Интегрированный урок физической культуры и биологии по теме Элементы единоборств в системе физической культуры. 8-й класс


Цель урока: cформировать у учащихся
понятие элементов единоборств в системе
физической культуры,осуществлять воздействие
физических упражнений на работу мышечной
системы.

Задачи урока:

  • Научить учащихся целенаправленно использовать
    знания по физической культуре, биологии,
    понимать практическое значение физической
    культуры для организма человека.
  • Развивать физические способности: силовые,
    скоростные, координационные, умение
    самостоятельно решать поставленные задачи.
  • Способствовать формированию аналитического и
    креативного мышления, умения выделять главное .
  • Воспитывать морально волевые качества
    личности: целеустремленность, решительность,
    мужество.
  • Способствовать воспитанию культуры
    физического и умственного труда, формированию
    коммуникативных качеств личности.

Целеполагание: Освоение искусств
владения своим телом и эмоциями.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока:
проблемно-исследовательский с элементами
практической деятельности.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь: шведская стенка,
борцовский ковер (спортивный татами), секундомер,
специальная одежда (дзюдока, самбовка), резиновый
амортизатор, ноутбук, учебник биологии и
физической культуры. Учебники по биологии и
физической культуре.

ХОД УРОКА

1. ФИЗИЧЕСКИЙ БЛОК


Части урока

Содержание урока

Дозировка

ОМУ

Подготовительная часть Построение. Сдача рапорта, приветствие 1 мин. Пятки вместе. Носки врозь. Четная подача
команд
Учитель физической культуры просит
учащихся расположиться на ковре по кругу и
присесть. В центре находится учитель и
рассказывает историю.
5-7 мин.

В 1905 году была русско-японская война. Эту войну
описывает Пикуль и Новиков. Японцы разгромили
эскадру адмирала Рождественского. Крейсер
«Варяг» отказался сдаться и вступил в бой против
18 японских крейсеров. Контр-адмирал Руднев с
командой ответили: «Все в бой!». В гавани
Порт-Артура стояли крейсера различных
государств. Когда «Варяг» проходил мимо каждого
крейсера, играл гимн того государства кому
принадлежал крейсер. Команда знала, что идет в
неравный бой. Последний снимок команды «Варяг»
сделал французский крейсер «Паскаль». Команда
погибла и приняла решение затопить «Варяг».
Японский император наградил контр-адмирала
Руднева и команду посмертно наградами за
храбрость. В настоящее время находится кладбище
в Японии. Где захоронены погибшие солдаты при
выполнении воинского долга.

Чтобы загладить свою вину японский император
пригласил детей погибших матросов, мичманов и
офицеров для обучения в школу единоборств
«КОДОКАН». Дети проходили тест – в течении двух
часов они сидели на коленях, а мастер читал
лекцию в течении двух часов о восточных
единоборствах. Если ребенок волновался и
неусидчиво слушал лекцию его выводили из зала.

Ощепков прошел тест. Его пригласили в школу
«КОДОКАН». После обучения он вернулся в Россию и
открыл свою школу единоборств. Так в России
зародилось восточное искусство единоборств.

Вопрос: какие волевые качества
проявили русские матросы и офицеры в
русско-японской войне

Ответ: мужество, решительность,
умение принимать решения и владеть собой и
эмоциями в сложнейшей ситуации, не поддаваться
панике.

Вопрос: какие физические
способности развивают единоборства дзюдо, самбо.

Ответ: развивают силовые
упражнения выносливость, скоростные
координационные умения.

Вопрос: Итак, как Вы думаете?
Какая тема урока? Какие будем решать задачи на
данном уроке. Почему присутствует учитель
биологии на данном занятии.

Ответ: Будем развивать
физическую силу, выносливость. Совместно с
учителем биологии будем вести беседу об
организме человека.

Учитель физической культуры: «Тема
нашего урока – элементы единоборств в системе
физической культуры». Наша задача – развитие
выносливости и физической силы. Учитель биологии
ознакомит вас с работой мышц человеческого тела.

2. БИОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК

Учитель биологии. 1 Стадия вызова.
Уважаемые коллеги прошу удобно расположиться на
борцовском ковре. Возьмите, пожалуйста
маршрутные листы (Приложение 1)
и раздаточный материал. Учитель в файлах
раздает маршрутные листы, печатный раздаточный
материал (в котором представлены элементы
единоборств), ручки.
Ознакомьтесь с маршрутным
листом. Итак, первое задание: что представляет
собой мышечная система человека. Общий обзор. В
маршрутном листе написано слово, кластер,
выделено ключевое слово – мышечная система.
Вспоминаем все, что вы знаете о мышечной системе.

Предполагаемый кластер

Учитель биологии. 2 Стадия осмысления.
Да, действительно мышцы – это опорная
двигательная система. И все что вы сказали – все
правильно. Давайте ближе познакомимся. Возьмите
раздаточный материал. Объединитесь в
микрогруппы, по 3-4 человека. Ознакомьтесь с
текстом. Посмотрите внимательно на слайд. Перед
Вами мышечная система человека. Я даю вам 5-7 минут
для работы. Затем каждая микрогруппа
индивидуально в маршрутных листах составит
отчет о функции мышечной системы. Двумя, тремя
предложениями сформулируйте вывод о влиянии
элементов единоборств на развитие мышечной
системы. Мы выбрали следующие направления почему
необходимо развивать мышечную систему, развитие
мышц с помощью элементов единоборств.

Работа в микрогруппах.

Каждая группа представляет отчет,
формулирует вывод о влиянии физических
упражнений и элементов единоборств на развитие
мышечной системы человека. Презентация
результатов.

Учитель биологии. Уважаемые коллеги
ответьте на вопрос: «Каково
микроскопическое строение скелетных мышц?
Каково макроскопическое строение скелетных
мышц?».

Ответ: Микроскопическое строение
скелетных мышц. Скелетные мышцы состоят из
пучков поперечнополосатых мышечных волокон. Они
содержат сократительные нити, состоящие из двух
разных белков, и потому кажутся поперечно
исчерченными. Каждый мышечный пучок покрывает
соединительнотканная пленка, а всю мышцу в целом,
состоящую из множества пучков, общая оболочка –
фасция. Она состоит так же из соединительной
ткани. Благодаря четко очерченным пучкам сила
тяги прикладывается к строго определенным
частям кости.

Макроскопическое строение скелетных мышц. В
строении многих мышц различают брюшко и
сухожилия. Брюшко состоит из множества пучков
поперечнополосатых мышечных волокон, покрытых
соединительнотканными оболочками. Такие волокна
необходимо физически упражнять. Обменные
процессы будут протекать лучше.

Учитель биологии. 3 Стадия рефлексии.
Вернемся к кластеру и дополняем его с учетом того
что узнали. Уважаемые коллеги, прошу закрыть
глаза и представить себя в образе спортсмена,
который умеет владеть своими эмоциями,
целенаправленно идет победе, соблюдает режим
тренировок. В маршрутных листах перечислите
качества личности спортсмена.

Ответ: целеустремленность,
выносливость, настойчивость, решительность,
мужество, умение владеть собой и своими эмоциями.

Домашнее задание. Дома изучить
дополнительные источники информации по нашему
вопросу. Создать информатор по нашей теме и
использовать на физической культуре.

3. ФИЗИЧЕСКИЙ БЛОК



Учитель физкультуры. Такими
качествами характерны для спортсменов,
воспитанников военных училищ, кадетских
корпусов. Постараемся объединить полученные
знания и практические действия


Части урока № п.п. Содержание урока Дозировка ОМУ
Подготовительная часть (12 мин.)

1
2
3
4
5

1
2
3
4
5
6
1

2

3

4
5

ОРУ
ХОДЬБА ПО КРУГУ
Руки в стороны на внешней стороны стопы
Руки вверх на внутренней стороны стопы
Руки на поясе на пятках
Руки за голову в полу приседе
Руки за голову в полном приседе
БЕГ
С высоким подниманием бедра
С захлёстом голени
Приставными шагами правым (левым) боком
Руки в стороны скрестным шагом вправо (влево)
Спиной вперёд «Марш»
Обычный бег
И.П. – Правая рука вверху, левая внизу
1-2. Отведение руки назад
3-4. Смена рук
И.П. – Руки к плечам
1-4. Круговые движения рук вперёд
5-8. Назад
И.П. – Руки перед грудью в локтях согнуть
1-2. Рывки перед грудью
3-4. Отведение рук назад
Повороты туловища на каждый шаг
Наклоны на каждый шаг
30 сек.

30 сек
12 мин
30 сек
30 сек
30 сек
30 сек
30 сек
30 сек
30 сек

30 сек
30 сек

30 сек
30 сек
8-12 раз

8-12 раз

8-12 раз

8-12 раз
8-12 раз

Пятки вместе, носки врозь
Четкая подача команд



Следить за осанкой.
Дистанция между учащимися.
Спина прямая

Вперед не наклоняться
Шаг скользящий
Соблюдать дистанцию
Смотреть через правое и левое плечо.
В локтях не гнуть
Круговые движения выполнять энергичней

Повороты выполнять медленно
Ноги в коленях не гнуть возвращаясь в исходное
положение

Основная часть (25 мин.) 1

2



Правила техники безопасности.
Осмотрите ковер, приведите себя в порядок.
Разбились на 4 микрогруппы Изучаем приемы
падения и защиты. Работаем со сменой форм работы.
Эксперты страхуют и регулируют нагрузку по
секундомеру. Обязательно работаем у шведской
стенки с резиновыми амортизаторами. Упражнения
передвижение в стойке, захвата рук и туловища,
освобождение от захватов.

Приемы борьбы за
выгодное положение. Борьба за предмет. Страховка.

15 мин.

10 мин.

Следить за правильностью выполнения
упражнения

Обратить внимание на применение в игре
передаче мяча одной рукой от плеча.

Заключительная часть (3 мин.) 1
2
Построение
Подведение итогов урока
30 сек.
2 мин 30 сек.
Отметить лучших. Провести краткий опрос
по теме. Выставить оценки
Домашнеезадание 1 Составить кластер. Мышечная
система. Работу выполнить индивидуально.
Принести Портфолио. Продолжим его наполнение.




Следующий: