Интегрированные уроки в начальной школе

Урок – это часть жизни ребенка, и проживание
этой жизни должно совершиться на уровне высокой
общественной культуры. Сорокаминутный момент
жизни – это продолжение домашней, уличной жизни,
это “кусок истории личностной судьбы ребенка”.

Предметные программы, к сожалению, составлены
так, что знания ребенка остаются разрозненными,
искусственно расчлененными по предметному
признаку. Потребность преодолеть эти
противоречия привела к попытке разработать
систему интегрированных уроков.

Интеграция на разных ступенях обучения имеет
свои особенности. Интегрированные уроки в
начальной школе призваны научить ребенка с
первых шагов обучения представлять мир как
единое целое, в котором все элементы
взаимосвязаны. Немного обо всем. В начальной
школе интегрированные уроки целесообразно
строить на объединении достаточно близких
областей знаний. Так, чтение как предмет включает
помимо литературных текстов материалы по
истории, природоведению. Математика содержит
геометрический, алгебраический и арифметический
материалы. Природоведение включает сведения из
географии, биологии, ботаники.

На интегрированных уроках дети работают легко
и с интересом усваивают обширный по объему
материал. Важно и то, что приобретаемые знания и
навыки применяются младшими школьниками в их
практической деятельности не только в
стандартных учебных ситуациях, но и дают выход
для проявления творчества, для проявления
интеллектуальных способностей.

Из школьной практики известно, что вопросы,
требующие рассмотрения чего-либо с непривычной
стороны, нередко ставят детей в тупик. И это
понятно: ведь их этому не учили. Разумеется,
увидеть что-то по-новому, и не так, как ты видел
раньше, – очень не простая задача. Но этому можно
научить, если направить процесс обучения на
развитие творческих способностей учащихся.

Введение интеграционной системы может в
большей степени, чем традиционное предметное
обучение, способствовать воспитанию широко
эрудированного человека, обладающего целостным
мировоззрением, способностью самостоятельно
систематизировать имеющееся у него знания и
нетрадиционно подходить к решению различных
проблем.

Я часто провожу интегрированные уроки,
особенно при повторении и закреплении
пройденного материала. На уроках математики
можно увидеть и географические карты, и таблицу
Менделеева, и Книгу рекордов Гиннеса,
энциклопедии, толковые словари и т.д. Что такое
сталактиты и сталагмиты? Посмотрели определение
в “Толковом словаре”, а затем решили задачу о
них: В пещере высотой 7м сталактит и сталагмит
имеют одинаковую высоту, равную 40см. За год
каждый из них вырастает на 3см. Через сколько лет
они соединятся?

Интеграция на основе сюжетного построения
урока позволяет побуждать детей к разнообразным
занятиям, перерастающим в активное их участие в
групповых, парных и других формах коллективных
занятий. Домашние задания способствуют
раскрытию творческого потенциала детей. Ребята
составляют интересные задания для
одноклассников: ребусы, кроссворды, чертежи,
таблицы.

Включение системы содержательно-логических
заданий, дидактических игр, нестандартных задач
и специальных заданий, направленных на развитие
познавательных процессов младших школьников.
Способствует более осознанному усвоению
изучаемого материала на качественно ином, более
высоком уровне.

Так, например, отправляясь в путешествие с
капитаном Врунгелем на его знаменитой яхте
“Беда”, ребятам 3-го класса нужно будет взять с
собой знания по природоведению, русскому языку,
математике.

Конспект интегрированного урока по математике
и природоведению.

Тема урока: Деление на многозначные числа.
Загадочный материк – Австралия.

Цели урока:

совершенствовать навыки деления на
многозначные числа;
развивать творческое воображение и логическое
мышление учащихся;
воспитывать любовь и бережное отношение к
природе.



– Куда мы отправимся сегодня на уроке,
догадайтесь сами. Это самый маленький материк на
Земле. Располагается в южной части Восточного
полушария и омывается Тихим и Индийским
океанами. Большая часть территории занята
пустынями. (Австралия.)

– Покажите на карте этот материк.

– Какими видами транспорта можно
воспользоваться, чтобы попасть в Австралию?

– Найдите в “Толковом словаре” значение слова
“яхта”.

– Какие еще виды водного транспорта вы знаете?

– Покажите на карте водный путь из Москвы в
Австралию.

– Воспользуйтесь масштабом, определите
расстояние, которое нам предстоит преодолеть.

– В каких единицах измеряются водные
расстояния?

– Чему равна одна миля?

– Переведите расстояние до Австралии в мили.

– В путешествии нам необходимы продукты,
пресная вода. В сутки человеку необходимо 2 литра
воды. Нас 28 человек. Путешествие продлиться 7
дней. Какой запас воды нужно взять с собой в
путешествие?

Из Австралии получена шифровка: “1 2 3 4 2 5 6 2 7 5 6 2 7
8”. В ней разные цифры обозначают разные буквы, а
одинаковые цифры – одинаковые буквы. Что могло
быть написано в шифровке?

а) думай и трудись;
б) гуляй и отдыхай;
в) вперед к победам;
г) мой вопрос прост.

Капитан Врунгель разложил сокровища в три
разноцветных сундука, стоящих у стены: в один –
драгоценные камни, в другой – золотые монеты, а в
третий – магические книги. Он помнит, что

– красный сундук правее, чем драгоценные камни;
– магические книги правее, чем красный сундук.

В каком сундуке лежат магические книги, если
зелёный сундук стоит левее, чем синий?

Пока мы с вами решали эти задачи, на горизонте
показалась Австралия. Столица Австралии –
Канберра. Два крупнейших города – Мельбурн и
Сидней. Коренные жители – аборигены, т.е.
“древнейшие жители”. Для коренных жителей
Австралии – Земля и все живое – растения и
животные – священны, так что хрупкое равновесие
австралийской природы ничто не нарушает. Можно
считать этот материк огромным заповедником.
Большинство населяющих его животных не
встретишь больше нигде в мире.

В реках обитает двоякодышащая рыба рогозуб,
которая дышит как жабрами, так и легкими.

Очень интересен утконос – древнее и
таинственное животное. Тело его покрыто мягкой
шерстью, роговой клюв похож на утиный. Он
откладывает яйца, как ящерица и крокодилы, но
вскармливает детенышей молоком, как все
млекопитающие. Утконосы живут по берегам рек,
хорошо плавают и питаются мелкой рыбёшкой и
личинками насекомых.

Когда первые иноземцы достигли берегов
Австралии, они увидели интересное животное,
прыгающее на двух ногах с сумкой на животе.
Иноземцы спросили у местных аборигенов, как
называется это животное, местные жители
ответили, не понимая вопроса: “кенгуру”. Что в
переводе означало – “не понимаем”.

В Австралии живет около 50 видов кенгуру. Один из
самых крупных видов – рыжий кенгуру (до 2-х метров
в высоту). А родившийся детеныш – 4 см. Определите,
во сколько раз детеныш меньше своих родителей?

Для местных жителей капитан Врунгель
приготовил задания. А кто из вас справится с ними?

1. За первую минуту человек прошел 90 м, за вторую
– 110 м, а за третью – 88 м. С какой средней
скоростью он шел?
2. Для спортивной школы купили по одной и той же
цене футболки: 15 белых и 20 голубых. За голубые
футболки заплатили на 150 руб. больше, чем за белые.
Какова цена одной футболки?
3. Чему рана разность 1 дм 2 – 20 см 2 ?
4. Запиши число, которое без остатка делится и на
20, и на 30.

Подходит к концу наше путешествие по Австралии.
Нам пора возвращаться домой. Раньше
мореплаватели пользовались бутылочной почтой.
Кто знает, что это такое?

Капитан Врунгель тоже выловил бутылку с
посланием. Что здесь написано, расшифруйте?

ч л а о т у

о и с в и п !

т г с

(Cчастливого пути)

Итог урока.

Оценка деятельности детей.




Следующий: