Интегрированный урок физической культуры для учащихся 10-го класса

Для соразмерности, красоты и здоровья
требуется не только образование в области науки
и искусства, но и занятия всю жизнь физическими
упражнениями, гимнастикой.
Платон

Мы живём в быстро меняющемся мире. То, что вчера
казалось фантастикой, сегодня становится
повседневностью. И для того чтобы не стать только
потребителями новых достижений человеческого
ума, а оставаться страной учёных, изобретателей,
мыслителей, необходимо уже в школе ставить
задачу формирования научного мышления у детей. В
связи с этим в современном школьном уроке
увеличивается роль научной составляющей. Это
находит отражение и в методическом наполнении
урока — в школьной практике прочно закрепляется
метод проекта, вовлекающий учащихся в
исследовательскую деятельность, и в его
содержании — больше внимания уделяется теории,
междисциплинарным связям.

На первый взгляд, физкультура не самый
подходящий предмет для постановки научных
проблем. Однако мы знаем, что люди, и в первую
очередь учёные, издревле ценили физические
упражнения, спорт как основу «соразмерности,
красоты и здоровья» (Платон) и не только не
отделяли её от науки, но и находили в них точки
соприкосновения. «Наука — это спорт, гимнастика
ума, доставляющая мне удовольствие» — говорил
Альберт Эйнштейн. И если Эйнштейн сравнивает
науку со спортом, то мы поставили перед собой
задачу провести обратную параллель и помочь
детям увидеть тесную связь физкультуры с наукой.
Осуществлением замысла стал интегрированный
урок в десятом классе по теме «Основные приёмы
игры волейбол с обоснованием законами
механики».

Цели урока:

1) показать учащимся, как знание законов физики
помогает добиться успехов в физических
упражнениях;

2) формирование исследовательских навыков;

3) повышение мотивации к обучению.

Задачи:

1)формирование системных знаний по
комплексному освоению учебного материала на
уроке физкультуры с учётом междисциплинарных
связей;

2) повторение техники нападающего удара с
учётом законов механики;

3) совершенствование прямой подачи сверху и
подачи снизу, формирование нового научного
взгляда на уже известные детям приёмы игры;

4) Практическое применение новых знаний в
процессе самостоятельной работы.

Основные виды деятельности учащихся на
уроке:

1) сообщение новых знаний;

2) решение исследовательских задач на
теоретическом уровне;

3) опытная проверка теоретических выводов;

4) анализ и подведение итогов практической
работы.

Помогла подготовить урок замечательный
учитель физики Дербеко Тамара Борисовна.

В основной части урока ребята под руководством
учителя повторяли технику нападающего удара и
отрабатывали подачу сверху и подачу снизу, а
затем выполняли практическую работу:
«Определение начальной скорости, времени
движения волейбольного мяча в двух позициях: 1)
подача сверху 2) нападающий удар»

При помощи решения задач на свободное падение
учащиеся измеряли дальность полёта, высоту
подачи; вычисляли скорость и время полёта мяча.
Результатом этого теоретического исследования
стал прогноз: скорость нападающего удара больше
скорости подачи мяча сверху.

На следующем этапе урока ребята сравнивали
сделанные ими выводы и результаты опыта,
выполняя упражнения с мячом. Результаты опыта
прогноз подтвердили.

Практическая ценность данного исследования
заключается в следующем: учащиеся поняли, как,
учитывая влияние траектории (угла вылета) и силы
удара на полёт мяча, отправить мяч на сторону
противника в нужном игроку направлении, а
теоретическое обоснование, научность и
самостоятельность сделанных ребятами открытий,
несомненно, способствовали прочности усвоения
новых знаний.

Общеучебная ценность интегрирования предметов
в том, что для лучшего усвоения знаний по физике
это было наглядное повторение пройденного
материала. Кроме того, на основе проделанной
работы учитель поставил перед ребятами новую
проблему для изучения следующей темы:
«Перспективы движения тела под действием
нескольких сил».

Для овладения навыками физической культуры
ребятам наглядно была продемонстрирована
межпредметная связь, показано, как знания
законов физики влияет на достижение результата в
физических упражнениях.



Тема: основные приёмы игры волейбол с
обоснованием законами механики

Цель:

1) показать учащимся, как знание законов физики
помогает добиться успехов в физических
упражнениях;

2) формирование исследовательских навыков;

3) повышение мотивации к обучению.

Задачи:

1) формирование системных знаний по
комплексному освоению учебного материала на
уроке физкультуры с учётом междисциплинарных
связей

2) повторение техники нападающего удара с
учётом законов механики

3) совершенствование прямой подачи сверху,
подачи снизу

4) формирование нового научного взгляда на уже
известные приёмы игры

5) использование практических навыков
самостоятельной работы

Место проведения: большой спортивный
зал гимназии №87

Продолжительность урока: 45 мин.

Инвентарь и оборудование: волейбольные
мячи, набивные мячи, шагомер, рулетка

Презентация.


Части урока Частные задачи Содержание материала Дозировка Методические указания
Вводная часть Организовать внимание учащихся

Подготовка организма к работе

Повышение эмоциональности

Построение, сообщение задач урока.

Презентация:

- история развития игры волейбол

(доклад ученицы).

- физические основы тактики игры волейбол
(доклад двух учеников)

- Ходьба и бег

- ОРУ проводит ученица

Учитель:

1. Передвижение в упоре на руках, партнёр
удерживает ноги за голеностоп

2. Сгибание и разгибание кистей, держа набивной
мяч двумя руками у лица. Движение напоминает
заключительную фазу при верхней передаче мяча в
волейболе.

3. Перемещения с бросками и ловлей набивных
мячей.

5. Игра «Салки» с передвижением приставными
шагами на сильно согнутых ногах.

6. Перемещение от лицевой линии к сетке,
остановка и имитация приёма мяча сверху двумя
руками. Бег к лицевой линии от сетки, остановка и
имитация приёма мяча снизу.

7. Ловля и передача набивного мяча, бросаемого
на различные расстояния от занимающегося в парах
через сетку.

2 мин

2 мин

5 мин

5-7мин

14-15 мин

Напомнить о правильной осанке

Не прогибаться в пояснице

Мяч подбрасывать достаточно высоко


Основная часть СФУ

Повторение

Практическая работа

Индивидуальные передачи сверху,
снизу, в стену — сверху, в стену — снизу по 10 — 20
раз

Имитация нападающего удара на месте в прыжке

Имитация нападающего удара с разбега

Выполнение нападающего удара с подачи учителя,
ученика класса

Повторение подач прямой сверху и прямой снизу.

Практическая работа: «определение начальной
скорости, времени движения волейбольного мяча в
четырёх позициях:

1. подача сверху

2. подача снизу

Проводит ученик

Затем:

нападающий удар рядом с сеткой

нападающий удар с середины площадки

Проводит ученица

Измеряем дальность полёта нападающего удара

Вычисляем скорость и (время) полёта

Цель: сравнить прогноз игрока и результата
опыта

Прогноз: Скорость прямой подачи сверху выше,
чем прямой подачи снизу и скорость нападающего
удара у сетки выше, чем с середины площадки.

5мин

5 мин

5 мин

5 мин

5-7мин

26 мин

Нападающий удар — резкий , мощный,
неожиданный:

Заключительная

часть

Восстановить пульс, подготовить детей к
следующему уроку

Учебная игра

Анализ и подведение итогов практической работы

5мин.

1 — 2 мин.

6-7мин

Всего 41 — 45 мин.




Следующий: