Интегрированный комплекс уроков Люблю тебя, мой край родной!

Цели:

  1. Познакомить учащихся с символикой родного края,
    с символическим значением цвета и формы.
  2. Сформировать представление о гербе как
    отличительном знаке любого человеческого
    сообщества, символизирующем отличие от других
    общностей.
  3. Научить составлению гербов с помощью
    аппликации.
  4. Развивать творческий интерес, познавательную
    активность, ассоциативно-образное мышление.
  5. Воспитывать любовь к малой Родине, ее истории,
    культуре.

Оборудование и материалы:

  1. Плакаты с изображением символики (герб России,
    флаг).
  2. Компьютерная презентация, созданная Power Point.
  3. Раздаточный материал для учащихся, страницы с
    иллюстративным и текстовым материалом.
  4. Музыкальный ряд: Гимн России, гимн НАО, песни о
    Нарьян-Маре.
  5. Технологические материалы: готовые образцы
    работ (гербы), выполненными частично из цветной
    бумаги, шаблоны, цветная бумага, ножницы, клей.

План 1 урока:

  1. Слайд-презентация с видами Ненецкого
    автономного округа, символикой ненецкого края и
    его столицы, об истории появления гербов, об
    основных элементах гербов и их символическом
    значении.
  2. Беседа о малой Родине – Ненецкий автономный
    округ.
  3. Постановка задач на последующие уроки.

Ход урока

1 слайд

Звучит гимн России (ученики встают).

Вступительное слово учителя.

Огромна наша страна Россия! Но у каждого
человека есть особенно дорогие, близкие и милые
сердцу места, где он родился, учился, начал
трудиться, а порой и прожил всю свою жизнь. Это
его родной край, его малая родина. Но вот с чего же
начинается родина? Что означает выражение:
“Начало родины”? Есть начало книги, фильма,
начало дня. А начало Родины? На этот вопрос нам
помогут ответить стихи поэтов.

1 ученик читает стихотворение
М.Матусовского “С чего начинается Родина?” (приложение 1)
2 ученик – стихотворение ненецкого поэта А.
Пичкова “Родина, родина, тропы оленьи…”
(приложение 1)

Слайд 2

Для любого человека Родина начинается с
родного дома и близких людей. Но ведь родной дом -
это не только жилой дом по улице Ленина
или Смидовича, это еще и город, в котором ты
родился, край, в котором ты живешь, и страна, в
которой находится твой край. Для нас – это город
Нарьян – Мар, Ненецкий автономный округ и страна
Россия.

Беседа.

- Какие чувства вы испытываете к своей малой
Родине?

- А что значит любить Родину? (“Любить Родину
– значит жить с ней одной жизнью. Радоваться,
когда у нее праздник. Страдать, когда Родине
тяжело. И главное – беречь Родину” (Ю.Яковлев)).

- А что вы можете сделать для своей Родины?
(ответы детей)

Постановка целей и задач уроков:

Любить Родину – это еще и значит знать ее
культуру, историю, традиции. На этих уроках мы
постараемся узнать еще больше о нашем крае.
Познакомимся с символикой и ее значением. Узнаем
о значении цвета и различных элементов герба. На
последующих уроках попытаемся сделать герб
города и округа своими руками с помощью
аппликации.

А для начала посмотрите на различные виды
нашего края и почувствуйте свою любовь к нему.

Звучит гимн НАО.

Одновременно показываются слайды с
фотогалереей Ненецкого округа (слайды
3-25)

- Красив и необычен наш край! Что вы знаете о нем?
(Ответы детей).
- Молодцы! А теперь поговорим о символике.

Вы, конечно, знаете, как выглядит Герб России
(иллюстрация). Где можно встретить его
изображение?
(ответы детей) . Гербами называют
особые фигуры или символические изображения,
выполненные по определенным правилам и служащие
постоянными отличительными знаками государства,
города, рода или даже отдельного человека.

- Откуда появились гербы?

Ученики читают о появлении гербов в учебнике на
стр.27.

- А как выглядит герб нашего округа? (Ответы
детей).

Слайд 26-28. Сопровождается
рассказом о гербе НАО.

Герб Ненецкого автономного округа
символизирует государственно-правовой статус
субъекта Российской Федерации и отражает
самобытность и традиции Ненецкого автономного
округа. Использование в гербе трех цветов –
серебряного, зеленого и лазурного –
символизирует гармонию трех стихий: неба
(серебро), земли (зеленый), воды (лазурный). Серебро
символизирует благородство, откровенность,
правдивость. В национальной символике серебро
также обозначает Север, чистоту, искренность и
снег. Зеленый цвет обозначает летнюю тундру, этот
цвет является символом надежды, изобилия и
свободы. Лазурный (синий, голубой) цвет
символизирует реку Печору, которая по старинным
поверьям народов, проживающих по ее берегам,
соединяет мир живых и их предков, прошлое и
будущее. Орнамент выполнен в виде ненецкого
узора, отображающего характерные особенности
традиционного образа жизни местного населения (в
верхней части композиции — надвершие чума, в
нижней части композиции — оленьи рога). В центре
герба помещено изображение пламени, которое для
Заполярья имеет особое жизнеутверждающее
значение. Огонь является символом энергии, света,
уюта и тепла, которые наиболее ценятся на Севере.
Серебряное пламя в синем круге символизирует
огонь и природные богатства округа — нефть и газ.
Золотая земельная корона обозначает
государственный статус Ненецкого автономного
округа как субъекта Российской Федерации.
Орденские ленты, украшающие гербовый щит,
показывают заслуги округа, отмеченные орденом
Трудового Красного Знамени (1979 г.) и орденом
Дружбы народов (1972 г.).



Слайд 29-30. Сопровождается
рассказом о гербе г. Нарьян-Мара.

Герб Нарьян-Мара утверждён 7 апреля 1978 года
исполкомом окружного Совета народных депутатов
по проекту Семена Ивановича Коткина.

«В гербе центральное место занимает
изображение головы оленя с рогами,
символизирующее главное занятие местного
населения — оленеводство. В нижней части герба
стилизованные рыбы и вода отражают другое
занятие населения — рыболовство. В центре рогов
буровая вышка — отображение новой молодой
растущей отрасли — геологии. Основание герба и
окантовка — светлый металл. Внутреннее
заполнение деталей и фона герба — голубая, синяя и
белая эмаль (взаимосвязь неба, воды и снега)».

Современная версия герба Нарьян-Мара
разработана специалистами Союза геральдистов
России, утверждена 31 мая 2001 года и внесена в
Государственный геральдический регистр
Российской Федерации под № 762.

Описание герба:

«В червлёном (красном) поле с лазоревой
(синей, голубой) включённой, выщерблённой
оконечностью обременённой двумя серебряными
сообращёнными рыбами серебряная голова
северного оленя настороже».

Обобщение.

-

Понравился ли вам урок?
- Что нового узнали о своем родном крае?
- Какие чувства возникли у вас?

Д/з: цветная бумага, клей, ножницы.

План 2 урока “Герб НАО”:

  1. Постановка технологической задачи.
  2. Закрепление значения основных элементов герба
    НАО.
  3. Практическое выполнение задания.
  4. Подведение итогов и анализ работ.

Ход урока

1. Постановка технологической задачи:

-

Сегодня на уроке мы попробуем изготовить
герб Ненецкого автономного округа.

2. Закрепление значения основных
элементов герба НАО.

- Давайте вспомним, как выглядит герб. (Ответы
детей. Затем, для проверки, слайд 28)

- Что потребуется для его выполнения?
- Какой вид работы с бумагой вы выберете?
(Аппликация).

Правила техники безопасности.

- О каких правилах техники безопасности мы
должны помнить, выполняя эту работу? (Основные
правила работы с клеем и ножницами).

3. Практическое выполнение задания
течение выполнения работы звучат песни о родном
крае).

1. Основа для герба для каждого ученика.

2. Работа с шаблоном: вырезывание элементов
герба, перенос шаблона на цветную бумагу нужного
цвета, вырезывание деталей, расположение их на
основе.

3. Склеивание элементов герба на основе.

4. С обратной стороны работы приклеивается
листок с информацией о гербе НАО (приложение
2)

4. Подведение итогов и анализ работ.

План 3 урока “Герб г.Нарьян-Мара”.

  1. Постановка технологической задачи.
  2. Закрепление значения основных элементов герба
    столицы НАО.
  3. Практическое выполнение задания.
  4. Подведение итогов и анализ работ.

Ход урока

1. Постановка технологической задачи.

Звучит песня “Нарьян- Мар, мой Нарьян – Мар”.

- Сегодня мы будем говорить о столице нашего
округа г. Нарьян-Маре и выполним герб города с
помощью аппликации.
- Что вы знаете о родном городе? (Ответы детей).

2. Закрепление значения основных элементов
герба столицы НАО.

- Кто автор герба города? Какие цвета
использовали в гербе? Что символизируют эти
цвета? (Для проверки слайд 30)
- В какой последовательности можно выполнить
аппликацию для более рационального
использования времени? (Ответы детей).

Правила техники безопасности.

- О каких правилах техники безопасности мы
должны помнить, выполняя эту работу? (Основные
правила работы с клеем и ножницами).

3. Практическое выполнение задания
течение выполнения самостоятельной работы
звучат песни о родном крае).

1. Работа выполняется на картоне белого цвета,
что символизирует белый снег, чистоту.

2. Работа с шаблоном:

3. Склеивание элементов герба.

4. С обратной стороны работы приклеивается
листок с информацией о гербе г. Нарьян-Мара (приложение 3)

4. Подведение итогов и анализ работ.

Обобщение всех уроков:

Слайд 31.

Заключительное слово учителя:

- Ребята, мы закончили серьезную работу по
изготовлению гербов нашего края. Я надеюсь, что
на протяжении этих уроков вы снова почувствовали
себя патриотами своей страны, своей малой Родины.
У вас получились замечательные работы! Вы можете
оформить гербы в рамки и украсить свой дом. В
завершении давайте споем гимн нашей малой
Родины.

Звучит гимн НАО (ребята подпевают). Спасибо за
уроки!




Следующий: