Интегрированный урок физики, химии, русского языка и литературы Эстетический и психоэмоциональный образ художественного произведения

Класс: 11

Цель урока: выработать целостное,
комплексное видение окружающего нас мира.

Задачи урока:

  • показать связь между различными областями
    знаний и практическую значимость современных
    научных теорий;
  • изучить явления в их взаимосвязи, перейти от
    анализа обособленных явлений к анализу связей
    между явлениями;
  • объединить гуманитарные и естественно -
    научные знания, поднять обучающихся над
    границами одной науки;
  • развивать интеллектуальные способности
    обучающихся;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование:

  • лампа дневного света,
  • призма прямого зрения,
  • поворотные зеркала,
  • колба,
  • прямой холодильник,
  • растительное сырье,
  • текст стихотворения С. Есенина «Я спросил
    сегодня у менялы»,
  • мультимедийный проектор.

Данному уроку предшествует достаточно большая
подготовительная работа. Ученики класса делятся
на группы: физики, химики, лингвисты и психологи.
Все группы работают над единым художественным
произведением, исследуя его с различных позиций.
Сам урок представляет собой защиту мини-проектов,
которые подготовили группы, и создание единого
проекта по теме урока.

Ход урока

I. Оргмомент. Приветствие. Создание
атмосферы урока.

Учитель литературы:

Подобно голосам на дальнем расстояньи,
Когда их смутный хор един, как тьма и свет,
Перекликаются звук, запах, форма, цвет,
Глубокий, темный смысл обретшие в слиянье.
Шарль Бодлер «Соответствия»

II. Постановка целей и задач урока.

Учитель физики: В природе существует закон: все
взамосвязано, взаимообусловлено. Но как
сочетаются такие понятия как «звук», «цвет»,
«запах», иногда не укладывается в нашем
сознание. Сегодня на уроке мы объединим воедино,
казалось бы, несоединимые явления звук речи,
звуковые волны, цветовой спектр и ароматы. Вы
предоставите на всеобщее обозрение те
исследования, которые провели в своих группах.

Учитель химии: известный искусствовед Дмитрий
Житомирский писал: «Широкая цель обязывает
исследователя не ограничиваться тем, что
поддаётся простому подсчёту, что укладывается в
простую схему, а неизбежно углубляться в
психологию человеческого восприятия, в
психологию творчества. Здесь большую роль играют
догадки, гипотезы; научное познание здесь явно
отстаёт от творческого. Широкая цель является
синтетической. Разные линии исследования,
переплетаясь между собой, стягиваются к одной
точке».

III. Презентация своих исследований группами.

Учитель литературы: Группа лингвистов работала
с текстом стихотворения С.Есенина «Я спросил
сегодня у менялы:». В своей работе ребята
частично применяли методы такого нового
направления в языкознании как фоносемантика. И
сейчас они представляют свое исследование.

Выступление группы лингвистов:

Поэзия передаёт нам многочисленные ощущения,
переживания, впечатления и тем самым значительно
расширяет гамму наших чувств, значительно
утончает их, делая нас более гибкими,
восприимчивыми, способными понимать прекрасное.
При чтении стихов перед нами возникают
определённые образы, рождённые совместным
переживанием с поэтом.

Впечатление, которое производит на нас
стихотворное произведение, является
совокупностью множества различных факторов.
«:Своеобразие стиха запечатлевается в
многочисленных сторонах и оттенках внешней
«формы» произведения, которые могут явно
осознаваться нами, а так же и во внутренней
неосознаваемой»(2).

Белянин В. П. считает, что ключ к каждому
стихотворению заключен в нем самом. Задача
исследователя состоит в том, чтобы в каждом
отдельном случае найти такой ключ, который
раскроет это — и только это — стихотворение,
позволит проникнуть в его тайну. Ибо
удивительный парадокс поэзии заключается в том,
что она доступна всем читателям — и в то же время
содержит некую тайну, точнее — не сразу
постигаемую глубину мыслей и чувств.

Фоносемантика — новая филологическая область,
теория содержательности звуковой формы в языке,
устанавливает соответствия значения и звучания
слов. С помощью методов фоносемантики можно
установить соответствие между цветом и
отдельным звуком. Мы воспользовались
результатами эксперимента, проведённого
исследовательской группой под руководством
известного лингвиста А.П. Журавлёва (3). Различным
по составу и возрасту группам информантов было
предложено определить по их первому впечатлению
цвет гласных звуков. Применялись различные
методики, в результате которых было установлено,
что гласным звукам могут соответствовать
следующие цвета:

  • А - густо-красный
  • Я — алый
  • О - светло-жёлтый или белый
  • Е - зелёный
  • Ё - жёлто-зелёный
  • Э - зеленоватый (оливковый)
  • И - синий
  • Й - синеватый
  • У - тёмно-синий, лиловый

Причём А.П. Журавлёв выделил, что особенно
чётко, в чистые цвета окрашены только три звука А,
И, О. Но ведь всё богатство цветов и их оттенков
можно получить спектральным сложением именно
трёх основных цветов — красного, синего, жёлтого.
Влияние согласных звуков учитывается следующим
образом, звонкие, твёрдые — сильные, яркие,
светлые, быстрые; глухие, мягкие согласные -
слабые, тёмные, медленные, женские.

Наша группа анализировала стихотворение
С.Есенина «Я спросил сегодня у менялы» и в ходе
исследования получила следующие результаты (Приложение1)

(слайд-презентация «Фоносемантический анализ
стихотворения С. Есенина»)

Учитель физики: Многочисленные исследования
показали, что каждый человек в ходе
прослушивания художественного произведения
интуитивно выбирает определённый цвет в
соответствии со своим психологическим
состоянием. Как цвет влияет на человека
расскажет нам группа психологов.

Выступление группы психологов:

В качестве основы для характеристики
психологического состояния человека мы
использовал метод Люшера. Интуитивный
цветовыбор человека позволил Люшеру уверенно
характеризовать его эмоциональное состояние.

Всё богатство человеческих эмоций, желаний,
проблем уложилось в восьмицветном тесте. Эти
цвета — красный, жёлтый, зелёный, синий,
фиолетовый, коричневый, серый, чёрный.

Человек как бы носит очки определённого цвета,
определяющие его самовосприятие и восприятие
окружающего мира. Подсознательно своё
эмоциональное состояние человек передаёт через
творчество.

Существуют афоризмы: «Страсть всё окрашивает в
свой цвет», и «Слово лечит». Человек выбирает
один из 8 цветов по методу Люшера. Каждому цвету
соответствует круг эмоций, отношение к себе и к
миру и выбор определённых афоризмов, стихов,
прозаических произведений. Исследования
показали, что люди выбравшие определённые цвета
по Люшеру, также отдавали предпочтение
определенным стихам и высказываниям (Приложение
2).

Цвета можно использовать для изменения нашего
физического, эмоционального, интеллектуального
состояния. Цвет может быть стимулирующим или
подавляющим, конструктивным или деструктивным.
Каждый цвет имеет свои уникальные эффекты и
может использоваться для восстановления
баланса.

Цвета обычно подразделяются на три категории. К
первой категории относятся основные цвета:
красный, жёлтый и синий. Смешивая основные цвета
можно получить большинство остальных цветов.
Вторичные цвета формируются при сочетании
основных цветов. Сочетания основных и вторичных
цветов дают третичные цвета. Каждый человек
уникален, поэтому надо экспериментально
подбирать оттенки нужного цвета, приглашая его
для совместного поиска приятного ему цветового
тона.

Учитель физики: Ребята третьей группы
экспериментальным путем проверяли соответствие
цвета и звука. Им мы сейчас и предоставляем слово.

Выступление группы физиков:

Мы решили с помощью физических методов
проверить соответствие звука и цвета. С помощью
компьютерной программы «ADOBE AUDITION» и микрофона
мы записали спектры гласных звуков А, Е, Ё, И, О, У,
Ю, Э, Я, Ы. в одной тональности (слайд1)
(Приложение 3)
. Увеличивая масштаб звукового
импульса, мы выбирали в его средней части
наиболее гармоничную тонику (слайд 2)
(Приложение 3)
. Продолжая увеличивать
масштаб тоники, мы с точностью до 0,000001 секунды
определяли период звукового колебания.

Известно, что в видимой части спектра
наибольший период соответствует красным волнам,
наименьший — фиолетовым. Если принять, что звук А
соответствует красной части спектра, то с учётом
убывания периода звуковой волны были получены
следующие результаты, которые мы распределили по
единой шкале (с масштабом: 1 деление — 0,0001 с.)
следующим образом: А — 0.004345 с. (густо-красный), Я -
0.004275 (алый), Е — 004150 с. (зелёный), И — 0,004010 с.
(сине-голубой). Но в этом масштабе в видимом
диапазоне не уместились звуки Ы (0,004600 с.), У (0,004650),
Ю (0,004620 с.) — инфракрасная область, и звуки О (0,003648
с.), Ё (0,003627 с.) и Э (0,003708 с.) — ультрафиолетовая
область. Поэтому можно считать Ы очень тёмным,
красно-коричневым звуком, У и Ю — очень тёмным
синим и густо-фиолетовым звуками, а О, Ё и Э
соответственно очень светлыми, белёсыми или
серебристыми звуками. Такое распределение
цветов по буквам достаточно хорошо совпадает с
результатами фоносемантики. Мы так же решили
проверить влияние звонких и глухих согласных на
частоту гласных звуков. В приложении 3 на слайде 3
показаны импульсы слогов ЗА, ЛА, ПА, ША, ФА.
Исследовав развёртки звуков А при различных
согласных, мы установили, что звонкие согласные,
сочетаясь с гласными, действительно, повышают их
вибрационную частоту, а глухие согласные её
понижают.

Нам так же предстояло решить вопрос о
совместном действии звуков в слове.

В оптике спектрально-чистые цвета при
смешивании дают вполне определённый цвет.
Поэтому при определении цвета имени мы
использовали принцип спектрального сложения
цветов (слайд 4) (Приложение 3). Спектрально-чистые
цвета мы получили от лампы дневного света за счёт
разложения её излучения с помощью призмы прямого
зрения. Сложение цветов проводили с помощью
поворотных зеркал в отражённом свете. Результаты
сложения представлены в слайд — презентации.

Учитель химии: Удивительно близким к цвету по
воздействию на эмоционально-психологическое
состояние людей обладают ароматы. Люди с
развитым обонянием способны различать до 10000
запахов. Однако до сих пор не существует
общепринятой классификации ароматов. Это
связано с тем, что состав ароматов очень сложный,
(в аромате розы более 300 химических соединений). И
механизм воздействия ароматов на человека
только изучается. Каким образом взаимосвязаны
цвет и аромат выясняла группа ребят — химиков.

Выступление группы химиков:

Эфирные масла мы получали в лаборатории
методом паровой отгонки из растительного сырья,
содержащего душистые вещества в листьях, цветах,
плодах, кожуре плодов, иногда в древесине.
Размельченное растительное сырье в количестве 20
г помещаем в колбу емкостью 0,5 л и заливаем
водой так, чтобы она полностью перекрывала
растительную массу. Колбу соединяем с
холодильником и помещаем в водяную баню. Процесс
перегонки проводим не менее часа. Эфирные масла
удаляются вместе с водяным паром и затем
собираются в дистилляте в виде капелек, которые
имеют низкую плотность и поэтому плавают на
поверхности воды. Полученную таким образом
душистую воду используют для дальнейшего
исследования.

Пользуясь описанием воздействия звука, цвета
на организм человека, выбором цвета в тесте
Люшера в зависимости от
эмоционально-психологического состояния мы
разделили ароматы по цветам, учитывая их
психоэмоциональное воздействие

Для составления аромата поэтической
композиции группа химиков предлагает сочетание
пряных ароматов (красный цвет) и цитрусовых нот
(легкость, подвижность, молодость). В составе
композиции могут быть использованы апельсин,
роза, базилик, корица, душистый перец.
(Приложение 4).

IV. Подведение итогов (на данном этапе
обобщаются исследования всех групп)

Выводы обучающихся: Анализируя цветовую
гамму стихотворения С.Есенина «Я спросил
сегодня у менялы:», группа лингвистов пришла к
заключению, что явно преобладают звуки А и Я.

Группа физиков с помощью эксперимента
доказала, что спектральное сложение звуков дает
ярко-алый цвет.

Как утверждает группа психологов — это цвет
любви, страсти, проникновения, полный
воодушевления, беспокойства, радости и
стремительности.

Для составления аромата поэтической
композиции группа химиков предлагает сочетание
пряных ароматов (красный цвет) и цитрусовых нот
(легкость, подвижность, молодость). В составе
композиции могут быть использованы апельсин,
роза, базилик, корица.

Большое количество звуков Р подчеркивает и еще
раз утверждает яркость и силу красного цвета.
Большое количество мягких и женственных С и Т
создает эффект присутствия возлюбленной,
придает стихотворению нежность и
таинственность. Преобладание твердых звонких
букв говорит о силе чувств и эмоциональности
автора строк. Эмоциональное впечатление от этого
стихотворения рождает образ яркого вихря,
пламени.

Учителя: В нашей совместной работы мы показали,
что мы можем найти гармоничную связь между
стихотворным произведением, цветом и ароматом,
опираясь на знания физики, химии, фоносемантики и
психологии.

Проведя эксперименты, вы доказали опытным
путем, что такая связь существует.

Особенностью нашей коллективной работы
является то, что мы совместно использовали наши
знания в различных областях для создания
гармоничного образа поэтического произведения.

Выработка единой картины помогает проникнуть
во внутренний мир поэта и ощутить его
психоэмоциональное состояние различными
органами чувств.

V. Рефлексия

(что удалось получить в ходе
исследования, что нового для себя взяли открыли
ребята во время урока, какие моменты необходимо
еще доработать, оценка и взаимооценка групп)

Список литературы.

  1. Бэббит Э. Принципы света и цвета. Исцеляющая
    сила цвета. — Киев София. 1996. -стр17-208.
  2. Воронин С. В. Основы фоносемантики. — Л. ЛГУ , — 1982.
    - 118 — 206 с.
  3. Журавлёв А.П. Звук и смысл. — М. Просвещение, 1991.
    - 14 — 123с.
  4. Клар Г. Тест Люшера: Психологическая
    характеристика восьми цветов. — Харьков, 1996. — стр.
    3-39.
  5. Лавренова Г.В. Лечение ароматами. — С-Пб. Диалог,
    1999. — стр 5-55, 90-173.
  6. Пекли Ф. Ароматология. Медицина — М., 2001. — стр
    8-46,114-118.

Следующий: