Интегрированный урок Даты и числа из истории Москвы

Цели урока:

1. Образовательные – Выявить знания детей о
прошлом и настоящем столицы нашей Родины –
Москве; расширить знания детей по данному
вопросу; отрабатывать вычислительные навыки,
умение систематизировать, обобщать и выбирать
нужный вариант ответа;

2. Развивающие

– развитие мыслительных
операций посредством наблюдений, сравнений,
сопоставлений, обобщений, конкретизаций,
сознательного восприятия учебного материала,
развитие зрительной памяти, развитие речи
учащихся, потребности к самообразованию,
развитие интереса к изучаемым предметам,
способствовать развитию творческой
деятельности учащихся.

3. Воспитательные

– воспитание таких чувств,
как любовь к Родине, гордость за славное прошлое
нашей столицы, воспитание познавательной
активности, чувства ответственности, уважения
друг к другу, взаимопонимания, взаимоподдержки,
уверенности в себе; воспитание культуры общения.

Предварительная подготовка:

1. Подобрать фотографии с видом Красной площади,
Кремлевской стены со стороны Красной площади,
башен Кремля, Царь-колокола, Царь-пушки, …
2. Подобрать и подготовить стихи, посвящённые
городу.
3. Подготовить небольшие сообщения, которые
ребята будут делать во время «путешествия».
4. Подготовить вопросы по итогам «путешествия».

План:

I. Вводная беседа учителя.
II. Исторический экскурс.
III. Заочные путешествия:

1. «Москва в интересных числах»
Девиз: «Кто в Москве не бывал, красоты не видал».

2. «Интересные числа из истории Кремля»
а) исторический экскурс;
б) путешествие «Интересные числа из истории
Кремля».

IV. Викторина: «Знаю ли я Москву?».
V. Подведение итогов заочного путешествия по
Москве.

I. Вводная беседа учителя.

Москва была до летописных слов,
Где в первый раз ее возникло имя,
До той строки:
«Приди ко мне в Москов».
Она дымилась избами курными
На всех семи холмах,
над чистотой речной воды,
в разливах терпкой хвои…
Москва была до летописи той –
Да не была она еще собою.

-

Знаем ли мы Москву? И да, и нет.

Да, потому, что много читали, видели, слышали.

Нет, потому, что Москва — это увлекательнейшее
путешествие в ближние и дальние пласты истории.

Начало Москвы окружено сказаниями, легендами…

II. Исторический экскурс:

1-ый ученик:

«Ехал Великий князь Юрий, по
прозвищу Долгорукий, со своею дружиною из
славного города Киева в город Владимир. Дорога
шла через дремучие леса, топкие болота. Вдруг
увидел князь посреди болот огромного зверя. Было
у него три головы, шерсть пестрая многих цветов. В
изумлении остановились князь и его спутники,
глядя на это чудо. А зверь, явившись людям, исчез,
словно растаял в тумане. Вместе с Великим князем
ехал ученый гречанин-предсказатель. И спросил
его Юрий Долгорукий:

-Что знаменует собой явление чудесного зверя?

Предсказатель растолковал это так:

-Встанет поблизости сих мест град превелик,
треуголен и распространится вокруг него царство
великое. А пестроты шкуры звериной значат, что
сойдутся сюда народы разные и сбудется явление
ныне тебе знамение».

Это сказка, но с большим смыслом. Ведь сбылось
знамение — вырос великий город.

2-й ученик:

«Летопись рассказывает, что
четвертого апреля восемь с половиной веков
назад, встретились в новом городе князья. Держали
они в Москве военный совет. Юрий Долгорукий дал
своему гостю «обед силен». С первого летописного
упоминания люди начали считать ее возраст, а
князя Юрия Долгорукого по праву называют
основателем Москвы».

III. Заочные путешествия:

1. Давайте совершим небольшое путешествие по
Москве. Оно, правда, будет не совсем обычным: без
определенного маршрута, конкретного
направления. Мы можем «перепрыгнуть» из
десятилетия в десятилетие, «кружить» по городу
от дома к дому, не обращая внимания на их
местонахождение, поскольку цель нашей прогулки — Москва
в интересных числах.

Нет тебе на свете равных,
Стародавняя Москва!
Блеском дней, вовеки славных,
Будешь ты всегда жива!
Град, что строил Долгорукий
Посреди глухих лесов,
Вознесли любовно внуки
Выше прочих городов!

В.Брюсов

2. Устный счет: «Даты и числа из истории Москвы»

Задание 1.

Древнее сказание о Москве начинается так: «Кто
думал — что Москве царством быти, и кто же знал,
что Москве государством слыти?» Но забыл
летописец отметить, когда же Москва стала
центром государства, объединив все княжества?
Помогите ему, если известно, что век — это сто лет.
Век же, в котором произошло данное событие,
обозначается двузначным, нечетным числом,
которое одновременно делится на 3 и на 5 и не
является наименьшим в ряду данных.

Ответ: XV век.

Задание 2.

Венецианский «Муроль» (архитектор) Аристотель
Фьораванти — автор одного из замечательных
сооружений Московского Кремля — Успенского
собора, отстроенного на месте старого, у коего
рухнули своды.

Отгадайте год постройки собора, если известно,
что первое число меньше второго на 3, четвертое
число больше второго на 5, а третье — меньше
четвертого на 2 (как и у всех четырехзначных
чисел, обозначающих год, первая цифра равна
единице).

Ответ: 1479г.

Задание 3.

Вековой Кремлевский сон охраняют со всех
сторон стражи-башни. Их удел, чтобы ворог не
посмел вторгнуться в их предел. Выполнив
вычисления, вы узнаете приблизительную высоту
некоторых башен Кремля:

(Приложение 1)

3. Заочное путешествие: «Интересные числа из
истории Кремля»

а) 3-й ученик.

Кремли – кремники — древнерусские крепости -
сохранились во многих городах. Кремль на
Боровицком холме Юрий Долгорукий отстроил
девять лет спустя, т.е. в 1156 году, укрепив его
глубоким рвом и земляным валом. Год от года
разрасталась и богатела крепость над рекой

Москвой. В 1339г князь Иван Калита отстроил стены
и башни Кремля из дуба. В 1367г Дмитрий Донской
облюбовал белый известняк, что хранился в
московской земле в память о море, покрывавшем ее
миллионы лет назад. Из нее и выстроил Москву
Белокаменную.

А в конце XV века, когда стала Москва столицей
Русского государства, великий князь московский

Иван III пригласил лучших зодчих, чтобы сделать
ее торжественной и прекрасной. Тогда и возведены
были красные зубчатые стены, стройные башни и
знаменитые кремлевские соборы.

б) Давайте вспомним некоторые интересные числа
из истории Кремля.

(Приложение 2)

4-й ученик.

Очень интересны башни Тайницкая и Угловая
Арсенальная. А интересны тем, что внутри у них
находится тайник — колодец, в котором была
родниковая вода.

В старину, когда на Москву совершались частые
набеги, жители прятались в подземелье Кремля. Там
они оставались иногда очень долго. В подземельях
были запасы продуктов, а за водой ходили к этим
колодцам. Но в Тайницкой башне есть еще один
тайник — подземный ход к Москве-реке.

(Приложение 3)

Края Москвы, края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил
золотые,
Не зная горести и бед…

А.С.Пушкин.

5-й ученик.

Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах…
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!
Кто Царь-колокол подымет?
Кто Царь-пушку повернет?
Шляпы кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот?

Ф.Глинка.

IV. Викторина «Знаю ли я Москву?» МОСКВЕ – 850
лет.

(Приложение 4)

V.

Вот и завершилось наше «путешествие» по
Москве. Мы узнали много интересных дат и чисел из
истории Москвы.

- Что вам особенно понравилось?

Задаются вопросы по итогам этого путешествия:

а) Что означает слово «Москва»?
б) Почему Красная площадь называется Красной?
в) Где находится собор Василия Блаженного?
г) На какой из Кремлевских башен находятся
Куранты?
д) Каков вес Царь-пушки?
е) У каких московских часов длина минутной
составляет 3 метра 27 сантиметров?
ж) Где находится Лобное место?

Для чего оно служило?

- Что особенно понравилось на экскурсии?

Литература:

Журналы:

  • «Начальная школа»;
  • «Математика в школе»;
  • «История в школе»;
  • «Классный руководитель».

Следующий: