Интегрированный урок физика + информатика в 11-м классе Использование явления электромагнитной индукции

Педагогическое обоснование урока

Урок проводится с целью ознакомления учащихся
с применениями явления электромагнитной
индукции при работе трансформатора, записи и
чтения информации с магнитных носителей и
обнаружения металлических предметов.

Использование информационно-коммуникативных
технологий позволяет включить иллюстрации к
материалу урока, что активизирует деятельность
учащихся и формирует интерес к предмету. С
помощью компьютерной анимации показывается в
динамике принцип записи и чтения данных на
магнитных носителях информации – процесс,
который невозможно увидеть в ходе работы
механизма. Наличие локальной сети позволяет на
компьютере преподавателя оперативно обработать
результаты тестирования класса и немедленно
корректировать знания учащихся. Получение
информации с электронных источников при наличии
общего доступа в Internet индивидуализирует учебный
процесс за счет предоставления возможности
учащимся как углубленно изучать физику, так и
отрабатывать элементарные навыки и умения по
информатике.

Урок проводиться в компьютерном классе,
оснащенным мультимедийным проектором, локальной
сетью и имеющий общий доступ в Internet.

Цели урока:

Образовательная

: продолжить работу над
формированием понятия об электромагнитном поле
как виде материи и доказательства его реального
существования; совершенствовать навыки решения
расчетных задач.

Развивающая

: продолжить работу с учащимися
над формированием представлений о современной
физической картине мира; по формированию умений
применять полученные знания для объяснения
принципов действия технических устройств;
продолжить работу над развитием
интеллектуальных умений и навыков: выделение
главного, анализ, умение делать выводы.

Воспитательная

: формировать
материалистическое мировоззрение и
нравственные качества личности.

Оборудование и техническое оснащение урока:


Ход урока:

Организация начала занятия.

Начинается демонстрация Flash-презентации урока

< Приложение1>

Слайд 1.

Вступительное слово учителя, в
котором подчеркивается значение изучаемой темы,
формулируются тема урока и определяются его
задачи.

Создание проблемной ситуации:

Слайд 2.

Вопросы к слайду:

Какую опасную работу выполняет солдат? (солдат
ищет мины).

Как называется эта воинская профессия? (сапер).

С помощью какого прибора сапер обнаруживает
мину? (миноискатель или металлодетектор).

Какие предметы позволяет обнаружить
миноискатель? (металлические)

Почему миноискатель не может обнаружить
пластмассовые предметы?

На сегодняшнем уроке мы поговорим о физическом
явлении, лежащем в основе работы миноискателей,
познакомимся с работой широко распространенного
технического устройства – трансформатора, и
узнаем как работает настоящий металлодетектор.


Проверка выполнения домашнего задания.

Слайд 3.

В основе работы металлоискателей
лежит явление возникновения тока в контуре,
находящимся в переменном магнитном поле. Перед
тем, как рассматривать новый материал, выполните,
пожалуйста, тест “Явление электромагнитной
индукции” < Приложение 2>.
(Анализ выполнения теста, коррекция знаний
учащихся в вопросах, вызвавших наибольшее
затруднение.)

Подготовка к усвоению нового материала.

Слайд 4.

Используя Яндекс, найдите

1. Определение слова «Трансформатор
электрический» в Большой советской
энциклопедии;

2. Схему трансформатора;

3. Кто изобрел трансформатор (однофазный и
трехфазный)?

Учитель контролирует ход поиска и рекомендует
сохранить результаты, так как они используются
далее в уроке.


Изучение нового материала.

Слайд 5.

Рассмотрим устройство и
принципиальное действие трансформатора.

Демонстрация. Устройство и действие
однофазного трансформатора

- загорание лампочки во вторичной катушке
(объяснение данного опыта)

- принцип работы сварочного аппарата (почему
витки во вторичной катушке понижающего
трансформатора толще?)

Слайд 6 – 10.

Визуализируем принцип работы
трансформатора.

(Слайды позволяют повторить устройство
трансформатора, принцип работы, условное
обозначение и величины, характеризующие
трансформатор)


Первичное закрепление нового материала

Слайд 11 – 12.

Опорный конспект.

(На основание обобщенного плана изучения
технического устройства составляется опорный
конспект урока и записывается в тетрадь, что
позволяет третий раз повторить учебный материал)

Слайд 13 – 14.

Задача и образец решения

(Задача формулируется на основе фотографии
сетевого адаптера, что позволяет показать
применение трансформатора в быту и
вычислительной технике. Ход решение задачи
выстраивается в фронтальной беседе с учащимися и
этапы иллюстрируются при последовательной
прорисовки слайда. Решение задачи записывается в
тетрадь.)


Техническое использование явления
электромагнитной индукции

Слайд 15.

При изучении по информатике темы
“Носители информации” мы говорили о дисках и
дискетах. Запись и чтение информации с
магнитного носителя основано на применении
явления ЭМ индукции.

Flash-фильм «Магнитные носители информации»

< Приложение3>

(Учитель комментирует кадры фильма, заостряя
внимание на узловых моментах)

Слайд 16.

В начале урока мы видели
металлодетектор – прибор для обнаружения
металлических предметов. Ваш товарищ собрал
металлодетектор и сейчас он расскажет о своей
работе.

Презентация «Металлодетектор»

< Приложение4>

(Учащийся презентует свою исследовательскую
работу)


Подведение итогов урока.

Слайд 17.

Задание: Используя ресурсы Internet,
найдите фотографии и характеристики
трансформаторов. Результаты поиска используйте
для подготовки домашнего задания.

Домашнее задание

:

Слайд 18.

§ 35, дополнительное задание:
составить задачу на расчет характеристик
трансформатора.

Следующий: