Интегрированный урок физики и математики в 9-м классе Тема: Кинематика

Цели урока:

  • формировать умение решать графические задачи;
  • повторить, обобщить и систематизировать знания
    по кинематике;
  • установить связь физики и математики.

Задачи урока:

Образовательные

По физике:

  • обобщение знаний по теме “Кинематика”
  • закрепление решения графических задач.

По математике:

  • углубление, обобщение и систематизация знаний
    по теме: Функция и графическое ее представление.
  • совершенствование навыков построения графиков
    вида: Y=kх+l, Y=kх2+ bх+с.
  • применение знаний при подготовке
    государственной итоговой аттестации по алгебре
    в 9-м классе.

Развивающие:

  • развитие логического мышления, расширение
    кругозора;
  • развитие памяти, умения сравнивать, обобщать,
    анализировать при построении графиков.

Воспитательные:

  • развитие познавательного интереса к изучению
    физики и математики.

Оборудование урока:

компьютерный класс,
оснащенный современной техникой, показ слайдов с
таблицей и тестов по физике и математике.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний:

Учитель физики:

Физика-наука о природе. Вспомним Ф.И. Тютчева:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Каким языком пользуется физика при описании
явлений природы? Правильно, математическим.
Вспомним главные формулы кинематики.
(Проводиться физический диктант, выявляющий
знание основных формул кинематики).

Учитель математики:

Итак, вспомним из курса
алгебры, какие функции вы изучали?

Трое учеников рассказывают по очереди о
функциях: линейная ,прямая пропорциональность,
квадратичная. После каждого выступления
решаются задачи и заполняется часть таблицы.

Графики движений


Выступление учащихся:

1) Если значение х, у положительны и k >0 ,то
зависимость между переменными х и у, выражаемую
формулой у=k х, обычно называют прямой
пропорциональной зависимостью ,а число k –
коэффициентом пропорциональности. Графиком этой
функции является прямая, проходящая через начало
координат. Например, путь, пройденный телом при
движении с постоянной скоростью, прямо
пропорционален времени движения.

Задание№1:

Построить графики функции:

а) у=3х; б) у=5 х.

2)Линейной функцией называется функция вида у=k
х+b ,где k и b –заданные числа. Графиком этой
функции является прямая Так как прямая
определяется двумя точками, то для построения
графика достаточно построить две точки этого
графика.

Задача №2

Дана линейная функция у(х) =3 х- 1.

Найти у(0), у (1), у(2);найти значение х, если у(х)=-4,
у(х) =8.

3)Функция у= a х2+b х+с, где a, b,с заданные
действительные числа, a0, х-действительная переменная,
называетсяквадратичной функцией. Графиком этой
функции является парабола, получаемая сдвигом
параболы у=a х2 вдоль координатных осей.
Равенство у=a х2+b х+с называют уравнением
параболы. Ветви параболы направлены вверх, если
a>0, и направлены вниз, если a0. Координаты (х0 0)
вершины параболы у =a х2+b х+с можно найти по
формулам

Задача №3

Найти значение k ,если точка (-1, 2)
принадлежит параболе: у =k х2+3 х-4 ;у=-2 х2+kх-6

Учитель математики

: Молодцы! Продолжим
заполнять таблицу.

Учитель физики

: Вспомним характеристики
движений: равномерного, равноускоренного,
равнозамедленного. После заполнения таблицы
решает задача

Задача

: Бомбардировщик, созданный по
технологии “Стеллс” и невидимый для радаров,
летит в облаках равномерно по прямой над
территорией повстанцев. Технике войск ПВО
повстанцев удалось зафиксировать участок
траектории движения снаряда, сброшенного с
самолета. (рис 1). Полное время падения снаряда 31 с.
Для уничтожения неприятельского самолета
специалистам ПВО необходимо определить высоту и
скорость полета самолета-невидимки.

Решение

Задачи:

1) Зная полное время падения снаряда, найдем, с
какой высоты он выпущен:

Очевидно, что на такой высоте и проходил полет
самолета.

2) Скорость самолета равна горизонтальной
составляющей скорости снаряда lх
последняя – величина постоянная; значит, ее
можно найти по формуле х l =S/t. Для
этого определяем S и t . Из графика (рис.1) видно, что
траектория движения снаряда проходит через
точки с координатами: х1 = 0,4 км, у 1 = 0,6
км , х2 = 0.8 и у2 = 0. Если за S принять путь
по горизонтали между этими точками, а время,
затраченное на полет, принять за t , то можно
определить х. Время полета t = t2
t1, где t2 — время, прошедшее от начала
падения снаряда до момента прохождения им второй
точки, t1 — время, прошедшее от начала
падения снаряда до момента пролета им первой
точки. Время равно полному времени падения
снаряда, т.е. t 2= 31 с; t1 найдем из
уравнения

Итак, t = 2 – t1

; t = 31
с
– 29 с = 2 с.

Рассчитаем lx:
lx = ; lx = lx =
= 200 м/с.

Учитель математики:

Сейчас ребята каждый вас
может проверить хорошо ли он научился читать и
строить графики, выполнив тестовое задание по
физике и математике. Задания по математике:
№1 Построить график функции у=о,4х-1 При каких
значениях аргумента функция принимает
положительные значения.

№2 Прямая у=kх +b проходит через точку А(2.5;1).
Угловой коэффициент этой прямой равен 0,5.
Запишите уравнение этой прямой и найдите
координаты точки, в которой она пересекает ось Х.

№3 Найдите значения b , при которых парабола у=2х2+bх+18
касается оси Х. Для каждого значения b определите
координаты точки касания.

Учитель физики:

Задания по физике:

№1 По графику зависимости
координаты тела от времени (рис. 2).

1) Укажите, как движется тело на участке ОА.
Ответы: А. Покоится. Б. Равномерно движется в
направлении оси ОХ. В. Равномерно движется в
направлении, противоположном оси ОХ.

№2: по графику, (рис.2) определите проекцию
скорости тела на участке ОА. Ответы: А.0. Б. 2 м/с. В. 4
с/ м. Г. — 2 м/с. Д. — 4 м/с.

№3: По графику зависимости проекции скорости
тела от времени (рис.3) запишите уравнение его
координаты, если начальная координата равна 3 м.
Ответы: А. Х

3. Подведение итогов урока

4. Домашнее задание: учащимся заполнить правый
столбец таблицы “Графики движений”.

Литература:

  • Алимов Ш.А. Колягин Ю. М. Сидоров Ю.В. Алгебра:
    Учебник для 7 класса общеобразоват. учреждений –
    М.: Просвещение, 2002 год.
  • Алимов Ш.А. Колягин Ю. М. Сидоров Ю.В. Алгебра:
    Учебник для 8 класса общеобразоват. учреждений –
    М.: Просвещение, 2002 год.
  • Кузнецова Л.В. Суворова С.Б. Алгебра: сб. заданий
    для подготовки к гос. итоговой аттестации в 9
    классе. М.: Просвещение 2009 год.
  • Дик Ю.И. Турышев И.К. Межпредметные связи курсы
    физики в средней школе. М.:Просвещение 1987 год.
  • Перышкин А. В. Гутник Е. М. Физика 9 кл.: учебник
    для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2008 год.
  • Презентация

    Следующий: