Интегрированный урок физика + география по теме Вздохи Земли

Цели:

  • Образовательная: Сформировать целостное
    представление учащихся о природном явлении:
    землетрясении с точки зрения естественных наук:
    географии, физики, биологии, химии, астрономии.
  • Развивающая: развитие умений и навыков
    планирования своей деятельности, закрепление
    навыков самостоятельной работы с дополнительной
    литературой, с текстом учебника, с картой;
    продлить работу над формированием установления
    причинно-следственных связей над развитием
    логического мышления. Начать формировать умения
    над созданием проекта.
  • Воспитательная: Развитие способностей
    учащихся и их реализация. Приобретение веры в
    себя, развитие навыков общения при работе в
    группах. Воспитание материалистического
    мировоззрения. Профориентация через проектную
    деятельность.

Задачи:

  • ориентация на познание и преобразование
    окружающей действительности.
  • научить применять знания в реальной жизни.
  • продолжить формирование умения
    самостоятельной работы для решения учебных
    вопросов
  • продолжить формировать умения вести проектную
    деятельность

Формы и методы:

Объяснительно иллюстративный, частично
поисковый; работа в группах, составление
проекта” населенный пункт в сейсмически опасной
зоне”, самостоятельная работа с текстом
учебника, с дополнительной литературой, беседа,
сообщения учащихся, работа с картой.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: атласы, настенная карта
“строение земной коры и полезные ископаемые
мира”; учебники, дополнительная литература,
бумага, клей, картон, ножницы, скотч, схемы
учебника.

Ход урока

I. Психологический настрой.

На доске написан эпиграф:

“Вся земля сотрясалась, туч метнулась гряда.
Сотрясение земли унесло города…. ”

Низами.

II. Учитель: Рельеф на земле очень
разнообразный, в природе очень много интересных
уголков. Вы решили совершить восхождение на
горную вершину. В какие горы пойдем? Как будем
добираться? Выслушиваются ответы учащихся.

Итак, летим самолетом к подножию г. Альп.
Добравшись до Альп, решили разбить у подножия
лагерь: ставим палатки, делаем кострище, погода
теплая, щебечут птицы, недалеко звенит ручей,
каждый увлечен делом, но ……вдруг все как-то
насторожилось, в природе что-то изменилось,
вокруг вас происходят какие-то странности….

Вы задаетесь вопросом: Что происходит? Почему?
(учащиеся высказываются)

Подводим к понятию, что в природе где – то
происходит землетрясение и оно приближается к
вам.



Итак, мы вычленили проблему, что это
землетрясение. Как защитить себя? Что это такое?
Как оно происходит?

III. Далее идет изучение понятия
землетрясение: идет работа с картой, с контурной
картой, заслушиваются сообщения учащихся:

  1. “Общее понятие о землетрясениях. Сейсмические
    территории”
  2. “Бывают ли землетрясения на территории
    Красноярского края”
  3. “Как происходят землетрясения как они влияют
    на окружающую среду”: разрушения, выделение
    газов
  4. “Можно ли предсказать землетрясения”
  5. “Как фиксируются землетрясения”
  6. “Лунные землетрясения”

Итак, в прошлом землетрясения вызывали у людей
суеверный страх, т. к. они не знали их причин. В
настоящее время известно, что землетрясения происходят
в результате образования разрыва и быстрого
смещения по нему
участков земной коры в ее
глубинах.
Место, где на глубине образуется
разрыв и смещение пород, называют очагом
землетрясения. Место над очагом – эпицентр,
волны расходящиеся от очага – сейсмические
волны.

Что же такое сейсмические волны, продольные,
поперечные с точки зрения физики?

Вопросы:

Продольные волны

Поперечные волны

Сейсмические волны

Скорость перемещения волн U = 7,3 км/сек

IV. Мы выяснили что такое
землетрясения, как они влияют на окружающую
среду. Вернемся к началу урока. Вы оказались в
зоне землетрясения.

Вопрос: Ваше поведение в данной ситуации.

Перерыв: деление на группы итак, вы строители.

V. Практическая работа.

И вдруг удар подземный…. Выбегаю
Из терема и вижу, что карниз
Обрушился, что крыша вся в обломках,
Все на земле…. и будто из колонн”.
Одна всего осталась в нашем доме”

Составление проекта “Строим населенный пункт
в сейсмически опасных зонах”.

Группы:

Строим населенный пункт с учетом нахождения
эпицентра, зная U сейсмических волн.

VI. Защита проектов.

VII. Ребята, сегодня на уроках вы
изучили понятие “землетрясение”. Из каких
научных областей вы брали знания?

VIII. Рефлексия.

IX. Д/з найти факты о крупных землетрясениях.

Физика: № 23.

X. Анализ отметок за урок.

Литература, используемая при подготовке к
уроку.

  1. А. Ф. Якушов “Динамическая геология”
  2. “За страницами учебника географии”
  3. “Мир вокруг нас”
  4. “Физическая география Красноярского края и
    республики Хакасии”
  5. “Физика в природе” — Л. В. Тарасов.
  6. Учебник физики 8 класс, Громов Родина,
  7. Учебник географии 8 класс Алексеев



Следующий: