Интегрированный урок физика + информатика по теме Гармонические колебания. Редактор электронных таблиц Excel. Решение задач

Класс: 11.

Тема: «Гармонические колебания.
Редактор электронных таблиц M.Excel. Решение задач».

Цели урока:

  • Образовательные:
    • закрепить навыки решения задач по теме
      «Гармонические колебания;
    • закрепить полученные знания по теме «Редактор
      электронных таблиц M.Excel;
    • научить доводить полученные умения до
      автоматизма;
    • научить использовать редактор электронных
      задач при решении задач по физики.
  • Развивающие:
    • развивать познавательный интерес к учебным
      дисциплинам и умение применять свои знания в
      практических ситуациях;
    • расширить кругозор учащихся;
    • развивать и корректировать логическое,
      абстрактное мышление.
  • Воспитательные:
    • воспитывать культуру общения и культуру речи;
    • воспитывать чувство ответственности и
      солидарности;
    • формировать умение работать самостоятельно.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор
  • Экран
  • Программы:
  • Microsoft Office Excel.
  • Microsoft Office Power Point.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка образовательной задачи

Учитель: В начале урока предлагаю
вам каждому взять по одной из предложенных
полосок бумаги. (Чёрная, зелёная, оранжевая)
Тема нашего занятия “ Гармонические
колебания. Редактор электронных таблиц M.Excel.
Решение задач ” (Презентация)

III. Закрепление

Учитель: Давайте повторим, основные
формулы и понятия гармонических колебаний. Какие
колебания называются гармоническими?
Ученик: Гармонические колебания,
колебания, при которых физическая величина
изменяется с течением времени по закону синуса
или косинуса. (Слайд 2)
Учитель: Каким уравнением описываются
гармонические колебания?
Ученик:

Учитель: Что называют периодом
колебаний?
Ученик: Минимальный интервал времени,
через который происходит повторение движения
тела, называется периодом колебаний T. (Слайд 4)
Учитель: Что показывает амплитуда
колебаний?
Ученик: Амплитуда колебаний – это
максимальное смещение от положения равновесия.
(Слайд 5)
Учитель: Что называют частотой
колебания?
Ученик: Физическая величина, обратная
периоду колебаний, называется частотой
колебаний. Частота колебаний? показывает,
сколько колебаний совершается за 1с. Единица
частоты – герц (Гц). (Слайд 6)
Учитель: Что показывает циклическая
частота?
Ученик: Циклическая или круговая
частота – это число колебаний тела за . (Слайд 7)
Учитель: А сейчас устно решим задачу.
(Слайд 8)

По графику, приведенному на рисунке

1. Найти амплитуду, период, частоту и
циклическую частоту колебаний;

2. Написать уравнение зависимости

3. Найти смещение через 0,1 и 0,15 с после начала
отсчета времени. (–10 см и 0)

Учитель: Прежде чем решить следующую
задачу вспомним, какие виды маятников вам
известны. (Слайды 9, 10, 11)

Задача 2. Найти массу груза, который на
пружине с жесткостью 250 Н/м делает 20 колебаний за
16с. (Слайд 12)

Учитель информатики: Дальнейшая наша
задача решить эту задачу на компьютере.
Какой редактор мы можем использовать для решения
задачи?
Ученик: Редактор электронных таблиц.
Учитель информатики: Для чего
предназначен этот редактор? Вспомним структуру
электронной таблицы. (Слайд 13)
Ученик: Таблица состоит из столбцов и
строк. Заголовки строк обозначаются числом,
столбцов – латинской буквой или сочетанием
букв. На пересечении столбца и строки
образуется ячейка. Каждая ячейка имеет свой
адрес, который состоит из имени столбца и имени
строки.
Учитель информатики: Какие типы данных
могут находиться в ячейке.
Ученик: Числовой, символьный, формула.
Учитель информатики: Что представляет
из себя формула?
Ученик: Формула начинается со знака
равно и содержит силки на ячейки.
Учитель информатики: В каком случае в
ячейки появляются решётки? (Слайд 14)
Ученик: Если число не входит в ячейку –
появляются решётки. Необходимо увеличить ширину
ячейки.
Учитель информатики: Я начала решать
рассмотренную выше задачу. Всё ли верно я
сделала? (Слайд 15)
Ученик: Неверно введены данные,
необходимо числовые значения вводить в ячейку
без символов. Перед формулой необходимо
поставить «=».
Учитель информатики: Для решения
рассмотренной выше задачи, сколько формул нам
придётся вводить? (есть несколько решений: можно
сразу ввести одну сложную формулу, можно найти
сначала промежуточные значения T2, П2,
либо KT2, 4П2).



IV. Практическая работа

– Если нет вопросов, вы можете занять места за
компьютерами и начать выполнение практической
работы. Записываем данные и каждый решает задачу
любым способом.

Обычно сильные ученики составляют сразу
сложную формулу, слабые – находят промежуточные
значения.

Учащиеся самостоятельно за компьютерами
выполнят практическое задание. Звучит тихая
музыка.

Учитель: Для того чтобы ваши глаза не
устали давайте сделаем упражнение для глаз.
Посмотрите, пожалуйста, на меня.

Напрягаясь, закройте глаза, посмотрите вдаль.
Повторите упражнение 2-3 раза.
Посмотрите вверх потом вниз. Повторите 2-3 раза.
Закройте глаза, посмотрите вдаль. Повторите 2-3
раза.
Посмотрите в левую верхнюю точку, а потом в
правую нижнюю точку. Повторите 2-3 раза.
Закройте глаза, посмотрите вдаль. Повторите 2-3
раза.
Посмотрите в правую верхнюю точку, а потом в
левую нижнюю точку. Повторите 2-3 раза.
Закройте глаза, посмотрите вдаль. Повторите 2-3
раза.
Посмотрите на кончик носа, а потом вдаль.
Повторите 2-3 раза.
Сделайте лёгкое моргание глаз. Повторите 5-6 раз.

Учитель информатики: Решим эту же
задачу с новыми данными. Округлим ответ до
десятых: к = 500, n = 30, t = 60. Кто быстрее.

Учащиеся подставляют только новые данные,
ответ выдаётся автоматически.

V. Итог урока

Оценивание работы класса. Оценивание каждого
ученика учителем физики, информатики.

VI. Рефлексия урока

– Что на уроке было трудным?
– Сейчас предлагаю вам каждому взять ещё по
одной из предложенных полосок бумаги. (Чёрная,
зелёная, оранжевая).

Если ученик в начале урока взял оранжевую
полоску, а в конце зелёную или чёрную, значит
настроение ухудшилось, на уроке были трудности. И
наоборот.

VII. Домашнее задание

Учитель физики раздаёт индивидуально задачи
по физики на карточках. Задачу необходимо решить
в редакторе электронных таблиц.

Приложение




Следующий: