Интегрированный бинарный проект Зимний пейзаж в искусстве


Дети получают полную картину знаний о «Зимнем пейзаже», учатся не только рисовать, но и пытаются описать своё впечатление, свои чувства. Знакомство с мастером И.И. Шишкиным и его картиной «Иней», позволяет детям увидеть великое мастерство художника и попробовать самим описать не только красоту зимнего леса, но и своё настроение. На втором уроке детям предоставляется возможность стать художником-пейзажистом. Ранее пережитое и воплощённое на бумаге чувство помогает ребёнку глубже проникнуться в тему пейзажа и позволяет раскрыться как художнику.



Первый урок развития речи в 4-м классе

Тема: «Сочинение по картине «Иней» И.И. Шишкина

Цели урока:

  • Познакомить с творчеством И. И. Шишкина;
  • развивать орфографическую зоркость, умение использовать простые и сложные предложения в письменной речи;
  • обогатить словарный запас детей, дать понятие «глаголы звучания»;
  • учить чувствовать красоту слова;
  • воспитывать чувство любви к русской природе;
  • развивать наглядно-образное и абстрактное мышление, творческие способности.

Оборудование:

  • Репродукция картины И.И. Шишкина «Иней».
  • Опорные, ключевые, словарные слова.
  • Звукозапись «Времена года» П.И. Чайковский.
  • Иллюстрации зимнего пейзажа.

Ход урока

Мотивация

Закройте глаза. Дышите ровно, расслабьте плечи, уроните голову вперёд. Продолжайте ровно дышать. Покачивайте головой из стороны в сторону. Подбородком вычертите слегка изогнутую линию на груди. Откройте глаза! Вы спокойны. Настроение хорошее! Тогда вперёд!

Актуализация знаний

Впечатления от экскурсии:

– Каким вам показался лес, деревья в городе? Какие деревья были особенно нарядны?

Полюбуйтесь – маскарад!
Лес меняет свой наряд.
Снял он пёстрый – мерит новый:
Собирается на бал!
В. Приходько

Посмотрите, как фотограф запечатлел зимний, новый наряд леса. (Учитель показывает изображения зимнего пейзажа)

– Как деревья надевают свой наряд? Как это происходит в сказке «Морозко», мы сейчас посмотрим. (Видеофрагмент сказки «Морозко»)

Сегодня мы встретимся с другим волшебником, который может преобразить лес. Это Иван Иванович Шишкин.

– Кто хочет выступить, из клуба «любознательных»? (Об авторе)

– В каком жанре изобразительного искусства работал художник? (пейзаж)

Иван Иванович Шишкин очень любил природу России. В своих картинах он изображал дремучие леса, опушки, поля, залитые солнцем; стремился как можно вернее передать родную русскую природу. Он неустанно наблюдал и делал множество зарисовок и в лесу, и в поле. Затем в мастерской писал свои выдающиеся картины. Шишкин выбирает пейзажные мотивы, выражающие славу, мощь, силу русской природы. Ему нужен пространственный размах. Он любит постоянство, лето, день, редко утро, ещё реже вечер. Это великолепный мастер этюда.

Перед вами репродукция картины «Иней». (Учитель выключает свет, включает постепенно – краски на картине играют разными оттенками.)

– Ваше первое впечатление от картины?

– Что изобразил автор? Какова композиция картины?

– Какими красками пользуется художник?

Живопись – искусство говорящих красок. Цвет – это главное. С помощью цвета художник добивается нужного впечатления, создаётся образ.

– Назовите холодные цвета?

Работа в малой группе: вам необходимо подобрать как можно больше слов описания и глаголов звучания.

1 группа 2 группа 3 группа
прилагательные существительные глаголы звучания

А теперь послушайте отрывки из описания зимнего леса. Скажите, какими выразительными средствами языка пользуются великие мастера?

Жалкий кустик, в своём обычном виде похожий на растрёпанный веник, напоминает тут с силой вырвавшийся из-под запорошенной земли взрыв.
Куча полусгнившего хвороста, загромоздившая крошечную поляну, похожа на перепутанное кружево, сплетённое рукою великана…
Сиреневым был иней на берёзах. Сиреневыми были облака, там, где должно с минуты на минуту показаться солнце…
Скромно вошла зима в берёзовую рощу, улеглась, и сразу всё вокруг заискрилось, побелело. Но вот стукнул мороз, распушил инеем макушки деревьев, одел их в белоснежный наряд…

Словарная работа: Художник, автор, картины, живопись, изобразил, показал, передал, запечатлел, репродукция.

А теперь, рассмотрите внимательно картину и представьте, что вы оказались в самой чаще зимнего леса.

Нужно только уметь увидеть. А увидишь – узнать захочешь. Узнаешь – непременно полюбишь, а полюбишь в обиду не дашь. Уж так человек устроен: что любит, то и защищает.

Эпиграфом вашего сочинения могут быть такие строки поэта С. Есенина:

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна…



Физкультурная пауза: дети катают по ладони грецкий орех.

Самостоятельная работа детей.

Дети пишут сочинение по картине.

Итог урока: чтение готовых сочинений

Второй урок изобразительного искусства в 4 классе

Тема: Зимний пейзаж.

Цели:

  • рисование по памяти реальных объектов, по наблюдениям экскурсии;
  • учить рисовать зимнее дерево в смешанной технике – гуашь, акварель (мазком, тычком, отмывкой тона);
  • знакомство с законами композиции, разновидностями пейзажа.

Задачи:

  • Усвоение начальных сведений о светотени, законах линейной перспективы.
  • Анализ изображаемых предметов, выделение при этом особенностей конструкции, формы, пространственного положения, особенностей цвета, распределение светотени.
  • Воспитание бережного отношения к природе.
  • Воспитание любви к искусству.

Оборудование:

  • репродукции картин: И.И. Шишкин «На севере диком», Грабарь «Февральская лазурь», Мещеряков «Зима», К. Васильев «Лебеди».
  • у детей: гуашь, палитра, баночка для воды, кисти, тряпочка.

Ход урока

Продолжение темы пейзажа: Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра: сельский, городской, парковый, морской, архитектурный, космический, морской, архитектурный, героический, исторический. Дети догадываются, что изображено на этих пейзажах.

А вот самые сложные:

  • Пейзаж настроения – стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям, придать пейзажу лирическую окраску, чувство тоски, грусти, тихой радости.
  • Эпический пейзаж – величественные картины природы, полные внутренней силы, особой значимости и спокойствия.
  • Романтический пейзаж – бунтарское начало грозовой тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра.

Сегодня мы открываем творческую мастерскую художников-пейзажистов. Мы рисуем зимний пейзаж. А какой, вы выбираете сами (эпический, настроения, романтический).

Вспомним законы перспективы:

– Как изображаются ближние и дальние предметы?

Ответы детей:

  • Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удалённые – обобщённо.
  • Все ближние предметы воспринимаются чётко, а удалённые неопределённо. Для передачи пространства контуры ближних предметов надо делать резче, а удалённые – мягче.
  • На большом расстоянии светлые предметы надо слегка «притенить», а темные осветлить.
  • Все ближние предметы обладают контрастной, сильной светотенью и кажутся объёмными, все дальние – слабо выраженной светотенью и кажутся плоскими.

Как дерево растёт:

– Какова зависимость расположения ветвей и характер силуэта от породы дерева?

Дети: Линии в природе разные по характеру: прямые и изогнутые, плавные и колючие, длинные и короткие. Разным характером линий можно создать разные образы разных деревьев: тонкая, пышная веточка берёзы, движение линий направлено вниз: ветки этого дерева закручены и переплетены.

Учитель: Обращаю ваше внимание, что соблюдение одной лишь линейной перспективы не даёт грамотного изображения. Все предметы с удалением не только кажутся меньше, но ещё как бы «тают» в воздухе, имеют меньшую силу света и тени, меньшую контрастность.



Физкультурная пауза: «Как на горке на горе…»

Самостоятельная работа детей:

  • Работа кистью без карандаша (гуашь): замалёвок, линейное построение от общего к частному – короткими отрезками намечается композиционное расположение.
  • Прорисовка деталей.

Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»

Во время работы учитель обращает внимание на то, чтобы дети правильно определяли и передавали общий цвет, широко и сочно заливали краской изображаемые предметы.

Итог урока: Выставка работ.




Следующий: