Интегрированный урок физика + информатика по теме Дисперсия

Цели урока:

Образовательные:

  1. Учащиеся должны усвоить следующие понятия: дисперсия, спектр, состав белого цвета, порядок цветов в спектре.
  2. Учащиеся должны уметь: доказывать, что произошло явление дисперсии, указывать причины появления явления дисперсии, применять теоретические знания на практике.

Развивающие:

  1. Продолжать развивать исследовательские навыки, умение проводить эксперимент, делать выводы.
  2. Развитие коммуникативных способностей учащихся по теме;
  3. Развитие умений выделять главное;
  4. Сопоставлять факты, анализировать, высказывать свою точку зрения и отстаивать ее по проблеме урока.
  5. Продолжать развивать навыки работы с электронными учебными пособиями.
  6. Продолжать развивать навыки работы с программами офисного пакета Microsoft Office для отображения результатов своей работы.
  7. Продолжать развивать навыки защиты результатов своей работы.

Воспитательные:

  1. Развивать культуру речи, взаимоотношения, речевой этикет;
  2. Воспитывать уважение, понимание и толерантность;
  3. Воспитывать нравственное отношение к любым явлениям в любой среде.

Обеспечение урока:

  • Техническое обеспечение урока: Компьютерный класс, сеть Интернет, мультимедийный проектор (по возможности), презентация (приложение 1).
  • Программное обеспечение: офисный пакет Microsoft Office 2003 и выше (Power Point, Publisher), плеер открытых образовательных модульных мультимедиа систем (ОМС) (подробнее о ОМС можно узнать на диске № 56 электронные образовательные ресурсы нового поколения, входящий в комплект лицензионного программного обеспечения, поставляемого в школы РФ или на сайте http://fcior.edu.ru/), электронные модули (ОМС) по теме «Дисперсия» (скачать в Интернете http://fcior.edu.ru/wps/PA_1_0_1BP/dynamic/category.jsp?category_id=10119&page_id=10 или раздел физика, модули 101-110), диск серии «Электронные уроки и тесты. Физика в школе. Свет. Оптические явления».
  • Оборудование для экспериментальной деятельности: комплект оборудования «Волновая оптика» лаборатории L-микро, учебное пособие «Волновая оптика. Руководство по выполнению экспериментов. -М.: МГИУ, 2006. – 35 с. Поляев О.А., Хоменко С.В.».
  • Цифровой фотоаппарат (по возможности).

Подготовка учителя к уроку: Урок проводится в кабинете информатики, предварительно в кабинете делается затемнение, необходимое для проведения эксперимента. Учитель готовит презентацию для проведения этапа урока «Актуализация знаний», устанавливает необходимое программное обеспечение, проверяет его работу, готовит оборудование, необходимое для проведения исследовательской деятельности, готовит печатные материалы.

Для проведения урока класс делится на 4 группы, каждая группа работает индивидуально, но в процессе работы все учащиеся групп должны достигнуть целей урока.

Первая группа работает на компьютерах, с электронными модулями (ОМС) по теме «Дисперсия» (все модули необходимо поместить в одну папку, например «Урок дисперсия», папку расположить на рабочем столе), вторая группа работает на компьютерах с диском серии «Электронные уроки и тесты. Физика в школе. Свет. Оптические явления», третья группа работает с сетью Интернет, четвертая группа проводит эксперимент по теме «Дисперсия», оборудованием «Волновая оптика» лаборатории L-микро. (работа №1,2,3).

Ход урока

Первый этап урока: «Актуализация знаний».

Первый этап урока проводится с помощью презентации (приложение 1). Если имеется мультимедийный проектор, то презентация выводится на большой экран, если нет, то презентация загружается на каждый компьютер. На этом этапе учащихся готовим к работе на уроке. Формулируем вопросы, актуализирующие опорные знания и умения учащихся по теме урока, показываем необходимость изучения данной темы.

Работа с презентацией:

  • Ученикам демонстрируют фотографии следующих природных явлений: радуга и гало.
  • После демонстрации фотографий обсуждают изображенные явления, учитель проблему и сообщает тему и цели урока.
  • Для изучения новой темы учащиеся повторяют вопросы, записанные на слайде № 6, №7.

Второй этап урока: «Изучение нового материала».

Прежде чем приступить к работе, необходимо повторить технику безопасности при работе за компьютером и с физическим оборудованием.

На этом этапе каждая группа выполняет свое задание, которое распечатывается на листах:

Группа 1. Работа на компьютере, с электронными модулями (ОМС) по теме «Дисперсия». Приложение 2.

Группа 2. Работа на компьютере, с диском серии «Электронные уроки и тесты. Физика в школе. Свет. Оптические явления». Приложение 3.

Группа 3. Третья группа работает в сети Интернет. Приложение 4.

Группа 4. Четвертая группа проводит экспериментальную работу по теме «Дисперсия» и работает с учебником физики. (§66 Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев 11 класс)

Для работы четвертой группы необходим комплект «Волновая оптика», лаборатории L-микро. Проводимые эксперименты описаны в учебном пособии «Волновая оптика. Руководство по выполнению экспериментов. — М.: МГИУ, 2006. – 35 с. Поляев О.А., Хоменко С.В.». (учебное пособие поставляется вместе с оборудованием). Приложение 5.

В ходе выполнения работы учащиеся могут фотографировать свою работу и результаты своей работы.

После того как учащиеся закончат свою работу необходимо подвести итог их деятельности и провести фронтальный опрос:

  • Что произойдет с белым светом если он пройдет через призму?
  • Что произойдет с лучом красного лазера, если его пропустить через призму?
  • Кто впервые провел эксперимент по разложению белого света?
  • Что такое дисперсия?
  • Что такое спектр?
  • Сколько цветов содержит спектр белого цвета? Перечислите их? Как запомнить порядок расположения цветов в спектре белого цвета?
  • Какие природные явления можно объяснить используя понятие «Дисперсии».

Третий этап урока: «Контроль и самопроверка знаний».

Для контроля полученных знаний на уроке и закрепления навыков работы с программами, входящими в офисный пакет Microsoft Office предлагается каждой группе создать на выбор выходную работу: презентацию (Power Point), буклет, бюллетень (Publisher). Тема работы: «Дисперсия». При выполнении работы учащиеся используют сделанные во время работы фотографии и заранее подготовленный набор рисунков и фотографий по данной теме.

После выполнение работы каждая группа защищает свою работу.

Четвертый этап урока: «Подведение итогов урока».

После защиты работ, необходимо подвести итог проведенной работы.

При подведении итогов можно вывести репродукцию картины «Ньютон получает спектр солнечного света», находится в презентации приложения 1, слайд № 8. Составить ряд вопросов к картине.

И необходимо на этом этапе подготовить учащихся к изучению темы «Спектр. Спектральный анализ».

Для этого необходимо вывести слайд №9, в презентации (приложение 1). Сообщить учащимся, что «спектр», очень важное понятие в физике. С помощью спектра мы можем, например, определить температуру, химический состав, размеры звезд. Без «спектра» не может обойтись ни физик, ни химик, ни криминалист, ни астроном. Но все это мы будем изучать на последующих уроках.

Домашнее задание: §66 Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев 11 класс.

Пятый этап урока: «Рефлексия».

Ученикам раздаются листочки с вопросами. Необходимо ответить на вопросы и вернуть листочки преподавателю.

  • Каковы мои главные результаты на уроке? Что я понял и чему научился?
  • Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?
  • Каковы основные трудности при выполнении задания?
  • Необходимо ли проводить такие уроки?

Список литературы:

  1. http://fcior.edu.ru/
  2. Учебное пособие «Волновая оптика. Руководство по выполнению экспериментов. -М.: МГИУ, 2006. – 35 с. Поляев О.А., Хоменко С.В.».
  3. Мякишев Г.Я. Физика: Учеб. Для 11 кл. общеобразоват. Учреждений/ -12-е изд.М. : Просвещение, 2004. – 336 с.
  4. Диск серии «Электронные уроки и тесты. Физика в школе. Свет. Оптические явления». ЗАО «Новый диск», 2005.

Следующий: