Интегрированный урок биология + физическая культура в 10-м классе по теме Обмен веществ и энергии


Цели:

  • освоить основные биологические понятия по
    данной теме: «ассимиляция», «диссимиляция»,
    «обмен веществ»;
  • раскрыть значение органических веществ при
    выполнении физических упражнений;
  • продемонстрировать на опыте диссимиляционные
    процессы до нагрузки и после нее;
  • определить уровень тренированности учащихся,
    опираясь на данные контроля по работе органов
    дыхания.

Задачи:

  • развивать умение логически мыслить, выделять
    главное в изучаемом материале, познавательный
    интерес;
  • азвивать силовые качества, быстроту, укреплять
    опорно-двигательный аппарат; 3.совершенствовать
    передачу мяча в движении, взаимодействие в
    двойке;
  • содействовать валеологическому воспитанию,
    приобщению к здоровому образу жизни.

Место проведения: учебный кабинет,
спортивный зал.

Оборудование: мультимедийный
проектор, мячи, на каждом столе рабочие листки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Вводная часть.

Учитель биологии: Сегодня на уроке мы начинаем
изучение новой темы «Обмен веществ и энергии».
Все химические реакции, которые протекают в
нашем организме, делятся на две группы. Какие?

Ответ учащихся: Реакции синтеза, реакции
расщепления. Иначе они называются
«ассимиляция» и «диссимиляция». (Презентация).

Обмен веществ, или матаболизм

— совокупность
химических и физических превращений веществ в
организме с момента их поглощения до момента
выведения из организма продуктов их распада.

2. Основная часть.

Учитель биологии: Сегодня мы
остановимся более подробно на реакциях
расщепления, так как в результате диссимиляции
высвобождается энергия, которая идет на нужды
нашего организма, на любую работу — и умственную,
и физическую.

Изучая процесс диссимиляции, мы проведем
несколько опытов. Прежде чем приступить к ним,
вспомним, какие вещества поступают и
расщепляются в нашем организме?

Ответ учащихся: В пищевых продуктах
содержатся белки, жиры, углеводы. Это
органические вещества. Из неорганических — вода
и минеральные соли.

Учитель биологии: Первый опыт связан с
водой.

Цель опыта: определить значение воды
при мышечном сокращении. Сейчас, на разминке,
учитель физической культуры познакомит вас с
методикой опыта.

Учитель физической культуры: Потрогайте
свои бицепсы в расслабленном состоянии, обратите
внимание на их плотность.

Ответ учащихся: Мышцы мягкие.

Проводится разминка: построение;
ходьба; бег (сгибая голень назад; приставным
шагом; правым, левым боком; с высоким подниманием
бедра).

Общеразвивающие упражнения на месте: вращение
мяча вокруг головы; вращение мяча вокруг
туловища; передача мяча партнеру с поворотом
туловища; упражнение «восьмерка».

Упражнения с отягощением: имитация передачи
мяча двумя руками от груди; жим лежа;
выпрыгивание из низкого приседа; поочередные
выпады правой и левой ногой; подскоки со сменой
положения ног.



После разминки учитель физической культуры
просит учащихся потрогать свои мышцы в состоянии
расслабления.

Ответ учащихся: Теперь мышцы на ощупь
более плотные.

Учитель биологии: Почему мышцы стали
более плотными после физической работы?

Ответ учащихся: Это объясняется тем,
что проницаемость капилляров увеличилась, и
тканевой жидкости в мышцах стало больше.

Учитель биологии: Какое это имеет
значение? Ведь основную часть тканевой жидкости
составляет вода, а она не является
энергетическим веществом. Усиление обмена
веществ в мышце приводит к значительному расходу
воды. Вода подводит к мышцам питательные
вещества и кислород, уносит продукты распада,
участвует в промежуточных реакциях. Поэтому
мышцы стали плотнее.

Только что мы выяснили, какова роль воды -
вещества, не являющегося энергетическим, при
сокращении мышц. А что мы знаем про органические
вещества?

Ответ учащихся: Органические вещества
распадаются до неорганических в клетках
организма с освобождением энергии, которую
клетки используют в процессе жизнедеятельности.



Учитель биологии: Прежде чем
приступить к следующему опыту, ответьте на такой
вопрос: организм находится в состоянии покоя;
продолжаются ли в нем процессы диссимиляции?

Ответ учащихся: Да, в состоянии покоя
работают сердце, желудок, почки и другие
внутренние органы, происходят дыхательные
движения.

Учитель биологии: Именно с
дыхательной системой и будет связан второй опыт.
Цель опыта — выяснить, усиливаются ли процессы
диссимиляции при мышечной работе. Попутно
постараемся выяснить, у какого человека:
тренированного или нетренированного -
максимальная задержка дыхания до и после
нагрузки будет большей.

Учитель физической культуры объясняет
методику проведения опыта. Просит учащихся
измерить время задержки дыхания с точностью до 5
с. Учащимся предлагается задержать дыхание на
максимальный срок в состоянии спокойного вдоха.

Затем по команде «Начали!» учащиеся
задерживают дыхание. Через каждые 5 с учитель
громко объявляет: 5; 10; 15 и т.д. Учащиеся запоминают
свое время (чтобы затем внести данные в таблицу);
определяют время задержки дыхания в состоянии
покоя.

Далее учащиеся выполняют упражнения основной
части урока: передача мяча в парах; то же — в
движении; при завершении — бросок мяча по кольцу
в движении; встречная передача мяча в колоннах от
груди двумя руками.

После выполнения упражнений основной части
учитель физической культуры снова объявляет
время задержки дыхания через каждые 5 с. Учащиеся
задерживают дыхание и запоминают цифру (первую
услышанную после возобновления дыхания).

Далее учащиеся работают с учителем биологии.

Заполняется таблица:


Максимальная задержка дыхания
в состоянии покоя, с (А)
Максимальная задержка дыхания
после нагрузки, с (В)
Разница, с (С) Изменение продолжительности
задержки (Д)
45
45

С = А — В

Д = (С : А) * 100

Учитель биологии: Почему после
задержки дыхания в состоянии покоя через
некоторое время дыхание непроизвольно
возобновилось?

Ответ учащихся: Легочная вентиляция
прекратилась, но процессы диссимиляции в тканях
не прекращаются. Распад и окисление в клетках
продолжаются, в результате диссимиляции в кровь
поступает С02; он гуморально действует на
дыхательный центр. Избыток углекислого газа
выводится из организма.

Учитель биологии: В момент задержки
дыхания в состоянии покоя в крови уже имелся
избыток С02. После нагрузки он поднялся от
1-го уровня до 2-го. Когда испытуемый прекратил
дыхание, содержание С02 в крови уже было
повышено, поэтому критическая концентрация С02
в крови накопилась за более короткое время.

У какого человека: тренированного или
нетренированного — максимальная задержка
дыхания до и после нагрузки будет большей?
(Наводящие вопросы: «Экономны ли движения
нетренированного человека; работают ли
определенные группы мышц, или другие — тоже?»;

Ответ учащихся: Движения
нетренированного человека неэкономны, в них
участвуют, помимо тех мышц, от которых зависит
успех действия, и те, которые с данной нагрузкой
не связаны.

Учитель биологии: Кроме того, из-за
поверхностного дыхания кровь плохо очищается от
углекислого газа. Вследствие этого к концу
физических упражнений содержание С02 в
крови нетренированного человека выше, чем в
крови тренированного.У тренированного человека
после работы в крови накапливается меньше С02,
чем у нетренированного после такой же работы, и
он может задержать дыхание на большее время.

Определите для себя свой уровень
тренированности при условии, что показатель до 30%
- это тренированный человек, а после 30% -
недостаточно тренированный.

Учащиеся определяют уровень тренированности.

В состоянии покоя, в момент нагрузки процессы
диссимиляции продолжаются (и протекают с учетом
тренированности).

Учитель биологии: Дома продумайте,
какой комплекс упражнений поможет развитию и
укреплению дыхательной системы (с учетом своих
показателей тренированности).

Учитель: Какой вывод можно сделать
Ответ учащихся: Чем больше тренирован человек,
тем интенсивнее диссимиляция.

Учитель физической культуры: Закрепить
знания поможет эстафета. Для каждой команды
приготовлены конверты с заданиями. В конверте
вопрос и 3 варианта ответа, необходимо выбрать 1
из них. (Приложены к магнитной доске.)

Этапы эстафеты: бег в обруче, ведение
мяча, прыжки с мячом, зажатым между ног, ведение
мяча с броском по кольцу.

Задания в конвертах.

  • Конверт 1. Совокупность реакции расщепления
    называется: а) ассимиляция; б) диссимиляция; в)
    метаболизм.
  • Конверт 2. Совокупность реакций синтеза в
    организме называется: а) ассимиляция; б)
    диссимиляция; в) метаболизм.
  • Конверт 3. В ходе диссимиляции энергия: а)
    поглощается; б) выделяется.
  • Конверт 4. Тренированный человек задерживает
    дыхание: а) на большее время; б) на меньшее время.
  • Конверт 5. Процессы диссимиляции и ассимиляции в
    организме идут: а) одновременно; б) поочередно.
  • Конверт 6. Диссимиляция осуществляется: а)
    только в момент работы; б) только в момент покоя;
    в) и в покое, и во время работы.

Ответы:

1. Диссимиляция.

2. Ассимиляция.



3. Энергия выделяется.

4. Задерживает дыхание на большее время.

5. Идут одновременно.

6. И в покое, и при работе.

Учитель физической культуры предлагает
учащимся провести взаимопроверку ответов на
задание; сделать выводы.

На этом занятие заканчивается. Подвотятся
итоги эстафеты.

III. Заключение.

Какие выводы можно сделать на основании
материала сегодняшнего урока?

Процессы обмена веществ в организме протекают
постоянно.

Две стороны одного процесса. Необходимо
тренироваться, чтобы процесс диссимиляции
проходил интенсивнее

IV. Д/З: параграф 21 учебника.

Продумать и составить комплекс упражнений,
который поможет развитию и укреплению
дыхательной системы (с учетом своих показателей
тренированности).

Использованная литература.

1. В. Г. Чайцев, И.В. Пронина «Новые технологии
физического воспитания школьников»,
издательство Аркти, 2007.




Следующий: