТОПЛИВОМ, НО И
ПРОДАЕТ ЕГО.

ПО ЗАПАСАМ МНОГИХ ВИДОВ ТОПЛИВА

НАША СТРАНА ВХОДИТ В ДЕСЯТКУ
КРУПНЕЙШИХ.

ТОПЛИВНО – ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

РАЗМЕЩЕННЫ ПО СТРАНЕ НЕРАВНОМЕРНО.

ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПОТЕНЦИАЛА
СОСРЕДОТОЧЕНА

В ВОСТОЧНЫХ РАЙОНАХ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ.


IV слайд


ПО СТРАНЕ
ТЭК 27.0
МАШИНОСТРОЕНИЕ И МЕТАЛЛООБРАБОТКА 19.2
ЦВЕТНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ 10.1
ЧЕРНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ 8.3
НЕФТЕХИМИЧЕСКАЯ 7.3


V слайд

VI слайд

VII слайд


VIII слайд

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

  1. Начало развития отрасли приходится на конец ХIХ
    века.
  2. До 1950-х годов Бакинский район (Азербайджан) и
    Северный Кавказ были основными районами по
    добыче нефти.
  3. С 1960-х годов разрабатываются ресурсы Западной
    Сибири.
  4. Самое крупное историческое месторождение –
    Самотлорское в Западно-Сибирской провинции.
  5. В 1962 году было открыто первое не только в России,
    но и в мире месторождение (Марковское) древних
    нижнекембрийских отложений.


IX слайд

ДОБЫЧА НЕФТИ:

По объёмам добычи нефти Россия занимает 3 место
в мире после Саудовской Аравии и США

НЕФТЕПРОВОДЫ:

  • Восток: Туймазы – Омск – Новосибирск
    – Красноярск — Ангарск
  • Запад: Альметьевск – Самара – Брянск
    – Мозырь (Белоруссия).
    Усть-Балык – Курган — Альметьевск.
    Нижневартовск – Самара – Лисичанск (Украина) –
    Кременчуг – Херсон — Одесса.
    Сургут-Новополотск (Белоруссия) – Мажейкяй
    (Литва) – Вентспилс (Латвия).
  • Юг: Пермь – Альметьевск,
    Усть-Балык – Омск – Павлодар (Казахстан) –
    Чимкент – Ухта – Ярославль.


X слайд

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕФТИ.

Из нефти производят горюче-смазочные
материалы: нефтяной газ, бензин, лигроин, керосин,
соляр, мазут и его производные, а так же вазелин,
парафин, синтетический каучук и пластмасса.

На данный момент в России действуют 28 заводов
по переработке нефти.

Ведущую роль в развитии нефтяного комплекса
играют компании: “Роснефть”, “Сургутнефтегаз”,
“ЮКОС”, “ЛУКойл”, “СИДАНКО”.


XI слайд

ПЕРСПЕКТИВЫ ОТРАСЛИ.

Полнота использования старых скважин.

Перспективные зоны добычи:

  • Шельф морей Северного Ледовитого океана – 99%
  • Восточная Сибирь и Дальний Восток – 95%
  • Шельф Берингова и Охотского морей – 78%
  • Западно-Сибирская – 62%
  • Тимано-Печорская – 62%
  • Волго-Уральская – 34%


XII слайд



ГАЗОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.

Самая молодая отрасль ТЭК. По добыче газа
Россия занимает лидирующие позиции в мире.

Запасы.

Россия занимает первое место в мире по запасам
газа (33% доказанных мировых запасов). В самой же
России первое место по добыче природного газа
принадлежит северным территориям её азиатской
части.

Добыча топливных ресурсов по экономическим
районам в 1999г.

  • Западно-Сибирский 542,0 млрд.м3
  • Уральский 27,8 млрд.м3
  • Поволжский 10,7 млрд.м3
  • Северный 3,9 млрд.м3
  • Северо-Кавказский 3,4 млрд.м3
  • Дальневосточный 3,4 млрд.м3
  • Восточно-Сибирский 0,4 млрд.м3

Всего по стране

591,5 млрд.м3

Крупнейшие месторождения в России: Уренгойское,
Ямбургское, Заполярное, Медвежье.

Газовая промышленность одна из самых
динамичных развивающихся отраслей. В ближайшей
перспективе лидерство Западной Сибири
останется, но в дальнейшем существенная добыча
будет осуществляться на шельфовых
месторождениях Карского и Баренцева морей,
а также в близи о. Сахалин.

XIII слайд

УГОЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

  • Значение угля для страны: употребление в
    качестве топлива, для тепловых
    электростанций, в технологическом процессе
    в черной металлургии (коксующий уголь).
  • Наиболее дешёвыми оказываются бурые угли.
  • По запасам угля Россия занимает первое место в
    мире.
  • Наиболее производительный и дешевый – открытый
    способ добычи угля. Характерен для Канско–Ачинского,
    Южно-Якутского бассейнов.
  • В российской части Донбасса, в Печорском,
    Кузнецком и Подмосковном бассейнах добыча
    ведется
    только в шахтах.
  • К межрайонным угольным базам относятся: Кузбасс,
    Печорский бассейн , восточная часть Донбасса,
    Канско–Ачинский , Южно-Якутский бассейны.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ: светильный газ, аммиак, смола
каменноугольная, сахарин, толуол, нафталин,
анилин, бензол, фенол, красители, взрывчатые
вещества, лекарства (салициловый натр,
фенацетин).

3. Затем учащимся предлагается в форме контроля
составить характеристику одного из угольных
бассейнов
по картам и статистическим
данным. Предоставляется план характеристики.

Характеристика основных угольных
бассейнов России






Бассейн Доля подземной добычи % Средняя глубина добычи, м Средняя мощность пластов, м Калорийность угля,
тыс. ккал/кг
Добыча (1995г.), млн. т
Кузнецкий

58

185

1,85

0,88

99,3

Печорский

100

298

1,53

0,8

22,7

Канско-Ачинский

15-100

0,47

32,0

Подмосковный

82

62

2,21

0,37

3,3

План характеристики.

а) Географическое положение.
б) Место бассейна среди других бассейнов страны
по основным показателям.
в) Проблемы освоения.

4. Подводится итог урок,
учащимся выставляются оценки по
географии и информатики.




Следующий: