Интегрированный элективный курс истрия + технология Из прошлого – в настоящее

“Уровень культуры эпохи, как и отдельного
человека, определяется отношением к прошлому”

А. С. Пушкин


Пояснительная записка

Мы живем в окружении самых разных
предметов, встречаемся с ними и дома, и на улице.
Почти никто не задумывается над тем, откуда эти
предметы пришли в нашу жизнь. Многие из них берут
свое начало в далеком прошлом. Поэтому отношение
к русскому национальному наследию должно быть
особенным. Элективный курс “Из прошлого – в
настоящее” реализует историко-эстетический
подход к обучению и воспитанию учащихся,
формирует толерантную личность как носителя
национальных культурных традиций.

В соответствии с федеральным
компонентом Государственных стандартов
основного общего образования по истории и
технологии элективный курс способствует решению
задач, которыми являются формирование у учащихся
гражданской позиции, национальной идентичности,
воспитание патриотизма и толерантности.

Знание народных традиций, зачастую
связанных с декоративно-прикладным искусством,
играет особую роль в развитии у детей любви к
Родине, бережного отношения к национальной
культуре. Традиции наиболее прочно связаны с
жизнью и бытом человека. В той или иной форме
ребенок сталкивается с ними ежечасно, ощущает на
себе силу их воздействия. Простые и красивые
изделия народных умельцев, желание узнать их
назначение, учат детей любить родную культуру,
ценить традиции родных мест, уважать труд. Они
формируют у ребенка эстетическое и философское
восприятие мира, передают детям представление
народа о красоте, добре, зле и предназначении
человека.

Элективный курс “Из прошлого – в
настоящее” предполагает изучение следующих
разделов:

“Народный быт”;
“Вышивка родного края”;
“Рушник”;
“Народная кукла”;
“История народного костюма”;
“Изготовление куклы-сувенира в народном
костюме”;
“Проектирование”.

Целью

элективного курса является
возрождение духовного наследия народа,
сохранение и развитие художественных традиций
как частей материальной и духовной культуры
русского народа.

Для достижения поставленной цели
предполагается решение ряда задач:

– формировать знание культурных
традиций предков, обучать конкретным
технологиям, умениям и навыкам различных видов
декоративно-прикладного искусства;

– воспитывать способности осмысления
ребенком роли и значения традиций в жизни народа,
в быту и в повседневной деятельности;
воспитывать у подрастающего поколения бережное
отношение к культурному наследию, к истории и
традициям России, уважение к труду;

– развивать образное и логическое
мышление, творческие способности, эстетический и
художественный вкус; развивать навыки
самообразования и самоанализа; содействовать
формированию всесторонне развитой личности.

Специфика

данного курса состоит в
том, что он является интегрированным
(технология + история)
, в его основу положена
научно-практическая деятельность ребенка,
которая предполагает исследовательское
изучение культурного явления с последующим его
изготовлением. Курс рассчитан на 34 часа и может
быть освоен в течение года (одно занятие в
неделю).

Обучение проводится в двух
направлениях: усвоение теоретических знаний и
формирование практических навыков.

Во время реализации программы будут
использованы такие формы и методы как рассказ,
беседа, объяснение, лекция, а также выполнение
практических заданий.

Подведение итогов работы является
необходимым моментом в работе творческого
коллектива. Элективный курс не является
традиционной формой обучения, в отличие от урока.
Этим объясняется выбор формы контроля в виде
разработки и презентации творческого проекта.
Для того, чтобы получить допуск к работе над
проектом, учащимся предлагается выполнить тест.
По результатам презентации выставляется зачет.


Содержание курса

Вводное занятие (2ч).

Цели, задачи курса. Предмет курса. Актуальность.
Специфика.

Народный стиль. Народный стиль в современной
моде. Показ школьной коллекции “Старинный
образ”. Примерочная. Беседа по охране труда.
Анкетирование.

Основные задачи раздела:

– познакомить с целями, задачами, спецификой,
актуальностью курса;

– развивать интерес к народной культуре через
знакомство со школьной коллекцией;

– прививать учащимся безопасные приемы
трудовых действий.

Народный быт (3 ч).

Отношение человек — природа. Строительство
дома. Трехчастная структура дома (верх, середина,
низ). Выбор материала для строительства. Выбор
места строительства. Выбор времени начала
строительства. Дерево как значимая составляющая
народного быта.

Отношение человек — вещь. Окна. Двери. Труба.
Печь. Стол. Предметы быта (посуда, полотенца,
занавеси и т.д.). Отношение человек — человек.
Хозяин и хозяйка. Особенности национального
гостеприимства.

Особенности орловского народного быта.
Основные народные обряды (рождение, крестины,
свадьба и др.). Орловский свадебный обряд.

Основные задачи раздела:

– охарактеризовать ряд понятий: дом, изба, хата,
матица, окно, дверь, труба, печь, стол и т.д.;

– расширить представление о доме как макете
мироздания;

– познакомить с особенностями орловских
народных обрядов.

Вышивка родного края (4 ч.).

История вышивки орловского края. Виды вышивок.
Цвет в вышивке. Символика в вышивке. Материалы.

Вышивка крестом. Орловский спис. Приемы работы.

Выполнение образца.

Основные задачи раздела:

– познакомить с историей вышивки орловского
края, ее видами и символами;

– закрепить навыки вышивания крестом и в
технике “орловский спис”;

– отработать безопасные приемы вышивания.

Рушник (2 ч.).

История появления полотенец. Этимология слова
рушник. Выбор термина. Использование полотенец в
быту. Виды рушников. Символика орнамента.
Материалы.

Выполнение эскиза рушника (рисунок).

Основные задачи раздела:

– познакомить с понятиями: полотенце, рушник;

– рассмотреть особенности использования
полотенец, рушников;

– выполнить эскиз рушника.

Народная кукла (2ч.).

Народная кукла. Типы и назначение кукол.
Культовые и обрядовые куклы: обереговые куклы,
обрядовые куклы. Символика и семиотика кукол.
Функции, назначение кукол. Место народной куклы в
современном мире. Куклы-сувениры.

Изготовление обереговых кукол: Зольница,
Пеленашка, Куватка.

Основные задачи раздела:

– познакомить с понятиями: народная кукла,
культовые и обрядовые куклы, Зольница, Пеленашка,
Куватка;

– расширить знания учащихся о функциональном
назначении кукол;

– изготовить обереговую куклу (по выбору
учащихся).

История народного костюма (4 ч.).

Из истории народного костюма. Северный и южный
вариант народного костюма (общее и отличия).

Женский народный костюм (рубашка, понева,
гашник, сарафан и др.) и головные уборы (сорока,
кичка, кокошник и др.).

Декоративные украшения праздничного женского
костюма (ожерелки, гашник и др.).

Орловский народный костюм. Народные верования,
связанные с одеждой.

Основные задачи раздела:

– познакомить с понятиями: северный и южный
вариант народного костюма, рубашка, понева,
гашник, сарафан, сорока, кичка, кокошник,
ожерелки, гашник и т.д.;

– рассмотреть особенности орловского
народного костюма.

Изготовление куклы-сувенира в народном костюме
(5ч.).

Технология изготовления куклы-сувенира в
народном костюме.

Изготовление куклы-закрутки.

Изготовление рубахи для куклы.

Изготовление поневы, передника.

Изготовление головного убора и декоративных
украшений.

Основные задачи раздела:

– изучить технологию изготовления
кукол-сувениров;

– изготовить сувенирную куклу в народном
костюме.

Заключительное занятие (2ч.).

Экскурсия в краеведческий (школьный) музей.

Тестирование.

Основные задачи раздела:

– комплексный контроль приобретенных знаний,
умений, навыков.

Проектирование (8 ч.)

Основные задачи раздела:

– отработать навыки проектной деятельности;

– закрепить знания, полученные в ходе изучения
элективного курса “Из прошлого – в настоящее”.

Презентация проектов (2 ч.)

Возможные темы проектов:

  1. Мы родом из Орловщины (народный быт орловских
    крестьян).
  2. Дом и семья в русской традиции.
  3. Орловский рушник.
  4. Магическое узорочье Орловщины (“орловский
    спис”)
  5. Час потехи: русская игра и игрушка.
  6. Праздничный день в крестьянском доме (рассказ,
    сценарий).
  7. Орловская народная свадьба (рассказ, сценарий).
  8. Старинный образ (женский народный костюм)
  9. Древо жизни (народная вышивка).
  10. Народная кукла и крестьянские праздники.

Учебно-тематический план


№ п/п

Основное содержание

Всего

Лекции с элементами беседы

Интерактивных занятий

Практических занятий

Экскурсий

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Народный быт

3

2

1

3

Вышивка родного края

4

1

1

2

4

Рушник

2

1

1

5

Народная кукла

2

1

1

6

История народного костюма

4

2

2

7

Изготовление куклы-сувенира в народном
костюме

5

2

3

8

Заключительное занятие

2

1

1

9

Проектирование

8

8

10

Презентация проектов

2

2

Всего:

34

8

18

7

1

Список литературы

  • Аниканов В.Ф. На земле вятичей.– Мценск, 2000.
  • Бойцова Т.Е. Динамика численности и состав
    населения Орловской области. // Материалы для
    учителей географии. Орел, 2005. (По данным
    Всесоюзной переписи населения 2001 г.)
  • Воронов А.А. Крестьянские свадьбы в Устюженском
    уезде Новгородской губернии. В сборнике: Устюжна:
    Краеведческий альманах. Вып. III. Вологда:
    «Русь», 1995. Печатается по изданию: Памятная
    книжка Новгородской губернии на 1897 год. Новгород,
    1897.
  • Вейс Г. История культуры народов мира. Загадка
    великой культуры. Россия Х – ХХ вв. М.: Изд-во
    Эксмо, 2005.
  • Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в
    жизни человека: учеб. для 5 кл. общеобразоват.
    учреждений/ Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред.
    Б.М.Неменского.– 5-е изд.– М.: Просвещение, 2006.
  • Гура А.В. Лингвоэтнографические различия и
    общность в маргинальной зоне русского севера (на
    материале свадебного обряда). // Ареальные
    исследования в языкознании и этнографии.
  • Гура А.В. Опыт ареальной характеристики
    славянского свадебного обряда и его
    терминологии. // Формирование раннефеодальных
    славянских народностей. — М., 1981.
  • Гура А.В. Опыт выявления структуры
    севернорусского свадебного обряда: (По
    материалам Вологодской губ.). // Русский народный
    свадебный обряд. С. 72-88.
  • Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы:
    Традиционные народные куклы. Керамика/ авт.-сост.
    О.Я.Воробьева.– Волгоград: Учитель, 2008
  • Занятия по прикладному искусству. 5-7 классы:
    работа с соленым тестом, аппликация из ткани,
    рукоделие из ниток/ авт-сост. Е.А.Гурбина.–
    Волгоград: Учитель, 2008
  • Зорин Н.В. Русский свадебный ритуал.– М., 2004.
  • История Орловского края. Ч.1. С древнейших времен
    до конца XIX века.– Орел, 2004.
  • Каштанов Ю.Е. Русский костюм.– М.: Изд-во “Белый
    город”, 2005.
  • Костромичева М.В. Этнолингвистическая
    программа-вопросник по теме “Свадебный обряд”.
    Учебно-методическое пособие по проведению
    диалектологической практики для студентов
    филологического факультета.- Орел, 2004.
  • Костромичева М.В. Свадебный обряд Орловского
    края. Учебное пособие по курсу “Лингвистическое
    краеведение” для студентов филологического
    факультета.– Орел: ОГУ, 2005.
  • Лисова К. Л. Народоведение: Учеб. пособие для
    учащихся 9 кл. общеобразоват. школы.– М.:
    Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004
  • Макашов А.И. В центре России.– Орел:
    издательство Орловской государственной
    телерадиовещательной компании, 1994.
  • Молотобарова О.С. Учите детей вышивать: Учеб.
    пособие для студ. Учреждений сред. проф.
    образования.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  • Народные песни Орловского края: Сборник/Записи,
    вступительная статья, примечания Р. А.
    Масленниковой.– Тула: Приок. кн. изд-во, 1987.
  • Неделин В.М. Орел изначальный.– Орел: Вешние
    воды, 2001.
  • Орел из века в век. Летопись основных событий. 1566
    – 2000 гг.– Орел: Изд-во ОРАГС, 2003.
  • России Черноземный край.– Воронеж: Центр
    духовного возрождения Черноземного края, 2002.
  • Русский народный свадебный обряд: исследования
    и материалы.– Л., 1978.
  • Словарь русского языка Т.1-4-М., 1981-1984, с.224
  • Толстой Н.И. Некоторые вопросы соотношения
    лингво- и этнографических исследований. //
    Проблемы картографирования в языкознании и
    этнографии. — Л., 1974. С. 16-21.
  • Федюшкина И.С. Вышивка. От простого шва к
    сложному узору.– М.: Профиздат, 1996.
  • Studia culturae. Альманах кафедры философии культуры и
    культурологии и Центра изучения культуры
    философского факультета Санкт-Петербургского
    государственного университета. Выпуск 2. СПб.:
    Санкт-Петербургское философское общество, 2002.
    С.130-146
  • Ресурсы Интернет

  • http://ermak65.ru
  • http://www.sunhome.ru
  • http://russwedding.narod.ru
  • http://narod.ru
  • http://www.art.oryol.ru
  • http://www.RUKUKLA.ru
  • http://www.skreen.ru
  • http://www.rondtb.ru
  • http://www.DollPlanet.ru
  • http://www.tipilip.ru
  • http://www.orna.ru
  • Следующий: