Интегрированный урок физика + информатика в 9-м классе по теме Явление электромагнитной индукции

Цели:

  • Создать условия для понимания явления электромагнитной индукции;
  • Создать условия для дальнейшего развития умений сравнивать, анализировать и делать выводы;
  • Способствовать воспитанию коммуникативных навыков через организацию работы в группе.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления материала.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Дидактический и иллюстративный материал к уроку: мультимедийная презентация (приложение 1), задания для работы в группах (приложение 2), биография Фарадея (приложение 3), тест достижений (приложение 4), домашнее задание по выбору (приложение 5).

Деятельность учителя Деятельность учеников
Организационный момент
Приветствует учеников, предлагает занять свое место в творческих группах и проверить готовность рабочего места к уроку. Приветствуют учителя, рассаживаются по творческим группам, проверяют готовность рабочего места.
Целеполагание и мотивация
(Слайд № 1 с сотовым телефоном). Предлагаю начать урок с небольшого социологического исследования. Вы согласны? Поднимите руку те, кто всегда носит с собой мобильный телефон. А теперь те, кто постоянно не носит, но пользуется довольно часто. Для чего чаще всего используете мобильник? А еще для чего можно использовать? Мобильный телефон стал сейчас для многих необходимой вещью. Можно и с друзьями пообщаться, и музыку послушать, и найти нужные сведения в Интернете, и поиграть, но все это требует затрат энергии. Хорошо, если есть возможность подзарядить телефон, а если вы находитесь, например, в походе? Как поступить в подобном случае? Ваши предложения. Спасибо, но это не все возможные варианты. (Слайд № 2 с зарядным устройством). На данном слайде показано зарядное устройство, которое позволяет зарядить телефон без какого-либо источника тока. В розетку его включать не нужно. Как вы думаете, за счет чего оно работает?

Сегодня на уроке мы с вами должны узнать, как работает данное устройство, какое явление в нем происходит. Как вы думаете, что нового мы должны узнать, изучая какое-то явление?

Открывается доска на ней тема «Явление электромагнитной индукции» и требования государственного стандарта:

  • Уметь описывать и объяснять физическое явление;
  • Приводить примеры практического использования физического явления.
Пытаются разрешить проблемную ситуацию, ставят свои цели урока.

Знать, как называется явление, при каких условиях оно происходит, объяснить данное явление с научной точки зрения, познакомиться с применением на практике.

Уметь выделять данное явление среди других и использовать знания для ответа на качественные вопросы.

Актуализация знаний
Название явления состоит из двух частей: электро- и магнитная. Для того чтобы всем все было понятно давайте вспомним то, что уже изучали:

  • Что такое электрический ток?
  • На рисунке изображен полосовой магнит, линии магнитного поля которого пронизывают проволочный контур. Предложите способы изменения магнитного потока через контур.
Отвечают на вопросы учителя, вспоминают полученные ранее знания.
Изучение нового материала
Достигнуть цели мы можем разными способами: послушать мое объяснение, прочитать параграф в учебнике, исследовать явление самостоятельно в ходе эксперимента. В каком случае вам будет интереснее работать?

Именно по этой причине мы с вами разделились на группы.

Вспомните правила работы в группах:

  • Задание у вас общее, но каждый может выбрать ту его часть, которая лично ему интереснее. Общий результат зависит от каждого.
  • Работая над проблемой вместе, мы учимся слушать и слышать друг друга, убедительно доказывать и опровергать, терпимо воспринимать критику, внимательно и деликатно относится друг к другу.
  • Время на работу ограничено (7 минут).
Получают групповое задание. Читают, распределяют задание в группе, приступают к выполнению.
Закрепление
Ученикам, выполнявшим экспериментальное задание, предлагается отчитаться по результатам их работы. При отчете задание читать не нужно. В чем заключался опыт? Каковы его результаты?

Обобщаются выводы учеников и общий результат записывается в тетрадь: «1. Явление заключается в том, что в замкнутом контуре возникает электрический ток при изменений магнитного потока, пронизывающего данный контур».

Давайте проверим, верен ли, сделанный нами вывод. К какому мнению пришли ученые, выполнявшие подобные эксперименты?

Группы отчитываются по 1 заданию.
Предлагается выступить ученикам, выполнявшим историческое задание. Делается вывод о том, что полученные нами результаты совпадают с выводами Фарадея (Слайд с портретом Фарадея).
Обобщаются выводы учеников и общий результат записывается в тетрадь: «2. Явление открыто Майклом Фарадеем в 1831 году».
Группы отчитываются по заданию 2. Подробно 1 и 2, другие дополняют.
Мы уже знаем, как называется явление, как оно происходит. А где оно применяется?

В тетради: «3. Явление применяется:

Предлагается выступить ученикам, работавшим с рисунками. (Слайды с рисунками – фонарь Фарадея, велосипедный генератор, генератор постоянного тока, ручная зарядка для телефона).

Группы отчитываются по заданию 3.
Рефлексия. Тест достижений
Предлагает выполнить тест. Выполняю тест, сравнивают свои ответы с эталоном. Самооценка.
Домашнее задание
Сообщается информация о домашнем задании.
(Слайд с домашним заданием)
Ученики делают свой выбор.

Следующий: