Интегрированный урок физика + физкультура по теме Совершенствование техники лыжных ходов и повторение темы Кинематика и динамика курса физики

Цель урока: Совершенствование техники лыжных ходов и повторение
основных типов задач по физике уровня А и Б.

Задачи урока:

  1. Отработка попеременного двухшажного хода, одновременного бесшажного и
    одновременного одношажного ходов.
  2. Сравнение скоростей лыжников при использовании разного вида лыжных
    ходов.
  3. Сравнение ускорений.
  4. Определение тормозного пути.
  5. Определение веса лыжника в нижней точке траектории при скатывании с
    горки.
  6. Определение коэффициента трения скольжения.

Инвентарь: лыжи, лыжные палки.

Оборудование: секундомеры, рулетка, планшеты с заданиями на листах и
чистыми листами и ручкой для записи результатов и их обработки.

Зимой учащиеся нашей гимназии занимаются физической культурой на улице, на
школьном дворе, где прокладывается лыжня по форме близкая к окружности. Кроме
того, вблизи проложенной лыжни есть небольшая горка, на которой отрабатывают
подъем на лыжах по склону разными способами.

На уроке физкультуры практически всегда имеется группа освобожденных от
активных занятий учащихся, которым, тем не менее, показана прогулка на свежем
воздухе. Мы решили для таких учащихся на этом уроке приготовить ряд заданий по
повторению материала физики, связанных с работой на уроке физической культуры
остальных учащихся.

Ход урока

1. Построение.

На построении физорг рапортует о готовности группы к работе, сообщает учителю
об отсутствующих и о количестве освобожденных от активных занятий на улице.
Учителя раздают учащимся, освобожденным от лыжной подготовки, планшеты с
заданиями и приборы, необходимые для выполнения этих заданий.

2. Небольшая разминка, где можно произвольно пройти несколько кругов по
лыжне.

3. Отработка 3 видов лыжных ходов.

Во время отработки лыжных ходов учащимися, освобождёнными от активных
занятий, выполняются задания, связанные с решением задач по физике. Ученики,
выбрав объект для наблюдений, записывают массу выбранного ученика (взвешивание
вместе с лыжами проводится перед выходом на территорию) и начинают выполнение
конкретных заданий. Задания по физике учащиеся выполняют в группах по два
человека.

Рекомендуются следующие задания (на выбор).

Задание № 1.

Сравнить скорости при каждом из видов лыжных ходов, выбрав определенный
участок траектории, результаты записать в таблицу.

Фамилия и имя ученика:

Лыжный ход Путь, м Время, с Скорость, м/с
Попеременный одношажный ход
Попеременный двухшажный ход
Одновременный бесшажный ход

Сделать вывод.

Задание 2.

Сравнить ускорения и центростремительные силы, действующие на ученика при
движении по лыжне. Для этой цели, зная массу ученика вместе с лыжами и измерив
рулеткой радиус окружности, определить, используя результаты первого задания,
центростремительное ускорение и силу, действующую на ученика, двигавшегося по
дуге окружности. Результат записать в таблицу.

Фамилия и имя ученика:



Лыжный ход м, кг v, м/с R, м а, мс2 F, H
Попеременный одношажный ход
Попеременный двухшажный ход
Одновременный бесшажный ход

Для расчета ускорения и центростремительной силы учащиеся используют
следующие формулы:

Сделайте вывод.

Задание 3.

Определить, зная скорость и ускорение, тормозной путь. Проверить расчеты на
практике.

Фамилия, имя ученика V, м/с a, м/с2 S, м

Сделайте вывод.

Задание 4.

Определить коэффициент трения, зная начальную скорость (перед началом
торможения) и проведя измерение тормозного пути.

Для расчета учащиеся выполняют следующие выводы: Fтр =
μ mg = ma, следовательно

a = μg и, так какРезультаты измерений и вычислений записать в таблицу.

Фамилия, имя ученика V, м/с S, м μ

Сделайте вывод.

Задание 5.

Определите коэффициент трения, зная начальную скорость и измеряя время
торможения.

Для расчета используем формулы: в случае торможенияследовательно,
.

Фамилия, имя ученика V, м/с t, с μ

Сравните результаты заданий 4 и 5. Сделайте вывод.

Задание 6.

Зная массу лыжника, определите его скорость, измерьте радиус дуги окружности
при спуске с горы, определите вес лыжника в нижней точке.

Фамилия, имя m, кг V, м/с R, м/с P, H

Сделайте вывод.

Задание 7.

Проведите анализ формулы, которую вы получили для определения веса лыжника в
нижней точке траектории и ответьте на вопросы: как изменится при уменьшении
радиуса кривизны, ускорение, вес и сила тяжести лыжника.

Подведение итогов.

Построение.

Учитель физкультуры объявляет оценки за выполнение заданий, связанных с
предметом.

Учитель физики собирает планшеты и объявляет оценки за работу по выполнению
заданий. (На это не уйдет много времени, так как учитель физики наблюдал в
течение урока за работой учеников и оказывал помощь при затруднениях.)




Следующий: